Преодоление водного кризиса - сложная задача. Она актуальна для всех стран мира. Решать ее надо в рамках ООН. В основе решения существующих проблем - приоритет здоровья населения и право каждого человека пить чистую воду. Почему происходит кризисное взаимоотношение человека водой? Этот парадокс отчасти определяется следующими причинами: а) сформированное у людей в течение тысячелетий мнение в неограниченности водных ресурсов, их изобилии, природной чистоте, а также право на их бесплатное пользование; б) недостаточное понимание руководством фундаментальных свойств гидросферы; в) неполное осознание того факта, что человек, став геологической силой, качественно усложнил взаимоотношения и взаимосвязи общества и природы (гидросферы), при этом, неосознанно, затронул основы становления самой жизни. Поэтому, принятое понимание воды как основы жизни в конце XX века должно быть уточнено: только чистая вода - это жизнь, загрязненная вода - это опасность для жизни. Уже сейчас вода не является бесплатным природным ресурсом; она требует, крупных капиталовложений и стоит все дороже для потребителей.
Все сказанное выше требует разработки путей выхода из водно-экологического кризиса. Их намечено четыре: 1. Формирование у людей гидросферного мышления, т.е. признание особой фундаментальной роли воды в развитии всего окружающего мира. И дело не только в признании, но и в направлении деятельности людей в этом плане. Например: у руководителей на первом плане должна быть мысль о недопустимости загрязнения водных источников. А на втором плане - идея очистки загрязненных вод. Среди проблем экологической безопасности на первом месте должна стоять водная проблема. 2. Уменьшение водопотребления. Этот процесс уже в мире начался. Водоемкость всего человеческого хозяйства в XX столетии увеличилась в 12 раз и достигла огромной величины: 5 тыс. км3 в год. В США новое мышление экономии природных ресурсов резко сократило прирост водоотбора пресной воды: с 14,3 км3 в 60-е годы до 11.6 км3 в 70-е годы. В Швеции рост водопотребления достиг максимума в 1965 году. Прогнозы для этой страны предполагали, что к 2000 году водопотребление может вырасти в 2 раза. Но прогноз оказался неверным, и в 80-е годы водопотребление сократилось за счет применения замкнутых систем водоотбора, маловодных технологических схем на производствах. 3. Резкое сокращение, а в перспективе полное прекращение сброса неочищенных сточных вод в водоемы. Это предполагает применение замкнутых циклов водообеспечения, совершенствование методов химической и биологической очистки вод и т. д. В мире эта тенденция активно развивается. Так, во Франции, за 20 лет (1970 - 1990 г.) число станций очистки сточных вод возросло более чем в 7 раз. В России, к сожалению, темпы роста очистки вод ниже, в среднем 30 % сточных промышленных вод в водоемы России сбрасывается неочищенными (Яковлев С.В., 1990г.). 4. Все большее использование для питьевых целей подземных вод (при загрязнении сточными водами поверхностных). За последние 30 лет в мире пробурено 300 млн. скважин для отбора подземных вод. Таким образом, изложенные четыре задачи выхода из водно-экологического кризиса требуют принципиально новых путей управления водными ресурсами. Из сказанного вытекает несколько важнейших принципов, которые должны быть положены в основу управления водными ресурсами. Принцип единства природных вод. Управлять надо одновременно всеми типами вод(океаническими, подземными, водами суши и атмосферы). До 1996 года в России управление подземными водами осуществлялось Комитетом Российской Федерации по геологии и использовании недр; минеральными - Министерством здравоохранения; поверхностными - Комитетом РФ по водному хозяйству. В августе 1996 года создано Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет РФ по ООС. Бассейновый принцип. Управление ведется не водой, как физическим телом, а водообменной системой. Единицей управления принимается водосборный бассейн реки как сложная, одновременно физическая, химическая, биологическая и геологическая система. Для этой системы не эффективен с экологической точки зрения административно-территориальный принцип. Водохозяйственные объединения области управляют только частью реки. Например, река Томь к сильно загрязненным, протекающим в экологически неблагополучной зоне рекам. Проблема обеспечения населения Кузбасса питьевой водой стоит остро. В 1994 году был создан Принцип "загрязнитель платит" оправдал себя во многих цивилизованных странах. Он заключается в том, что кроме платы за водоотбор, взимается плата за любое изменение водной среды (уровня, качества, температуры воды, подтопления и т.д.). Летом 1996 года был принят Водный кодекс РФ (кодекс - правовая основа улучшения здоровья населения). Главный упор в нем сделан на экономические рычаги управления, качество потребляемой воды.
