Обратная связь
|
Разность между КЭР и изменением объема сбыта на конец года
Дециль
| США (значительное уменьшение,0,*)
| Германия (менее значительное уменьшение,%)
| Первый
| -54
| -16
| Второй
| -43
| -7
| Третий
| -26
| -1
| Четвертый
| -12
| Без изменений
| Пятый
| -13
| Без изменений
| Шестой
| -10
| Без изменений
| Седьмой
| -9
| -4
| Восьмой
| -7
| -5
| Девятый
| -5
| -3
| Десятый
| -4
| -1
| Разница между двумя странами в скорости снижения поразительна, но она опять-таки подчеркивает ту колоссальную потерю потенциальных продаж, которая наблюдается в США из-за приверженности к концепции концентрированной рекламы. [...]
Я выяснил, что 70% рекламных кампаний приводят к краткосрочному увеличению объема продаж (измерено по дифференциальной КЭР). Из них 46% удержали повышенный уровень и на конец года, хотя эффект всегда был меньше, чем исходная КЭР. Однако 24% [...] полностью потеряли свое положительное влияние на продажи по причинам, связанным с весом кампании в средствах размещения рекламы и ее календарным графиком»1.
Вид продукта
На уровень частоты также влияет и вид рекламируемого продукта. По мнению Дж. Сиссорса, «основная проблема, возникшая на этапах исследований эффективной частоты, заключалась в невозможности демонстрации различий показателей эффективности для различных категорий рекламируемых продуктов. В силу этого создалось ложное впечатление, что значение эффективной частоты будет одинаковым для всех категорий рекламируемых продуктов. В настоящее время большинство специалистов в области планирования считают, что это утверждение далеко от истины. Уровень частоты должен изменяться в зависимости от категории продукта. [...]
В связи с этим сформулирована гипотеза, суть которой состоит в том, что товары массового спроса нуждаются в меньшей частоте повторов рекламы, чем товары, не относящиеся к этой категории. Та же самая идея применима в отношении товаров, которые можно разделить на категории интересных и неинтересных. Именно подобранный уровень частоты позволяет вывести зрителя из состояния инертного восприятия рекламируемого продукта»2.
Чаще повторяется реклама сложных товаров, технологий, которые трудны для восприятия. Например, компания «X» повторяет свое объявление, в котором описывается технология сложного нового оборудования для ресторанов.
1 Джоунс Дж. Ф. Рекламный бизнес: деятельность рекламных агентств, созданиерекламы, медиапланирование, интегрированные коммуникации. — М.: Вильяме, 2005. — С. 435-438.
2 Сиссорс Дж., Бэрон Р. Рекламное медиа-планирование. — СПб.: Питер,2004.— С. 120.
Также приходится повторять рекламу, когда товар или услуга не являются привычными и при этом нет особой необходимости раздумывать над рекламой: аудитория имеет незначительную мотивацию к осмыслению рекламной информации, например при рекламе нового сорта мыла, туалетной бумаги.
Для осуществления непосредственной продажи рекламодателю важно, чтобы его предложение попало к потребителю как можно ближе ко времени покупки, к моменту принятия окончательного решения. Соответственно, чем более короткий цикл покупки товара, тем чаще его нужно рекламировать. Товары повседневного спроса приходится рекламировать повседневно — соки, пиво, сигареты и другие.
Рекламодатель использует тактику частого повторения, когда стоит задача реализовать недостаточно качественный товар или когда товар не лидер в своей категории.
Очевидно, что вид продукта влияет на частоту размещения рекламы. Вот только до тех пор, пока не будут получены данные объективных исследований (которых на сегодня просто нет), определять необходимой уровень частоты для того или иного продукта медиапланеристам придется на основе своего личного опыта.
