Качество обслуживания в современных сетях Анализ пользовательских требований является первым и наиболее важным шагом в процессе разработки сети. Сеть является всего лишь инструментом, который люди используют для достижения своих целей. Создание сети не является самоцелью — она строится для пользователей и, следовательно, должна отвечать их пожеланиям, требованиям, ожиданиям и т. д. Именно они, в конечном счете, определяют топологию сети, транспортные протоколы, аппаратное и программное обеспечение.
Существует две точки зрения на разрабатываемую сеть: точка зрения пользователя и точка зрения разработчика. Пользователь смотрит на сеть как бы со стороны, а разработчик — изнутри. Поэтому для полноценного анализа требований необходимо объединение взглядов пользователей и разработчиков.
Неверная интерпретация разработчиками пользовательских требований может привести к краху всего проекта. С другой стороны, дословное следование пользовательским требованиям может привести к такому проекту, который абсолютно нереализуем ни сегодня, ни в ближайшем будущем (но, впрочем, само составление такого проекта может оказаться крайне полезным). Пользователь мечтает об отсутствии задержек, бесплатном пользовании услугами сети, устойчивости к ошибкам, легкости в использовании, безопасности и т. д.
Разработчик же должен посмотреть на эти требования со своей профессиональной точки зрения. Следует также учитывать, что пользователь предоставляет разработчику неполные и несистематизированные требования к сети. Разработчик должен помнить, что требования пользователей к сети будут меняться в процессе эксплуатации сети. Но так или иначе, одним из основных показателей, который должен принимать во внимание разработчик, является характер сетевого трафика.
Характеристики трафика
Можно выделить две характеристики трафика — единица данных и способ упаковки этих единиц. Единицей данных может быть: бит, байт, октет, сообщение, блок. Они упаковываются в файлы, пакеты, кадры, ячейки. Они могут также передаваться без упаковки. В терминах ATM другим именем упакованных данных является PDU (Protocol Data Unit — протокольный блок данных).
Скорость измеряется в единицах данных за единицу времени. Например, пакеты в секунду, байты в секунду, транзакции в минуту и т. д. Скорость также определяет время, требуемое для передачи единицы данных по сети.
В табл. 3.1 приведен перечень типичных передаваемых данных и скорость их передачи. Различные накладные расходы не учитываются.
Таблица 3.1. Передача данных
Данные
| Типичный объем
| Скорость передачи
| Время передачи
| Текстовый файл
| 30 Кбайт
| 56 Кбит/с
| 0.5с
| Электронная таблица
| 250 Кбайт
| 56 Кбит/с
| 4.5с
| Рисунок
| 1 Мбайт
| 56 Кбит/с
| 18с
| Графический файл CAD/CAM
| 10 Мбайт
| 56 Кбит/с
| 3 мин
| Сжатое видео
| 100 Мбайт
| 56 Кбит/с
| 30 мин
|
Реальный размер передаваемых по сети данных складывается из непосредственно данных и необходимого информационного обрамления, составляющего накладные расходы на передачу. Многие технологии устанавливают ограничения на минимальный и максимальный размеры пакета. Так, например, для технологии Х.25 максимальный размер пакета составляет 4096 байт, а в технологии Frame Relay максимальный размер кадра составляет 8096 байт.
Можно выделить четыре наиболее общие характеристики трафика:
q «взрывообразность»,
q терпимость к задержкам,
q время ответа,
q емкость и пропускная способность.
Эти характеристики с учетом маршрутизации, приоритетов, соединений и т. д. как раз и определяют характер работы приложений в сети.
«Взрывообразность» характеризует частоту посылки трафика пользователем. Чем чаще пользователь посылает свои данные в сеть, тем она больше. Пользователь, который посылает данные регулярно, в одном темпе, сводит показатель «взрывообразности» практически к нулю. Этот показатель можно определить отношением максимального (пикового) значения трафика к среднему. Например, если максимальный объем пересылаемых данных в часы пик составляет 100 Мбит/с, а средний объем — 10 Кбит/с, показатель «взрывообразности» будет равен 10.
Терпимость к задержкам характеризует реакцию приложений на все виды задержек в сети. Например, приложения, обрабатывающие финансовые транзакции в реальном масштабе времени, не допускают задержек. Большие задержки могут привести к неправильной работе таких приложений.