9.10 Россия как субъект международного экологического права.Как правоприемник Советского Союза, Россия приняла к исполнению около 50 договоров, соглашений, конвенций, протоколов и других международно-правовых актов Союза ССР, направленных на предотвращение экологической катастрофы, сохранение биосферы и обеспечение экологически устойчивого развития человечества. Участие России в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды и рационального использование природных ресурсов протекает в следующих направлениях: 1) выдвижение государственных инициатив; 2) работа в международных организациях; 3) подготовка международных конвенций и соглашений и их последующее выполнение; 4) двустороннее сотрудничество. Россия активно сотрудничает с ЮНЕП (Программой ООН по окружающей среде) в выработке стратегии защиты природы от загрязнения, создания системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием. Кстати говоря, ЮНЕП осуществляет ключевую функцию по организации природоохранной деятельности в рамках ООН. Россия – активный член Всемирного союза охраны природы, который является лидером в разработке проблем биоразнообразия – главного условия устойчивости биосферы. Российская Федерация развивает и углубляет экологическое сотрудничество по линии нескольких международных конвенций и соглашений. Коротко остановимся на них. Конвенция о трансграничном загрязнении на большие расстояния.Реализация указанного документа направлена на выработку странами – участницами политики в области регулирования качества атмосферного воздуха, а также мер по борьбе с его загрязнением посредством применения экологически приемлемых малоотходных и безотходных технологий. Все это позволит установить контроль за выбросами диоксида серы, оксида азота, аммиака, летучих органических соединений. Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалениемпризвана регламентировать экспорт, импорт и транзит опасных отходов на территрии России. К настоящему времени принят ряд поправок к конвенции , согласно которым под запрет на ввоз опасных отходов попадают отходы содержащие мышьяк, ртуть, свинец, асбест и другие вещества. Венская Конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой.В соответствии с данным документом в России происходит поэтапное сокращение производства озоноразрушающих веществ. Предлагается проведение широкомасштабной реконструкции ряда предприятий страны, направленной на перевод последних на производство озонобезопасных веществ, используемых в медицинской, химической и холодильной промышленности. Стокгольмская конвенция по стойким органическим загрязнителям (СОЗ) биосферы.Согласно Протоколу некоторые искусственно синтезируемые органические вещества, в частности, полихлорированные бифенилы, попадая в окружающую среду, оказывают крайне негативное воздействие на здоровье людей. Будучи химически и биохимически весьма устойчивыми, они не разрушаются в объектах окружающей среды и передаются через трофические цепи людям, подавляя у них иммунитет, провоцируя появления злокачественных образований. Мутагенное действие сказывается и на здоровье последующих поколений. В соответствии с Конвенцией (она вступила в силу в мае 2004 года) отныне запрещается производство СОЗ. Ранее произведенные СОЗ подлежат обезвреживанию. Наиболее эффективным методом обезвреживания является высокотемпературное сжигание (температура не ниже 1250°С) с соблюдением специальной технологии. В противном случае в продуктах сгорания синтезируются высокотоксичные компоненты, еще более опасные, чем исходные СОЗ. Рамочная Конвенция ООН об изменении климата и Киотский протокол к Конвенции.В рамках данной Конвенции предусмотрено, что ведущие страны мира, ответственные за основное загрязнение природной среды, принимают на себя обязанность снизить выбросы тех веществ (в частности, диоксида углерода), которые способствуют изменению глобального климата. Модернизации экономики России может способствовать использование предусмотренных Киотским протоколом рыночных механизмов – торговли квотами на выбросы парниковых газов с переуступкой квот другим странам. Двустороннее сотрудничество развивается Россией со всеми соседями, а также с США, Великобританией, Францией, Китаем, Индией и другими странами.
|
|