Содержание рекламы
Количество новторов во многом зависит от содержания рекламы: от ее рационального или эмоционального характера, от качества разработки, от специфики самого товара. Так, объявление с рациональным содержанием больше повторяется тогда, когда оно содержит интересные (новые, полезные) сведения. Например, компания «А», продающая телевизоры, повторяет свои объявления. В первых объявлениях акцент ставится на ассортименте, во вторых — на качестве, в третьих — на ценах и так далее.
Рекламодатель прибегает к повторам и тогда, когда имеет низкоэффективное рекламное объявление. В таком случае он убеждает не качеством аргументов, а количеством напоминаний о товаре: его предложение постоянно оказывается на глазах у тех, кто в данный момент принимает решение о покупке.
Также на частоту может повлиять оригинальность рекламы. Чем она непривычнее, тем больше вероятность, что аудитория
ее заметит с первого-второго раза. И наоборот, чем более тради-ционна, банальна реклама, тем больше повторов для нее требуется. «Мрачная неинтересная реклама может потребовать большей частоты демонстраций, чем яркий и остроумный ролик»1.
Размер рекламы
Крупное объявление в таких носителях, как пресса, транзитная реклама и интернет, повышает позитивность имиджа, привлекает большое внимание. Маленькое объявление привлекает маленькое внимание. Однако повысить эффективность небольшой рекламы можно, повторяя ее.
При одном и том же бюджете, уменьшая или увеличивая размер рекламы, можно сокращать или увеличивать количество повторов. При этом могут быть достигнуты различные цели: большое объявление с незначительными повторами привлечет много внимания, маленькое со значительными повторами окажет более сильное воздействие.
Также варьировать длительность рекламного ролика и частоту можно на телевидении и радио.
Вид рекламоносителя
Количество повторов во многом предопределяется видом рекламоносителя — постоянностью, величиной и вовлеченностью его аудитории. У разных средств массовой информации разный объем постоянной аудитории. Так, у радио и телевидения она все время меняется, прессу же читают в основном одни и те же люди. Соответственно, для воздействия на постоянно меняющуюся аудиторию телевидения и радио требуется больше повторов, чем для воздействия на читателей газет и журналов.
Количество повторов зависит не только от постоянности аудитории, но и от величины самой аудитории. Ротация читателей, зрителей, слушателей СМИ с обширной аудиторией больше, значит, для их достижения повторов нужно больше. При одном и том же бюджете можно использовать рекламоноситель с большой аудиторией и опубликовать в нем определенное ко-
1 Сиссорс Дж., Бэрон Р. Рекламное медиа-планирование. — СПб.: Питер, 2004.— С. 121.
лнчество рекламы, но можно и рекламоноситель с меньшей аудиторией и опубликовать в нем большее количество рекламы. В первом случае будет привлечено больше внимания, во втором будет оказано более сильное воздействие.
Влияет на частоту рекламы и степень вовлеченности человека в процесс восприятия информации. Так, вовлеченность читателей прессы и интернета намного больше, чем аудитории телевидения или радио, передачи которых нельзя ни остановить, ни замедлить, ни посмотреть или послушать еще раз, чтобы получить больше информации. Кроме того, людей раздражает реклама на телевидении и на радио, когда их вынуждают воспринимать ролики, перебивая ими трансляцию. Зрители и слушатели избегают «навязчивых» контактов, переключая каналы или отвлекаясь на время рекламной паузы. Читая же традиционную или электронную прессу, человек может спокойно перевести взгляд с неинтересного ему объявления на какой-либо соседний информационный материал.
Вдвойне раздражает на телевидении и радио ранее виденная реклама. В прессе человек опять же легко «уходит» от ненужных повторов.
Так или иначе, при использовании любого рекламоносителя для обеспечения нужного количества контактов с получателем информации приходится закладывать в медиаплан большее количество размещений рекламы. Для носителей с большей вовлеченностью аудитории достаточно незначительного увеличения количества выходов рекламы, для носителей с меньшей вовлеченностью потребуется больше повторов.
