Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Раздел 3. Прикладная экология

Лекция 15. Экология гидросферы

Значение гидросферы

Значение гидросферы многогранно. Вода играет важную роль в круговороте веществ на Земле. Вода участвует в формировании климата, погоды. Она, обладая большой теплоемкостью, определяет роль океанов в климатическом отношении. Океаны и моря, накопив запас тепла летом, согревают этим теплом атмосферу Земли. Содержащийся в воздухе водяной пар (наряду с углекислым газом) играет определяющую роль в тепловом балансе планеты, так как он, пропуская большую часть солнечных лучей, в значительной степени задерживает тепловое излучение планеты в мировое пространство. Из тропических широт океанические течения несут тепло в северные моря, смягчая и выравнивая климат планеты. Вода является универсальным растворителем, из всех жидкостей она – наилучший растворитель, в ней растворяются почти все вещества. Вода – великий скульптор, формирующий поверхность планеты. Она активизирует процессы почвообразования и участвует в формировании плодородия почвы. Велико биологическое значение воды. Жизнь на Земле зародилась в водной среде и продолжает быть связана с водой. С участием воды в процессе фотосинтеза происходит образование органического вещества, при этом выделяется кислород (это кислород, который содержался в воде). Он используется при дыхании и является основой для распространенных в природе и важных для обмена веществ окислительных процессов. В водной среде протекает большинство химических реакций, связанных с обменом веществ в организме. Обмен веществ включает в себя как непременный, органически входящий в него процесс – водный обмен. Благодаря этому свойству вода стала носителем жизни. Только в жидкой водной среде совершаются процессы пищеварения и усвоения пищи в желудочно-кишечном тракте, идет синтез «живого» вещества в клетках организма. Вода входит в состав тел живых организмов, всех их органов и тканей. Потеря воды организмом ведет к его гибели. Для человека смертельна потеря воды в пределе 15–20%. Физиологическая потребность составляет в среднем 2,5 л воды в сутки. В общем, вода является структурной и функциональной основой жизни.



Вода играет большую роль для человека: это – вид транспорта, источник электрической энергии, разнообразного сырья, в том числе лекарственного сырья. Вода в больших количествах используется в хозяйственно-бытовых и санитарных целях, при этом растет культура человека, растет и расход воды. Если ранее воду брали ведрами из колодцев, колонок, и вода расходовалась экономно (на одного человека приходилось в среднем 20 литров в сутки), то в настоящее время в городах на человека приходится 150–200–250 литров воды в сутки и более. Очень широко применяется вода в промышленности. В целом, по всем видам водоснабжения город с населением 1 млн. человек потребляет 0,5 млн. м3 воды в сутки. Прогноз, сделанный на 2000 год (М. И. Львович, 1974) показывал, что общее количество потребляемой воды значительно увеличится, возрастет и объем сточных вод, достигнув 6000 км3. При этом известно, что сточные воды загрязняют в 10–15 раз больше вод, чем сброшено. Для разбавления указанного количества стоков потребуется использовать весь годовой устойчивый речной сток.

Предыдущая Оглавление Следующая

Преодоление водного кризиса - сложная задача. Она актуальна для всех стран мира. Решать ее надо в рамках ООН. В основе решения существующих проблем - приоритет здоровья населения и право каждого человека пить чистую воду.

Почему происходит кризисное взаимоотношение человека водой? Этот парадокс отчасти определяется следующими причинами: а) сформированное у людей в течение тысячелетий мнение в неограниченности водных ресурсов, их изобилии, природной чистоте, а также право на их бесплатное пользование; б) недостаточное понимание руководством фундаментальных свойств гидросферы; в) неполное осознание того факта, что человек, став геологической силой, качественно усложнил взаимоотношения и взаимосвязи общества и природы (гидросферы), при этом, неосознанно, затронул основы становления самой жизни. Поэтому, принятое понимание воды как основы жизни в конце XX века должно быть уточнено: только чистая вода - это жизнь, загрязненная вода - это опасность для жизни. Уже сейчас вода не является бесплатным природным ресурсом; она требует, крупных капиталовложений и стоит все дороже для потребителей.

 

Все сказанное выше требует разработки путей выхода из водно-экологического кризиса. Их намечено четыре:

1. Формирование у людей гидросферного мышления, т.е. признание особой фундаментальной роли воды в развитии всего окружающего мира. И дело не только в признании, но и в направлении деятельности людей в этом плане. Например: у руководителей на первом плане должна быть мысль о недопустимости загрязнения водных источников. А на втором плане - идея очистки загрязненных вод. Среди проблем экологической безопасности на первом месте должна стоять водная проблема.

