Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Краткие методические указания к решению задачи 2

СТАТИСТИКА

Методическое пособие
по выполнению расчетно-графической работы

 

 

Хабаровск

Издательство ДВГУПС

УДК 311:330 (075.8)

ББК У 051я73

Б 202

 

Рецензент – кандидат экономических наук,
доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» ДВГУПС

И.В. Блажко

 

 

Б 202 Балашова, Н.А. Статистика : метод. пособие по выполнению расчетно-графи­чес­кой работы / Н.А. Балашова, С.А. Степанцова. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2012. – 52 с. : ил.

 

Методическое пособие содержит типовое комплексное задание и методические указания по его выполнению, информационные таблицы, рекомендации по использованию вычислительной техники.

Предназначено для студентов 1-го и 2-го курсов, изучающих дисциплину «Статистика».

 

УДК 311:330 (075.8)

ББК У 051я73

 

 

© ДВГУПС, 2012

Введение

Настоящее методическое пособие подготовлено с целью закрепления знаний студентами в усвоении основ статистической методологии, приемов и методов статистического исследования, выработке навыков практического решения тех или других задач в различных сферах общественной деятельности. В абстрактной форме представляется единое типовое комплексное задание по проведению статистического исследования изучаемых массовых процессов и явлений, выполняемое на единой, многовариантной информационной основе с использованием современной вычислительной техники.

Типовое задание охватывает содержание всех основных тем курса: статистическое наблюдение, сводку и группировку, абсолютные, относительные и средние величины, показатели вариации и анализ частотных распределений, выборочное наблюдение, показатели тесноты связи, а также проблемы статистического исследования динамики массовых явлений и процессов, индексного анализа.



Типовое единое задание наиболее адекватно, практически синхронно, учитывает и отражает в системе задач и упражнений последовательность курса, его внутреннюю логику, структуру, взаимосвязь и взаимозависимость различных тем и т. д. Это имеет определенное методическое и практическое значение, способствует повышения эффективности учебного процесса.

Расчетно-графическая работа выполняется студентами самостоятельно по мере изучения теоретического курса на протяжении всего периода его изучения. При ее выполнении следует использовать учебные и методические пособия по общей теории статистики, рекомендованные для обучения студентов экономических специальностей высших учебных заведений (табл. 1).

 

Таблица 1

Информационная таблица (базовый вариант)

 

Признаки Номер п/п единиц наблюдения Денежные доходы семьи за месяц, руб. Х1 Расходы на питание семьи за месяц, руб. Х2 Размеры семьи, чел. Х3 Альтерна-тивный признак Х4

Окончание табл. 1

 

Признаки Номер п/п единиц наблюдения Денежные доходы семьи за месяц, руб. Х1 Расходы на питание семьи за месяц, руб. Х2 Размеры семьи, чел. Х3 Альтерна-тивный признак Х4

 

В аналогичной форме, в виде двухмерной таблицы, в подлежащем которой задан перечень единиц наблюдения (или объектов наблюдения), а в сказуемом – перечень изучаемых признаков в работе представлены 6 вариантов информационных таблиц (прил. 1).

Соответственно студентами выполняется 6 вариантов расчетно-графи­ческой работы. Первый вариант выполняется по данным информационной табл. 1, второй вариант – по данным информационной табл. 2 и т. д. (прил. 1).

Выбор варианта расчетно-графической работы студентами осуществляется традиционно в зависимости от начальной буквы фамилии студента (табл. 2).

Таблица 2

 

Начальные буквы фамилии студентов Номер выполняемого варианта
А Ж Н У Щ 1. Первый 7. Седьмой
Б З О Ф Э 2. Второй 8. Восьмой
В И П Х Ю 3. Третий 9. Девятый
Г К Р Ц Я 4. Четвертый 10. Десятый
Д Л С Ч   5. Пятый  
Е М Т Ш   6. Шестой  

Выполненная расчетно-графическая работа может рассматриваться как одна из форм аттестации студента за работу в течение семестра.