Интересно, что «в отношении печатной рекламы было обнаружено, что частота показа рекламы более эффективна для малоизвестных брендов, чем для хорошо узнаваемых брендов. «Эффекты» включали осведомленность потребителя о бренде, отношение к нему и намерение купить товар. Для большей эффективности реклама брендов, о которых читатели практически ничего не знали, нуждалась в более частом появлении на страницах СМИ. Убеждающая сила рекламы известных брендов значительно меньше зависела от частоты ее предъявления»'.
' Брайант Дж., Томпсон С. Основы вовдеисгвия СМИ. — М.: Вильяме, 2004. — С. 326.
Рекламный шум
В связи с тем, что на каждого человека ежедневно обрушивается слишком большой объем информации, в котором она не может быть усвоена, весь поток новых сообщений превращается в информационный шум. Внимание человека выхватывает из него лишь самое впечатляющее, в том числе — по повторяемости. То есть кампании, являющиеся лидерами по повторам, имеют шанс обратить на себя внимание на общем фоне рекламного шума. Одно-два объявления из тысяч, вероятно, не вызовет никакого интереса. И даже три-четыре повтора не гарантируют запоминания увиденной или услышанной информации и стимуляции покупки того или иного товара.
Таким образом, для эффективной рекламы необходимо размещение такого количества сообщений, которое обеспечило бы превышение шумового порога, после которого человек начинает реагировать на представленную ему информацию. В разное время, для разных рекламоносителей этот порог будет разным.
Конкуренция
Часто рекламу приходится повторять дополнительно, чтобы противостоять рекламе конкурентов. Если рекламодатель не разместит свое объявление, то покупатели откликнутся на предложение конкурента.
Для эффективного противодействия конкурентам необходимо иметь соответствующий или больший уровень частоты. Для более сильной позиции стоит иметь хотя бы на один повтор больше. Для противостояния лидеру, занимающему значительную долю рынка, часто используют эффективную частоту на 2 показа больше, чем у лидера.
Конкуренция приводит к тому, что приходится повторять рекламу весьма значительное количество раз. Так, например, во время выборов американского президента в штате Филадельфия «в 2000 году три основных канала этого города за один час выдавали в эфир по 30 роликов. Любопытно, что если в течение часа за Буша призывали голосовать шесть раз, то за Гора — семь. Пиарщики подсчитали: чтобы избиратели сдела-
ли выбор в вашу пользу, необходимо выдать в эфир от 1200 до 1400 видеороликов»'.
Практически всегда, когда рекламируемые компании, товары или услуги не сильно отличаются друг от друга, приходится прибегать к более высокой частоте. Вместе с тем Дж. Сис-сорс замечает, что «если несколько компаний, предлагающих сходные товары, одновременно проводят рекламные акции, то потребителю будет сложно выделить в потоке сообщений какую-либо конкретную торговую марку. При рекламе нескольких конкурирующих торговых марок можно снизить частоту рекламных показов»2. Он же говорит о существенном факторе, влияющем на выбор эффективной частоты — о позиции торговой марки на рынке, среди конкурирующих торговых марок: «Если торговая марка имеет серьезное преимущество по сравнению с конкурентами, вполне можно снизить частоту рекламных показов»3.
Охват
Уровень эффективной частоты тесно связан и с показателем охвата. После одной демонстрации рекламы охватывается определенный минимум аудитории. С каждой последующей демонстрацией уровень охвата быстро растет. В дальнейшем темпы увеличения охвата замедляются, а уровень частоты (тех, кто видел или слышал рекламу неоднократно) растет. После достижения определенной точки темпы роста показателя GRP (веса рекламной кампании) уступают скорости нарастания частоты.
Классическая модель убывающей отдачи заключается в том, что с последующими повторами рекламы, с накоплением GRP дополнительно охватывается все меньшее количество новой аудитории.
Вместе с тем абсолютный охват невозможен. Например, Дж. Сиссорс рассматривает ситуацию, когда «после достижения показателя в 200 GRP примерно 68% зрителей видели реклам -
1 Шестерина Е. Американские пиарщики подсчитывают стоимость президентских выборов// Известия. — 03.) 1.2003.