2. Уменьшение водопотребления. Этот процесс уже в мире начался. Водоемкость всего человеческого хозяйства в XX столетии увеличилась в 12 раз и достигла огромной величины: 5 тыс. км3 в год. В США новое мышление экономии природных ресурсов резко сократило прирост водоотбора пресной воды: с 14,3 км3 в 60-е годы до 11.6 км3 в 70-е годы. В Швеции рост водопотребления достиг максимума в 1965 году. Прогнозы для этой страны предполагали, что к 2000 году водопотребление может вырасти в 2 раза. Но прогноз оказался неверным, и в 80-е годы водопотребление сократилось за счет применения замкнутых систем водоотбора, маловодных технологических схем на производствах.

3. Резкое сокращение, а в перспективе полное прекращение сброса неочищенных сточных вод в водоемы. Это предполагает применение замкнутых циклов водообеспечения, совершенствование методов химической и биологической очистки вод и т. д. В мире эта тенденция активно развивается. Так, во Франции, за 20 лет (1970 - 1990 г.) число станций очистки сточных вод возросло более чем в 7 раз. В России, к сожалению, темпы роста очистки вод ниже, в среднем 30 % сточных промышленных вод в водоемы России сбрасывается неочищенными (Яковлев С.В., 1990г.).

4. Все большее использование для питьевых целей подземных вод (при загрязнении сточными водами поверхностных). За последние 30 лет в мире пробурено 300 млн. скважин для отбора подземных вод.

Таким образом, изложенные четыре задачи выхода из водно-экологического кризиса требуют принципиально новых путей управления водными ресурсами.

Из сказанного вытекает несколько важнейших принципов, которые должны быть положены в основу управления водными ресурсами.

Принцип единства природных вод. Управлять надо одновременно всеми типами вод(океаническими, подземными, водами суши и атмосферы). До 1996 года в России управление подземными водами

осуществлялось Комитетом Российской Федерации по геологии и использовании недр; минеральными - Министерством здравоохранения; поверхностными - Комитетом РФ по водному хозяйству. В августе 1996 года создано Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет РФ по ООС.

Бассейновый принцип. Управление ведется не водой, как физическим телом, а водообменной системой. Единицей управления принимается водосборный бассейн реки как сложная, одновременно физическая, химическая, биологическая и геологическая система. Для этой системы не эффективен с экологической точки зрения административно-территориальный принцип. Водохозяйственные объединения области управляют только частью реки. Например, река Томь к сильно загрязненным, протекающим в экологически неблагополучной зоне рекам. Проблема обеспечения населения Кузбасса питьевой водой стоит остро. В 1994 году был создан
Агентством воды Бассейновый комитет по изучению экологического состояния поверхностных вод всего бассейна реки Томи.

Принцип "загрязнитель платит" оправдал себя во многих цивилизованных странах. Он заключается в том, что кроме платы за водоотбор, взимается плата за любое изменение водной среды (уровня, качества, температуры воды, подтопления и т.д.). Летом 1996 года был принят Водный кодекс РФ (кодекс - правовая основа улучшения здоровья населения). Главный упор в нем сделан на экономические рычаги управления, качество потребляемой воды.

 

 

  Правовая охрана водных ресурсов Охрана вод регулируется законодательством Российской Федерации о водных ресурсах и недрах (подземные воды являются как полезным ископаемым, так и водными объектами), а также рядом правительственных и ведомственных нормативных актов (инструкций, положений, базовых и государственных нормативов). Водное законодательство Российской Федерации состоит из Водного кодекса Российской Федерации (ноябрь 1995) и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов, закснов и нормативных правовых актов ее субъектов, регулирующих водные отношения. Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях: обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; сохранения качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации негативного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем. Закон «О недрах» (февраль 1992) регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной подземных вод как полезного ископаемого. Он «содержит правовые и экономические основы рационального комплексного использования и их (недр) охраны, обеспечивающих защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также пользователей». Пользование водами регулируется лицензиями, которые имеют разрешительный характер. Права и обязанности владельца водным объектом, цели и сроки его использования и т.д. оговорены в Положении о порядке лицензирования пользования недрами (1992) и в Инструкции по его применению (1994).