Расчетно-графическая работа состоит из 2 частей, в каждой из которых по 3 раздела:

1) типовое комплексное задание и методические указания по его выпол­нению;

2) информационные таблицы;

3) краткие рекомендации по использованию вычислительной техники.

Типовое задание № 1 представляется в первой части работы и соответственно задание № 2 – во второй части.

 

ТиповЫе заданиЯ
и краткие методические указания
по ИХ выполнению

Задача 1

Ознакомьтесь с информационными таблицами всех вариантов контрольных работ (прил. 1), проведите их дополнительный анализ. Ответьте (письменно) на следующие вопросы.

1. Для решение каких задач может быть использована аналогичная реальная информация (для изучения благосостояния населения, для изучения спроса населения, для выявления объективных статистических взаимосвязей между спросом населения на отдельные товары и услуги и его денежными доходами и т.д.)? Сформулируйте примерную установку статистического наблюдения.

2. Какой сектор экономической деятельности характеризует представленная информация (нефинансовый сектор, финансовый сектор, государственные учреждения и организации и др.)?

3. Как определить совокупность единиц наблюдения, которая подлежит обследованию для того, чтобы получить реальные данные в соответствии с принятой целевой установкой статистического наблюдения (совокупность семей, постоянно проживающих на территории РФ, совокупность семей рабочих и служащих, совокупность семей крестьян и т. д.)? Сформулируйте в общем виде определение «Объект статистического наблюдения».

4. Как выявить границы, которые бы четко определяли изучаемую совокупность единиц наблюдения, на какие именно признаки или пределы признаков следует указать, чтобы выделить ее из числа других совокупностей (многодетные семьи, одиночки, семьи, дети которых в настоящее время обучаются в негосударственных вузах и т. д.)?

5. Кто является носителем регистрируемых признаков, кем может быть представлена информация (семья, домашнее хозяйство и др.)? Сформулируйте в общем виде определение «Единица статистического наблюдения».

6. На какие признаки необходимо указать (помимо указанных в информационных таблицах), чтобы в полной мере охарактеризовать изучаемую совокупность в соответствии с принятой вами целевой установкой (потребление основных продуктов в натуральных единицах, средняя цена покупки, социальные трансферты в натуральной форме, натуральные поступления из подсобных хозяйств и т. д.)? Сформулируйте в общем виде определение «Программа статистического наблюдения».

7. В какой форме целесообразно представить перечень вопросов программы статистического наблюдения (бланк-карточка, бланк-список, бюджетная тетрадь и т. д.), как обеспечить своевременное и качественное представление необходимых сведений, когда и где проводить сбор информации?

Ответив на эти вопросы, изберите объект для самостоятельного статистического наблюдения (в качестве объекта может быть принята любая группа хозяйствующих субъектов во всех секторах народного хозяйства – промышленные компании, учебные заведения, домашние хозяйства).

Для избранного вами объекта исследования выполните (письменно) следующее:

– сформулируйте цель статистического наблюдения;

– определите объект статистического наблюдения и единицу наблюдения;

– составьте программу статистического наблюдения;

– разработайте инструментарий статистического наблюдения (формуляр обследования, инструкцию и организационный план);

– составьте примерный макет статистической таблицы и укажите на пос­ледовательность предлагаемой статистической обработки этих данных.

 

Задача 2

По данным информационной таблицы вашего варианта определите итоговые показатели признаков – Х1, Х2, Х3 и Х4, их средние значения, показатели размаха вариации, средние линейные отклонения, дисперсии, среднеквадратические отклонения, коэффициенты вариации. Полученные результаты представьте в виде статистических таблиц.

 

Краткие методические указания к решению задачи 2

Расчет показателей по индивидуальным данным проводится по каждому признаку – Х1, Х2, Х3 и Х4 в следующей последовательности:

1. Определяются итоговые обобщающие показатели, т. е. производится расчет сумм для каждого из признаков в отдельности

 

, (1)

 

где i = 1…n; n – число единиц наблюдения.

