Тема 5. Личность как объект и субъект общественных отношений Социализация личности. Человек как предмет социального познания. Социальная сущность человека. Единство природного и социокультурного в человеке. Человек в системе социальных связей и отношений.
Личность как активный субъект. Взаимосвязь личности и общества. Понятие и социологические концепции личности. Личность как социальная система и социальный тип.
Личность и социальная среда. Социальный статус и социальная роль личности. Социальные связи и взаимодействия между индивидами и группами. Социальная деятельность. Социальное взаимодействие: сущность, структура, формы и виды.
Социализация личности. Понятие и содержание социализации. Институты социализации личности. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы. Социальные аспекты отчуждения личности.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЗАНЯТИЙ СЕМИНАРСКОГО ТИПА
№ темы
| Практические занятия
| Наименование
занятий
| вид используемых АМО
| Тема 1. Социальная стратификация, дифференциация и мобильность.
| Социальная стратификация и социальная мобильность.
| Дискуссия
| Тема 2. Социальные институты и социальный контроль.
| Социальные институты: сущность, структура и функции.
| АКС
| Тема 3. Социальные процессы и изменения в обществе.
| Социальные процессы и изменения в обществе.
| ГК
| Тема 4. Культура в развитии общественной жизни.
| Культура и социальные нормы.
| Мозговая атака
| Тема 5. Личность как объект и субъект общественных отношений Социализация личности.
| Личность в системе общественных отношений.
| Дискуссия
|
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
№ темы
| Вид внеаудиторнойсамостоятельной работы
| Сроки выполнения (указывается
номер недели)
| Примерные нормы времени (час.)
| Формы контроля
| 1,3,5
| Доклад
| 2,4,6,8,10,
12,14,16
|
| выступление на практ. занятии
|
| Эссе
|
|
| выступление на практ. занятии
|
| Контрольная работа
|
|
| оценка по указанным критериям
| 2,3
| Реферат
|
|
| оценка по указанным критериям
|
| Презентация
|
|
| оценка по указанным критериям
| 1-5
| Тест
|
|
| тестирование
|
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
Рабочим учебным планом не предусмотрена.
Образовательные технологии
Использование информационных технологий
Пакеты прикладных программ, используемых в процессе изучения дисциплины «Социология»: "ОЛИМП - Стат Эксперт","SPSS" для Windows (статистический пакет для социологических исследований), информационные базы (картографическая информация, база данных по социально-демографической структуре населения.).
Применение активных методов обучения
Активные методы обучения, используемые используемых в процессе изучения дисциплины «Социология»:
Анализ конкретных ситуаций;
Мозговая атака;
Групповая консультация;
Дискуссия.
Подробное описание активных методов обучения, используемых в процессе изучения дисциплины см.:
1) Оганян К.М., Оганян К.К. Социология: практикум с использованием активных методов обучения для студентов по направлению социология. - СПб: СПбГИЭУ, 2013.
2) Оганян К.М., Оганян К.К. Социология. Методические указания к практическим и семинарским занятиям с использованием активных методов обучения для студентов всех специальностей и направлений всех форм обучения. - СПб: СПбГИЭУ, 2013.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Перечень специализированного оборудования используемого в процессе обучения по дисциплине «Социология»: ПК, ноутбук, мультимедийный проектор.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Оценочные средства представлены в виде фонда оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине и включает в себя:
описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;
типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе изучения данной дисциплины;
методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Фонд оценочных средств по дисциплине оформляется отдельным документом.
Критерии оценок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Формирование оценки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины осуществляется с использованием балльно-рейтинговой системы оценки знаний обучающихся, требования к которым изложены в Положении о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов бакалавриата СПбГЭУ.
В процессе освоения дисциплины студенты должны пройти 2 контрольные точки (в соответствии с учебным планом).
Номер
контрольной точки
| Форма
контроля
| Зачетный
минимум (баллы)
| Зачетный
максимум
(баллы)
| График
контроля
(недели)
| 1) Рубежный контроль, в т.ч.
|
|
|
| I
| Контрольная работа
|
|
|
| II
| Реферат
|
|
|
| 2) Экзамен
|
|
|
| Итого по курсу
|
|
|
|
В течение семестра работа на занятиях семинарского типа (текущий контроль), сдача контрольных точек (рубежный контроль) оценивается преподавателем, ведущим занятия, и баллы заносятся в электронную ведомость, доступную для просмотра по электронному адресу: rating.unecon.ru.