2 Сиссорс Дж., Бэрон Р. Рекламное медиа-планирование. — СПб.: Питер,2004, —С. 211.
» Там же.
ный ролик хотя бы раз. Превратится ли кривая охвата в горизонтальную линию через год? Ответ на этот вопрос отрицателен, хотя форма кривой приближается к горизонтальной линии после достижения показателя, равного 3000 GRP»1.
Считается, что частота не прямо пропорциональна рейтингу рекламоносителя и количеству размещений рекламы. Они растут при увеличении рейтинга, но не так быстро, как он. «С увеличением рейтинга или количества демонстраций оказывается косвенное воздействие на повышение охвата и на снижение частоты»2.
При планировании частоты и охвата обычно предполагается суммарная равноценность будущих результатов. Ожидаемый результат будет одинаков вне зависимости от того, охвачен ли 1 человек 6 раз, 2 человека по 3 раза, 3 человека по 2 раза или 6 человек по 1 разу. Однако, с точки зрения реального бизнес-планирования, разница, безусловно, существенна. В связи с этим стоит обращать внимание на такой показатель, как распределение частоты в целевой аудитории (frequency distribution): как регулярно целевая удитория смотрит ту или иную программу / читает то или иное издание.
Средняя частота, безусловно, важный показатель, но только относительно реальная частота может дать представление об относительно реальном же охвате.
Стоит еще раз отметить: чем интенсивнее растет частота, тем меньше увеличивается охват, и наоборот, чем больше (растет) охват, тем меньше (увеличивается) частота.
***
В целом, как мы видим, количество повторов зависит от комбинации различных факторов: кумулятивного эффекта, целей рекламы, специфики аудитории, вида продукта, содержания рекламы, размера рекламы, вида рекламоносителя, рекламного шума, конкуренции и охвата. Также при выборе частоты стоит иметь в виду предположение, что чем больше «объем продаж
1 Сиссорс Дж., Бэрон Р. Рекламное медиа-планирование.— СПб.: Питер,2004. —С. 107.
2 Там же. С. 112
фирмы приближается к уровню насыщения рынка, тем хуже работает реклама»1.
Оптимальную частоту рекламодателю приходится искать в весьма сложных условиях: исходя не из точных показателей, а лишь из определенных ориентиров. В целом, повторение является хотя и весьма действенным, но очень дорогим способом убеждения человека. В связи с этим необходимо стремиться именно к оптимальной частоте, когда при минимальном бюджете рекламодатель получает максимальное воздействие на целевую группу покупателей. Важно не только рационально распределять бюджет, но и не предлагать рекламу потребителю в объеме, больше необходимого. Неоправданное число повторов не всегда означает высокую эффективность рекламы. В момент пресыщения рекламой дополнительные повторы начинают давать минимальную прибавку аудитории как количественно, так и качественно: наступает период, когда значительная часть потребителей уже охвачена рекламой, и большая часть из них — те, кто мог отреагировать, — уже отреагировали.
В целом влияние повторов можно описать приблизительно следующим образом: сначала с увеличением количества частоты рекламы повышается внимание к рекламным сообщениям, запоминаемость деталей рекламных текстов, осведомленность о торговой марке, формируются определенное отношение к рекламируемому товару и намерения относительно его применения; затем сознание человека перестает активно работать над обработкой известных, повторяемых сообщений; и, в конце концов, просто перестает обращать на них внимание и переключается на новую информацию. Прежняя в таком случае может вызвать раздражение — информация уже получена, она больше не нужна. Кроме того, есть опасность, что при большом количестве повторов аудитория начнет предполагать, что необоснованное количество рекламы скрывает некие недостатки товара. Вновь просыпается забытая под действием повторов подозрительность и осто-
Рязанов Ю.Г., Шматов V.A. Медиапланирование. — Екатеринбург: Экском, 2002. — С. 89.