Приложения сильно различаются по допустимому времени задержки. Есть приложения, работающие в реальном времени (видеоконференции) — там время задержки должно быть крайне малым. С другой стороны, встречаются приложения, терпимые к задержкам в несколько минут или даже часов (электронная почта и пересылка файлов). На рис. 3.1 показано, из чего составляется общее время реакции системы.
Понятия емкости и пропускной способности сети связаны между собой, но, по сути, это не одно и то же. Емкость сети — это реальное количество ресурсов, доступных пользователю на определенном пути передачи данных. Пропускная способность сети определяется общим количеством данных, которые могут быть переданы в единицу времени. Емкость сети отличается от пропускной способности сети из-за наличия накладных расходов, которые зависят от способа использования сети. Таблица 3.2 содержит характеристики трафика для различных приложений.
Нет ни пользователей, ни разработчиков, которые не были бы озабочены оптимальностью создаваемой сетевой инфраструктуры. При этом главный вопрос: будет ли работе сети удовлетворительной по истечении некоторого времени после ее внедрения?
Таблица 3.2. Характеристики трафика разных приложений
Приложение\ Характеристика
| «Взрывообразность»
трафика
| Терпимость
к задержкам
| Время ответа
| Пропускная
способность,
Мбит/с
| Электронная почта
| Высокая
| Высокая
| Регламентируется
| 0.004-0.20
| Голос
| Средняя
| Низкая
| Реальное время
| 0.004-0.64
| Передача файлов
| Высокая
| Высокая
| Регламентируется
| 0.01-600
| CAD/CAM-системы
| Высокая
| Средняя
| Близко к реальному времени
| 1-100
| Обработка транзакций
| Высокая
| Низкая
| Близко к реальному времени
| 0.064-1.544
| Обработка изображений
| Высокая
| Средняя
| Реальное время
| 0.256-25
| Деловое видео
| Низкая
| Низкая
| Реальное время
| 0.256-16
| Развлекательное видео
| Низкая
| Низкая
| Близко к реальному времени
| 1.5-50
| Широковещательное видео
| Низкая
| Низкая
| Реальное время
| 0.128-45
| Связь локальных сетей
| Высокая
| Высокая
| Реальное время
| 4-100
| Доступ к серверу
| Средняя
| Высокая
| Реальное время
| 4-100
| Высококачествен-ное аудио
| Низкая
| Низкая
| Реальное время
| 0.128-1
| Больше всего проблем возникает при попытке «собрать» множество однофункциональных сетей в одну гибкую многосервисную сеть. Еще трудней получить такую сеть, которая бы смогла разрешить абсолютно все проблемы, хотя бы в обозримом будущем. Сетевые специалисты понимают, что бизнес-функции организации постоянно меняются. Организация совершенствует свою структуру, рабочие группы формируются и исчезают, производство перепрофилируется и т. д. В свою очередь, меняются и приложения, ориентированные на работу в сети. Пользовательские рабочие станции сейчас предоставляют услуги по обработке сообщений, видеоинформации, телефонии и т. д.
В этой связи, при создании сети с комбинированными функциями нужно гарантировать необходимый уровень сервиса для каждого приложения. В противном случае пользователи будут вынуждены отказаться от многосервисной сети в пользу старой специализированной сети. Как показывает текущее состояние сети Internet, обработка всего трафика на равных правах приводит к серьезным проблемам, особенно при ограниченной пропускной способности.
Некоторые приложения требуют быстрой реакции сети. Поэтому возникла необходимость гарантировать время реакции, пропускную способность сети и другие параметры. Такая технология была разработана и получила название качество обслуживания (Quality of Service, QoS).
Качество обслуживания использует распределение по категориям и назначение приоритетов трафикам, что позволит гарантировать трафику с большим приоритетом лучшие условия передачи через сетевую магистраль, вне зависимости мости от требований к пропускной способности трафиков менее важных приложений. Технология качества обслуживания может применяться для определения стоимости услуг многосервисной сети. Качество обслуживания позволяет связать стоимость сетевых услуг с сетевой производительностью.
Однако возникает вопрос: какую именно технологию качества обслуживания должен выбрать сетевой специалист? Существует несколько вариантов: организация приоритетных очередей в маршрутизаторах, использование протокола RSVP, применение QoS ATM и т. д. Но следует отметить, что всегда можно отказаться от технологии качества обслуживания. Это можно сделать, например, введя «силовые» методы распределения полосы пропускания и не используя эти методы там, где не нужно. Для выбора конкретной технологии качества обслуживания необходимо провести анализ требований пользователей к качеству обслуживания и рассмотреть возможные альтернативы.