Максимальное количество баллов – 100.
По каждой контрольной точке студент должен набрать количество баллов, не менее зачетного минимума.
Шкала перевода баллов в оценку на экзамене
Количество баллов, набранных студентом на государственном экзамене
| Оценка
| 85-100
| Отлично
| 71-84
| Хорошо
| 55-70
| Удовлетворительно
| 0-54
| Неудовлетворительно
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (редакция от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014)
- "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (редакция от 04.11.2014)
- "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (редакция от 04.11.2014)
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014)
Основная литература
- Добреньков В.И. Социология: Учебник /В.И. Добpеньков, А.И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2010. - 624 с. (Высшее образование).
- Оганян К.М. Социология: Конспект лекций для всех специальностей. Файл Soziolog1_lek. Pdf / Кафедра социологии. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 3,64 МБ.
- Социология: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.К. Батурина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 487 с. (Золотой фонд российских учебников).
Дополнительная литература
1. Новейший социологический словарь /Сост. А.А. Грицанов и др. - Минск: Книжный дом, 2010. - 1312 с.
2. Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. - М.: Проспект, 2009. - 352 с.
3. Абакумова О.Г. Социология управления: Конспект лекций М.: Приор-Издат, 2009.- 160 с.
4. Антонов А.И. Микросоциология семьи: Учебник/МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд.-М.: Инфра-М, 2009. - 368 с.
5. Батыгин Г.С. Подвойский Д.Г. История социологии. Учебник.- М.: Высшее Образование и Наука, 2007.
6. Бойко С.В. Социология: Курс лекций /Филиал СПбГИЭУ г. Череповца; С.В.Бойко, А.С. Щербакова. - Череповец: ИНЖЭКОН - Череповец, 2010. - 499 с.
7. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник. - 8-е изд., пересм. и доп. - М.: НОРМА, 2009. - 464 с.
8. Глотов М.Б. Общая социология: Учебное пособие.-2-е изд., стер. - М.: Академия, 2010.- 400 с.- (Высшее профессиональное образование).
9. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2009.
10. Добреньков В.И. Методология и методика социологического исследования: Учебник / МГУ им. М.В. Ломоносова, социологический факультет; В.И.Добpеньков, А.И. Кравченко-М.: Академический Проект; Alma Mater, 2009.-537 c.
11. Забродин В.Ю. Социология: Экзаменационные ответы для студентов вузов.- СПб.: Питер, 2009.-160 с.
12. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исcледований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х) - М.: ЦСО, 2008.
13. Костылева Л.В. Социально-экономическое неравенство населения региона: Учебное пособие / Л.В. Костылева, К.А. Гулин, Р.В.Дубиничев. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. - 148 с.
14. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2009. - 240 с.
15. Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Учебное пособие /МГУ им. М.В.Ломоносова, социологический факультет. - М.: КДУ, 2009. - 422 с.
16. Купцов В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века / МГУ им. М.В.Ломоносова, фак-т глобальных процессов. - СПб.: Алетейя, 2009. - 428 с.
17. Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учебное пособие /МГУ им. М.В.Ломоносова, социологический факультет. - М.: КДУ, 2009. - 254 с.
18. Модернизация социальной структуры российского общества /Отв. Ред. Э.Т. Голенкова. – М.: Институт социологии РАН, 2008.
19. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева.- М.: Инфра-М, 2009.- 654 с.- (Высшее образование)
20. Оганян К.М. Общая социология. СПб.: СПбГИЭУ, 2011.
21. Решетникова К.В. Организационная конфликтология: Учебное пособие / ГУ ВШЭ, факультет менеджмента, каф. управления человеческими ресурсами.- М.: ИНФРА-М, 2009. - 175 с - (Высшее образование).
22. Рязанцев И.П. Социология региона: Учебное пособие /МГУим. М.В.Ломоносова, социологический факультет. - М.: КДУ, 2009. - 408 с.
23. Российская повседневность в условиях кризиса / Ин-т соци ологии РАН; Под ред. М.К.Горшкова, Р.Крумма, Н.Е. Тихоновой. - М.: Альфа-М, 2009. - 272 с.