рожность. Это объясняется тем, что в процессе восприятия повторяемой информации количество контраргументов в сознании человека сначала снижается, а затем повышается. Количество же поддерживающих аргументов, наоборот — сначала повышается, а затем понижается.
Даже если человек не раздражается, но при этом и не думает о покупке, для рекламодателя большая повторяемость все равно неэффективна — деньги потрачены напрасно. Если реклама прошла момент эффективной частоты, то следует прекратить повторение. Для преодоления дальнейшего неэффективного воздействия рекламы нужно снова повысить степень внимания к ней аудитории. Лучше всего это можно сделать, применив новый творческий подход. В таком случае в рекламе полностью или частично меняются, например, принципы привлечения внимания и интереса, аргументы и доказательства, перечень фактов, иллюстрации. Так, для рекламы задействуются новые элементы, способные привлечь потребителя, при этом остаются узнаваемыми фирменные детали: слоган, формат, композиция, шрифт. Например, у одной из компьютерных фирм на разных объявлениях присутствовал один и тот же зверек-символ, у другой компании разные объявления были выполнены в легко узнаваемом стиле, у третьей компании в рекламных роликах фигурировал один и тот же «телеведущий».
Кроме того, можно бороться с негативным восприятием, делая определенные, но не слишком большие перерывы в размещении рекламы. Потребитель «отдохнет», поработает над другой информацией и через какой-то промежуток времени будет способен воспринимать рекламу того же товара. В данном случае прекрасно работает принцип «все новое — это хорошо забытое старое».
Очевидно, что самый выгодный момент для рекламодателя посередине: не слишком малое количество повторов и не чрезмерное — необходимое и достаточное количество.
Если вся рекламная кампания может обеспечить некую среднюю эффективную частоту, то в разные периоды рекламной кампании и в разных рекламных носителях может быть разная частота (различное распределение рекламных контактов, различная плотность распределения контактов).
Медиапланерист подбирает эффективную частоту на основе своих знаний о поведении аудитории, о носителях, товаре и многих других аспектов. Его решение всегда субъективно, личностно. Вместе с тем делаются попытки разработки «универсальных» математических моделей1.
Дж. Остроу предложил свою систему факторов, влияющих на уровень эффективной частоты:
"За исходный уровень мы берем 1 контакт за рекламный цикл. Затем мы добавляем или вычитаем контакты в соответствии со следующими четырьмя стратегическими факторами: внимание к средству рекламы; целевая аудитория; цели коммуникации; личное влияние...
Таким образом, в методе Росситера-Перси базовый уровень минимальной эффективной частоты принят равным 1, корректирующие пункты, задающие масштаб изменения коэффициентов, — это числа, кратные 1 (от -1 до средней частоты контакта главного конкурента fK, увеличенной на 1 или на 2).
Используя эти коэффициенты, Росситер и Перси предлагают рассчитывать величину МЭЧ на один рекламный цикл (обычно равный циклу покупки) по следующей формуле:
Гэфф = 1 + А (Т + Ср + CL + I).
Теперь опишем, как изменяются коэффициенты А, Т, СР CL и I, учитывающие различные факторы, влияющие на эффективность рекламы.
Внимание к средству рекламы учитывается коэффициентом А, который принимает два значения:
1 — для средств рекламы с сильным уровнем внимания (телесериалы, телепрограммы в прайм-тайм, покупные газеты и журналы, стационарная наружная реклама],
2 — для средств рекламы со слабым уровнем внимания (остальные телепередачи, радио, случайно читаемая пресса, передвижная наружная реклама].