Трафик разных приложений
В последнее время все отчетливее прослеживается тенденция введения в приложения услуг телефонии, групповой работы над документами, обработки сообщений, видео и т. д. Эта тенденция определяет требования к сетевой магистрали, которая, комбинируя ЛВС-, MAN- и WAN-магистрали, должна иметь многосервисную основу и передавать любые типы трафика с требуемым качеством.
Можно условно разделить трафик на три категории, отличающиеся друг от друга требованиями к задержке при передаче:
q Трафик реального времени. К этой категории относятся трафик с аудио-и видеоинформацией, не допускающий задержки при передаче. Задержка обычно не превышает 0,1 с, включая время на обработку на конечной станции. Кроме того, задержка должна иметь небольшие колебания во времени (эффект «дрожания» должен быть сведен к нулю). Следует отметить, что при сжатии информации трафик данной категории становится очень чувствительным к ошибкам при передаче. При этом из-за требования малой задержки возникающие ошибки не могут быть исправлены с помощью повторной посылки;
q Трафик транзакций.Эта категория требует задержки до 1 с. Увеличение этого предельного значения заставляет пользователей прерывать свою работу и ждать ответа, потому что только после получения ответа они могут продолжить отправлять свои данные. Поэтому большие задержки приводят к уменьшению производительности труда. Кроме того, разброс в значениях задержки приводит к дискомфорту в работе. В некоторых случаях превышение допустимого времени задержки приведет к сбою рабочей сессии и пользовательским приложениям потребуется начать ее вновь;
q Трафик данных. Эта категория трафика может работать практически с любой задержкой, вплоть до нескольких секунд. Особенностью такого трафика является повышенная чувствительность к доступной пропускной способности, но не к задержкам. Увеличение пропускной способности влечет за собой уменьшение времени передачи. Приложения, передающие большие объемы данных, разработаны, в основном, так, что захватывают всю доступную полосу пропускания сети. Редкими исключениями являются приложения потокового видео. Для них важны и пропускная способность и минимизация времени задержки.
Внутри каждой рассмотренной категории трафики классифицируются по присвоенным им приоритетам. Трафик, имеющий более высокий приоритет, получает предпочтение при обработке. Примером приоритетного трафика может быть транзакция с заказом.
Введение приоритетов неизбежно при недостаточности ресурсов сети. Приоритеты могут использоваться для выделения групп, прикладных программ и отдельных пользователей в группах.
Передача аудио- и видеоинформации чувствительна к изменению задержки или, иными словами, к дрожанию. Например, превышение допустимого порога дрожания может привести к достаточно ощутимым искажениям изображений, необходимости дублирования видеокадров и т. д. Передача звука также чувствительна к дрожанию, так как человеку трудно воспринимать неожиданные паузы в речи абонента.
Проведенные исследования показали, что в случае передачи низкокачественной аудиоинформации по сети, максимальная задержка сигнала должна находиться в пределах от 100 до 150 мс. В случае передачи изображений этот параметр не должен превышать 30 мс. Таблица 3.3 определяет диапазон приемлемых задержек при передаче аудиоинформации.
Таблица 3.3. Воздействие задержек на восприятие голосового сигнала
Задержка
| Эффект для пользователя
| >600 мс
| Взаимодействие невозможно
| 600 мс
| Взаимодействие затруднено
| 250 мс
| Искажение речевого потока. Необходима адаптация к каналу связи
| 100 мс
| Задержки практически незаметны
| 50 мс
| Передача без искажений
| Кроме того, так как потоки аудио- и видеоинформации следуют через различные устройства, которые обрабатывают трафик с учетом эффекта дрожания на основе разных алгоритмов, может быть быстро потеряна синхронизация между изображением и голосом (как это бывает в плохих фильмах). С эффектом дрожания можно бороться, применяя буферную память на принимающей стороне. Но следует помнить, что объем буфера может достигать значительных размеров, а это приводит как к удорожанию аппаратуры, так и к обратному эффекту — увеличению задержки за счет накладных расходов при обработке информации в большом буфере.
|