24. Россия в глобальных процессах: поиски и перспективы /Отв. ред. М.К. Горшков. – М.: Институт социологии РАН, 2008.
25. Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: Учебное пособие. - М.: Издательство ЛКИ, 2008.
26. Средний класс в современной России/ Отв. ред. М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова; Ин-т социологии РАН. – М.: 2008.
27. Жовтун Д.Т. Современная политическая социология: Учебное пособие /РАГС при Президенте РФ. - М.: РАГС, 2009. - 194 с.
28. История социологии: Учебник / Академический учебно-науч. центр РАН-МГУ им. М.В.Ломоносова; Отв. ред. Г.В.Осипов, В.П.Култыгин. - М.:НОРМА, 2009. - 1104 с.
29. Тихонов А.В. Социология управления. Теоретические основы/РАН, институт социологии.-2-е изд., доп. и перераб - М.: Канон+, 2009. - 472 с.
30. Оганян К.М. Социология. Электронный учебник. [Электронный ресурс] - СПб.: СПбГИЭУ, 2010.
31. Кравченко А.С. Социология. Учебник. Изд-во «Экзамен». 3-е издание. 2007. (44043-Инжэкон).
32. Фролов С.С. Общая социология [Электронный ресурс]: Электронный учебник.- М.: Кнорус, 2010 .-1 электронный оптический диск (CD-ROM).
Интернет-ресурсы
1. Социологические журналы в Web-
http://www.nir.ru/socio/scipubl/nauchn.htm
2. Российские социологические журналы
http://www.nir.ru/socio/scipubl/nauchn.htm
3. Каталог статей по социологии в Интернете
http://socionet.ieie. nsc.ru/Files/article_sociologia/l.xml
4. Журнал социологии и социальной антропологии (СПб)
http://www.soc. pu.ru:8101/publications/ssa/
5. Социологические исследования (Социс)
http://www.isras.rssi.ru/Yr200 l/StartRus/SocIs/SocIs_Index.html
6. Социологический журнал
http://www.nir.ru/socio/scipubl/sociour.htm
7. Социологический форум
http://www.sociology.ru/forum/index.html
8. Социология: методология, методы, математические модели
http://www.nir.ru/socio/scipubl/4M.htm
9. Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев (СПб)
http://www.soc.pu.ru:8101/publications/telescope/index.shtml
10. "Экономическая социология" под ред. В. В. Радаева
http://www.ecsoc.msses.ru/
Периодические издания
1. Журнал «Социологические исследования», ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской Академии наук.Главный редактор - Ж.Т. Тощенко. ISSN 0132-1625
2. Журнал «Социологический журнал». независимое профессиональное издание для социологов. Главный редактор - В.А. Ядов. ISSN 1562-2495
3. "Телескоп": журнал социологических и маркетинговых исследований. Главный редактор – М.Е. Илле.
4. Журнал «Социологическая наука и социальная практика», Научный журнал Института социологии Российской Академии наук.Главный редактор - М.К. Горшков. ISSN 2308-6416
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
13.1. Методические указания к самостоятельной работе студентов по изучению дисциплины
Самостоятельная работа – это особо организованный вид учебной деятельности, который предполагает изучение исторического наследия прошлого по социально-экономическим дисциплинам, исследований современных российских и зарубежных ученых, учебной и дополнительной литературы, обработку своих конспектов лекций.
Самостоятельная работа должна отвечать следующим требованиям. Во-первых, планомерность, разумное использование личного времени, хорошо продуманный и строго соблюдаемый режим труда.
Во-вторых, регулярность и последовательность изучения учебных материалов. Ничто так не снижает эффективность самостоятельной работы, как занятия от случая к случаю.
В-третьих, сознательная активность студента. Данное требование обусловлено самой природой человеческого познания как процесса активного отражения в сознании людей внешнего мира.
Важное значение имеет определение методологических основ самостоятельной работы студентов. В наиболее широком плане под методологией следует понимать совокупность методов и примеров в изучении в какой-либо науке. В свою очередь метод представляет собой способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни.
Среди методов исследования, изучения различают обще применяемые научные методы, подразделяющиеся на опытно-теоретические и логико-теоретические и специфические, применяемые для сугубо конкретной области знаний.
|