Специфика целевой аудитории учитывается коэффициентом Т, который принимает следующие значения:
0 — для лояльных потребителей марки,
1 — для непостоянных потребителей,
2 — для непостоянных потребителей других марок,
f К + 1 — для новых потребителей, где fК — средняя частота контакта главного конкурента. Зависимость эффективной частоты от fK позволяет учесть влияние, оказываемое рекламой конкурентов, на рекламу фирмы, направленную на новых потребителей». (Шматов Г. А. Основы медиапла нирования: эвристический подход. — Ккатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005.— С. 134)
Факторы, влияющие на эффективный уровень частоты рекламных показов'
ФАКТОР
| ВЛИЯНИЕ
НА УРОВЕНЬ
ЧАСТОТЫ
| КОММЕНТАРИИ
| Маркетинговые факторы
| Известная торговая марка Новая торговая марка
| снижается повышается
| Повторение помогает потребителям узнать больше сведений о продукте; Новые торговые марки нуждаются в представлении
| Торговая марка широко представлена на рынке Торговая марка скромно представлена на рынке
| снижается повышается
| Широкое представление торговой марки на рынке предполагает высокую степень лояльности потребителей к товару, поэтому большой уровень частоты не требуется
| Торговая марка, доминирующая
на рынке
Менее известная торговая марка
| снижается повышается
| Доминирующие торговые марки не получат выгоды от повторения рекламы, если рынок насыщен; Менее известные торговые марки могут получить выгоду при росте частоты рекламных показов
| Высокая степень лояльности к торговой марке Низкая степень лояльности к торговой марке
| снижается повышается
| Как правило, между чапотой рекламных показов и степенью лояльности потребителей к торговой марке имеется обратная зависимость
| Длительный срок реализации Короткий срок реализации (обширные сегменты рынка)
| снижается повышается
| Потребители чаще задумываются о товарах с более длительным сроком пользования
| Товар повседневного пользования Товар используется время от времени
| повышается снижается
| Товары повседневного спроса или аналогичные им
нуждаются в более частой рекламе
| Приходится бороться
с конкурентами
Целевая аудитория — потребители
пожилого возраста и дети
| повышается повышается
| Необходимо повышать частоту рекламных показов, устанавливая ее выше уровня эффективной коммуникации; Специфическая целевая аудитория нуждается в повышенной частоте рекламных показов
| Товарные факторы
| Сложный вид образца Несложный вид образца
| повышается снижается
| При изучении спроса требуется использовать
превосходные образцы
| Образец непривычен по сравнению с конкурирующим изделием Образец имеет привычный для потребителя вид
| повышается снижается
| Оригинальность товара позволяет снижать частоту рекламных показов
| 1 Источник: loseph W. Ostrow, «Setting Effective Frequency Levels-, Effective Frequency (New York: Research Foundation, 1982). Сиссорс Дж.. Бэрон Р. Рекламное медиа-планирование. — СПб.: Питер, 2004. — С. 214-216.
по
Продолжение
ФАКТОР
| ВЛИЯНИЕ
НА УРОВЕНЬ
ЧАСТОТЫ
| КОММЕНТАРИИ
| Кампанияпо популяризации нового образца
Продолжениеначатой кампании
| повышается снижается
| Представление нового продукта, а также нового образца приводит к повышению частоты рекламных показов
| Престижныйтовар
Товар для широкого потребления
| повышается снижается
| При проведении имиджевых кампаний необходимо прибегать к сложной и качественной рекламе, причем с высоким уровнем частоты показов
| Различные видырекламных сообщений
Используется одинтип рекламных сообщений
| повышается снижается
| Поднимается вопрос о разнообразии рекламных показов,что непосредственно связано с количеством рекламных роликов в пуле
| Применениепривычных рекламных сообщений Чтобыизбежать «надоедливости» рекламы:использование новых рекламныхсообщений
| снижается повышается
| Реклама становится надоедливой? Необходимо ее нормировать для устранения подобного эффекта
| Небольшие рекламные единицы Крупныемодули рекламы
| повышается снижается
| Крупный/некрупный размер рекламной площади и большой/небольшой хронометраж следует чередовать
| Медиофакторы
| Рекламнаяшумиха, поднятая
