АКТ ХИМИКО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» мИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ГбОУ ВПО СОГМА мИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ)
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Бидарова Ф.Н., Кисиева М.Т.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Владикавказ – 2012
Утверждено на заседании ЦКУМС № протокола 5.
от« 18 » мая 2012 г.
Методические рекомендации для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов по токсикологической химии предназначены студентам фармацевтического факультета Северо-Осетинской государственной медицинской академии.
Составители:
заведующая кафедрой фармации СОГМА,
доцент Бидарова Ф.Н.
ассистент кафедры фармации СОГМА Кисиева М.Т.
Рецензенты:
начальник ГБУЗ «Республиканское бюро
судебно-медицинской экспертизы»
Министерства здравоохранения
РСО-Алания Габеев Т.Ф.
доцент кафедры общей и
биоорганической химии СОГМА,
к.х.н. Дзараева Л.Б.
Задания для самостоятельной работы студентов
Фармацевтического факультета по токсикологической химии к практическому занятию №1
(4 курс, 8 семестр)
ТЕМА: Введение. Химико-токсикологический анализ. Основные направления использования. Организация проведения судебно-химической экспертизы. Правовые и методологические основы. Основные документы, регламентирующие работу в области судебно-химической экспертизы. Физико-химические характеристики лекарственных веществ. Применение в биохимической и аналитической токсикологии.
1. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1) Токсикология и токсикологическая химия. Предмет и задачи. Взаимосвязь с другими дисциплинами (медицинскими - судебной медициной, клинической токсикологией, наркологией; медико-биологическими, фармацевтическими). Токсикологическая химия как специальная фармацевтическая дисциплина. Особенности. Значение в системе подготовки провизора.
2) Основные разделы токсикологической химии (аналитическая токсикология, биохимическая токсикология).
3) Основные направления использования химико-токсикологического анализа: судебно-химическая экспертиза, аналитическая диагностика острых отравлений и наркоманий.
4) Организационная структура судебно-медицинской экспертизы в РФ.
5) Постановления и приказы, связанные с организацией судебно-медицинской, судебно-химической экспертиз.
6) Правовые и методологические основы судебно-химической экспертизы. Основные документы, регламентирующие работу в области судебно-химической экспертизы. Постановление о назначении экспертизы, сопроводительные документы. Значение данных дознания, истории болезни и результатов судебно-медицинского исследования трупа для судебно-химической экспертизы.
7) Объекты исследования (вещественные доказательства) - внутренние органы трупов людей и животных, пищевые продукты, выделения людей, одежда, вода, воздух и другие объекты внешней среды.
8) Правила судебно-химического исследования в судебно-химических отделениях судебно-медицинских лабораторий, бюро судебно-медицинской экспертизы органов здравоохранения.
9) Понятие яд. Общая характеристика веществ, вызывающих отравление (фармацевтические препараты, средства химической защиты растений, промышленные яды, средства бытовой химии, яды растительного и животного происхождения). Классификация токсических веществ.
10) Физико-химические характеристики лекарственных веществ. Применение при решении вопросов биохимической и аналитической токсикологии, включая вопросы межфазового распределения веществ на этапах проникновения через мембраны организма, извлечения веществ из объектов биологического происхождения.
2. Целевые задачи:Рассмотреть направления химико-токсикологического анализа и документы, регламентирующие работу в области судебно-химической экспертизы.
Студент должен знать:
| Литература:
| 1. основные направления использования ХТА;
2. организация проведения судебно-химической экспертизы;
3. правовые и методологические основы;
4. основные документы, регламентирующие работу в области судебно-химической экспертизы:
5. физико-химические характеристики лекарственных веществ;
6. применение в биохимической и аналитической токсикологии;
7. понятие о рецепторах токсичности;
8. характеристика связи яда с рецептором;
9. виды изолирования;
10. факторы, влияющие на выбор изолирования;
11. понятие «яд», «отравление»;
12. классификация ядов и отравлений;
13. ложноположительные и ложноотрицательные результаты в химико-токсикологическом анализе. Причины их образования и методы устранения.
Студент должен уметь:
1. Выбирать биообъект.
2. Выбирать способы пробоподготовки и изолирования (выделения) токсикантов.
3. Обосновать способы количественного определения выбранного Вами метода анализа.
4. Представить интерпретацию полученных результатов.