 

 

 

  Мониторинг водных ресурсов, качества и загрязнения воды Важным элементом рационального использования и охраны водных ресурсов от истощения и загрязнения является система слежения за состоянием и динамикой основных характеристик качества и ресурсов поверхностных и подземных вод - мониторинг. Систематические наблюдения за состоянием недр и водного фонда осуществляются Министерством природных ресурсов (МПР) России и Росгидрометом. На территории России развернута система государственного мониторинга геологической среды (ГМГС), которая контролирует также блок «подземные воды». Объектами государственного мониторинга водных объектов (наблюдения ведутся Росгидрометом по 4000 пунктам наблюдения на реках, озерах и водохранилищах) являются поверхностные воды суши, морей, водохозяйственных систем и сооружений, в том числе водохранилищ. Объект мониторинга окружающей природной среды - качество (загрязнение) окружающей природной среды как необходимый фактор для принятия управленческих и научных решений об эффективности природоохранных мер. В соответствии с Законом Российской Федерации

9.10

 

Россия как субъект международного экологического права.Как правоприемник Советского Союза, Россия приняла к исполнению около 50 договоров, соглашений, конвенций, протоколов и других международно-правовых актов Союза ССР, направленных на предотвращение экологической катастрофы, сохранение биосферы и обеспечение экологически устойчивого развития человечества.

Участие России в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды и рационального использование природных ресурсов протекает в следующих направлениях: 1) выдвижение государственных инициатив; 2) работа в международных организациях; 3) подготовка международных конвенций и соглашений и их последующее выполнение; 4) двустороннее сотрудничество.

Россия активно сотрудничает с ЮНЕП (Программой ООН по окружающей среде) в выработке стратегии защиты природы от загрязнения, создания системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием. Кстати говоря, ЮНЕП осуществляет ключевую функцию по организации природоохранной деятельности в рамках ООН.

Россия – активный член Всемирного союза охраны природы, который является лидером в разработке проблем биоразнообразия – главного условия устойчивости биосферы.

Российская Федерация развивает и углубляет экологическое сотрудничество по линии нескольких международных конвенций и соглашений. Коротко остановимся на них.

Конвенция о трансграничном загрязнении на большие расстояния.Реализация указанного документа направлена на выработку странами – участницами политики в области регулирования качества атмосферного воздуха, а также мер по борьбе с его загрязнением посредством применения экологически приемлемых малоотходных и безотходных технологий. Все это позволит установить контроль за выбросами диоксида серы, оксида азота, аммиака, летучих органических соединений.

Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалениемпризвана регламентировать экспорт, импорт и транзит опасных отходов на территрии России. К настоящему времени принят ряд поправок к конвенции , согласно которым под запрет на ввоз опасных отходов попадают отходы содержащие мышьяк, ртуть, свинец, асбест и другие вещества.

Венская Конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой.В соответствии с данным документом в России происходит поэтапное сокращение производства озоноразрушающих веществ. Предлагается проведение широкомасштабной реконструкции ряда предприятий страны, направленной на перевод последних на производство озонобезопасных веществ, используемых в медицинской, химической и холодильной промышленности.

Стокгольмская конвенция по стойким органическим загрязнителям (СОЗ) биосферы.Согласно Протоколу некоторые искусственно синтезируемые органические вещества, в частности, полихлорированные бифенилы, попадая в окружающую среду, оказывают крайне негативное воздействие на здоровье людей. Будучи химически и биохимически весьма устойчивыми, они не разрушаются в объектах окружающей среды и передаются через трофические цепи людям, подавляя у них иммунитет, провоцируя появления злокачественных образований. Мутагенное действие сказывается и на здоровье последующих поколений.

В соответствии с Конвенцией (она вступила в силу в мае 2004 года) отныне запрещается производство СОЗ. Ранее произведенные СОЗ подлежат обезвреживанию. Наиболее эффективным методом обезвреживания является высокотемпературное сжигание (температура не ниже 1250°С) с соблюдением специальной технологии. В противном случае в продуктах сгорания синтезируются высокотоксичные компоненты, еще более опасные, чем исходные СОЗ.

Рамочная Конвенция ООН об изменении климата и Киотский протокол к Конвенции.В рамках данной Конвенции предусмотрено, что ведущие страны мира, ответственные за основное загрязнение природной среды, принимают на себя обязанность снизить выбросы тех веществ (в частности, диоксида углерода), которые способствуют изменению глобального климата.

Модернизации экономики России может способствовать использование предусмотренных Киотским протоколом рыночных механизмов – торговли квотами на выбросы парниковых газов с переуступкой квот другим странам.

Двустороннее сотрудничество развивается Россией со всеми соседями, а также с США, Великобританией, Францией, Китаем, Индией и другими странами.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.