2. Рассчитываются простые средние арифметические величины

, (2)

 

где j = 1…; m – число признаков; – простая среднеарифметическая величина j-го признака; – индивидуальные значения j-го признака i-й единицы наблюдения.

3. Рассчитываются показатели размаха вариации

 

, (3)

 

где – максимальное значение j-го признака; – минимальное значение j-го признака.

4. Рассчитываются средние линейные отклонения

. (4)

5. Рассчитываются дисперсии

. (5)

6. Рассчитайте среднеквадратические отклонения

, (6)

где i = 1…n, j = 1…m.

7. Определяются в относительных величинах коэффициенты вариации

. (7)

При проведении расчетов по вышеприведенным формулам целесообразно использовать вспомогательные расчеты таблицы, в которых представляется последовательность арифметических действий и все промежуточные результаты.

Например, при расчете средних величин, средних линейных отклонений и дисперсий для каждого признака (по условиям задачи) промежуточные таблицы могут быть представлены следующим образом:

 

Номер п/п Х (1) (2) (3) (4)
       
       
       
       
N        
Итого

 

Полученные в результате расчетов обобщающие статистические характеристики оформляются в виде выходных статистических таблиц.

Ниже для иллюстрации нами приводятся результаты расчетов этих характеристик отдельно для количественных признаков – Х1, Х2, и Х3 (непрерывные признаки – Х1 и Х2 и дискретный признак Х3) и для альтернативного признака Х4, выполненные по данным информационной таблицы базового варианта (табл. 1).

Основные статистические характеристики количественных признаков – Х1, Х2, Х3 представлены в табл. 3.

Таблица 3

 

номер п/п Показатели Х1, руб. Х2, руб. Х3, руб.
Итоговые обобщающие показатели
Средние величины 7465,83 3663,00 3,73
Размах вариации
Средние линейные отклонения 1732,2 747,87 0,93
Дисперсии 4403140,14 834847,67 1,26
Средние квадратические отклонения 2098,37 913,70 1,12
Коэффициент вариаций, % 28,11 24,94 30,09

 

Основные статистические характеристики альтернативного признака – Х4 (табл. 4).

Таблица 4

 

номер п/п Показатели Х4
Сумма единиц, обладающая данным признаком
Доля единиц, обладающая данным признаком 0,50
Доля единиц, не обладающая данным признаком = (1 – p) 0,50
Дисперсия альтернативного признака pq 0,25
Среднеквадратическое отклонение альтернативного признака 0,25

 

Представленные выходные таблицы в этой и всех последующих задачах носят рекомендательный характер, так как возможны и другие формы представления данных.

В целях упрощения нумерация формул, таблиц, графиков дается по каждой задаче в отдельности.

Задача 3

По данным информационной таблицы вашего варианта произведите группировку индивидуальных данных, приняв за основу группировки количественный непрерывный признак Х1. Группы образуйте с равными и неравными интервалами в следующей последовательности.

1. Образуйте группы с равными интервалами. По каждой группе определите:

а) число единиц наблюдения в абсолютных и относительных величинах (процент к итогу);

б) групповые обозначающие итоговые показатели признаков – Х1, Х2, Х3, Х4 в абсолютных и относительных величинах (процент к итогу);

в) групповые средние величины и групповые частные дисперсии признаков – Х1, Х2, Х3, Х4.

2. Образуйте группы с неравными (равнонаправленными) интервалами – 10 групп по 10 % единиц наблюдения в каждом интервале и 5 групп по
20 % единиц наблюдения также в каждом интервале. По каждой группе для признаков Х1, Х2, Х3, Х4 (для названных вариантов) рассчитайте групповые итоговые значения названных признаков в абсолютных и относительных величинах (процент к итогу).

3. Образуйте 5 групп с интервалами, меняющимися по правилу арифметической прогрессии. Рассчитайте абсолютные и относительные показатели плотности распределения. Все полученные результаты (пункты 1, 2, 3) представьте в статистических таблицах.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.