5. Дать заключение.
| Основная
1. Токсикологическая химия. Аналитическая токсикология: учебник / под ред. Р.У. Хабриева, Н.И. Калетиной.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 752с.
2. Токсикологическая химия: учебник для вузов / под ред. Т.В. Плетеневой.- изд. 2-е, испр. и доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.- 512с.
3. Токсикологическая химия: электронный учебник / Н.И. Калетина, Е.А. Симонов.- М.: Русский врач, 2005. (CD-версия)
Дополнительная
4. Беликов, В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие / В.Г. Беликов.- изд. 3-е.- М.: Медпресс-информ, 2009.- 616 с.
5. Кукес, В.Г. Клиническая фармакология и фармакотерапия: учебник / В.Г. Кукес, А.К. Стародубцев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.- 640 с.
6. Фармакология: учебник для фарм. вузов / под ред. Р.Н. Аляутдина.- 3-е изд., испр.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 592с.
7. Харитонов, Ю.Я. Аналитическая химия (аналитика): учебник / Ю.Я. Харитонов.- изд. 2-е.- М.: Высшая школа, 2001.- в 2 книгах.
| III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
1) Дайте определение следующим терминам:
· Яд.
· Токсикокинетика и токсикодинамика.
· Консервация.
· Метаболизм.
· Элиминация.
· Экскреция, клиренс, период полувыведения.
· Рецепторы токсичности.
· Понятие «яд».
· Классификация ядов и отравлений.
2) Ситуационная задача:
На СХЭ доставлены: внутренние органы, кровь, спинномозговая жидкость, моча трупа.
Обстоятельства дела.
В госпиталь города Ростова был доставлен мужчина в возрасте 32 лет с клиническими признаками передозировки опиатов. Из анамнеза: пострадавший принимал участие в боевых действиях в Чечне, был ранен, пристрастился к наркотикам, в течение последнего года проходил курс лечения с использованием метадона. Со слов родственников потерпевшего: «метадоновая» терапия не изменила его состояния. Он опять стал покупать «грязный», «уличный» героин. Несмотря на все принятые в госпитале меры, мужчина скончался.
Цель исследования: провести СХЭ представленных биообъектов.
Информация:
В результате СХЭ обнаружены, идентифицированы, количественно определены морфин, 6-МАМ, метадол, ацетилметадол, продукты метаболизма диазепама.
Приведите схему химико-токсикологического анализа представленных биообъектов, опираясь на методологию системного химико-токсикологического анализа (СХТА):
· Какими документами, регламентирующими работу в области судебно-химической экспертизы, Вы будете пользоваться?
· В каких объектах будет наибольшее содержание токсикантов и (или) их метаболитов (почему)? Прогнозируйте возможные реакции метаболизма токсикантов (на 1-ой и 2-ой стадиях).
· Какие способы пробоподготовки Вы будете использовать?
· Какие требования к метрологическому обеспечению (СХТА) при проведении этой экспертизы?
Лаборатория оснащена по стандарту GLP современными приборами для проведения химико-токсикологического анализа.
· Выбор оптимальных методов качественного и количественного анализа, предусмотренных соответствующими приказами, - за Вами.
· Какой наиболее эффективный способ расчета количественного содержания токсикантов Вы можете предложить?
Задание к задаче:
1.При решении задачи нужно дать полную информацию о:
· выборе биообъекта;
· способе пробоподготовки и изолирования (выделения) токсикантов.
2.Выбрать методы идентификации и количественного определения токсикантов, учитывая их чувствительность и специфичность, преимущества и недостатки.
3.Обосновать способы количественного определения выбранного Вами метода анализа.
4.Представить интерпретацию полученных результатов.
5.Дать заключение и написать акт химико-токсикологического анализа по следующему образцу:
АКТ ХИМИКО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1. Полная информация о:
· выборе биообъекта _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· способе пробоподготовки и изолирования (выделения) токсикантов _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выбрать методы идентификации токсикантов, учитывая их чувствительность и специфичность, преимущества и недостатки.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Обосновать способы количественного определения выбранного Вами метода анализа._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Представить интерпретацию полученных результатов._______________________________________________________________________________________________________________________
5. Заключение: «В представленном на исследование объекте _______________________________содержится (не содержится) токсикант.
Эксперт (Ф.И.О. студента) /роспись_______________________________
|