конкурентами
Низкаяинтенсивность рекламных
камланийконкурентов
| повышается снижается
| Небольшой курьез: большой уровень «шума» требует повышения частоты показов рекламы, что, в свою очередь, усиливает «шум»
| Совместимостьс тематикой СМИ Несовместимость с тематикой СМИ
| снижается повышается
| Хороший пример совместимости — реклама корма для собак в телевизионном шоу, посвященном домашним животным
| Высокийуровень внимания, характерный для аудитории Низкий уровень внимания, характерныйдля аудитории
| снижается повышается
| Некоторые СМИ активизируют внимание людей
| Продолжительная рекламная камлания
'Пульсирующие* рекламные акции илирекламная кампания, предусматривающаяпрерывание рекламных акций с последующим возобновлением
| снижается . повышается
| Перерывы в рекламной кампании, например, при использовании эффекта пульсации, требуют увеличения частоты показа рекламы
|
Ill
Окончание
ФАКТОР
| ВЛИЯНИЕ
НА УРОВЕНЬ
ЧАСТОТЫ
| КОММЕНТАРИИ
| Используется немного различных
СМИ
Используется большое число СМИ
| снижается повышается
| Каждый рекламный носитель имеет характерный для него минимальный уровень частоты показа рекламы
| Имеются благоприятные
возможности для повторения
рекламы
Возможности для повторения
рекламы незначительны
| снижается повышается
| Некоторые СМИ предлагают больше возможностей для повторных объявлений, что требует снижений частоты
| Также интересны выводы некоторых исследований Дж. Нэ-пэлса: «Единичный просмотр рекламы группой целевых потребителей (на протяжении периода приобретения) дает незначительный эффект (или вообще не дает эффекта).
• Поскольку одно воздействие рекламы обычно неэффективно, в процессе составления медиапланов следует уделять большее внимание частоте, а не охвату.
• При проведении большинства исследований предполагается считать начальным порогом эффективности два воздействия рекламы в цикле приобретения.
• Оптимальными считаются три воздействия рекламы в цикле приобретения.
• При увеличении количества воздействий рекламы (больше трех) эффективность рекламы возрастает с повышением частоты, но темпы роста эффективности замедляются (на графике это поведение иллюстрируется выпуклой кривой, исходящей из нулевой точки).
• Причины завершения рекламной кампании кроются вовсе не в чересчур большом значении частоты (проблемы, скорее, связаны с копированием и с содержанием).
• Рост частоты положительно сказывается на небольших и малоизвестных торговых марках. Рост этого показателя не сказывается на деятельности больших и известных марок, все зависит от того, насколько близок уровень рекламного насыщения.
• Разные периоды эфирного времени требуют различной по величине частоты. Похожий эффект наблюдается в случае толе-
тых и тонких журналов: тонкие журналы приводят к меньшему времени отклика, чего не скажешь о толстых журналах.
• Отклик на рост частоты зависит от уровня финансирования, производимого рекламодателем. В случае торговых марок, для которых наблюдается наивысший уровень воздействия рекламы в пределах определенной категории продукта, достигается значительный эффект от воздействия рекламы с ростом частоты.
• Отклик на рост частоты не зависит от характера медиа-средств. В данном случае проявляется некий универсальный закон.
• Каждой торговой марке присуща своя частота воздействия рекламы. Не стоит переносить опыт распространения одной торговой марки на остальные. Нахождение уникальной величины частоты для данной марки требует проведения специализированных исследований.
• Даже если затраты на рекламу для двух торговых марок идентичны, возможно формирование различных откликов для определенных частот распространения рекламных объявлений»1.
Можно отметить, что оптимальное количество повторов для определенной аудитории можно выявить с помощью тестирования понимания, запоминания информации, возбуждения негативной реакции и так далее.
Интенсивность
Влияние повторов проявляется не только через их количество, но и через интенсивность. С одной стороны, реклама должна размещаться достаточно интенсивно, чтобы запомниться новой широкой аудиторией. С другой стороны, чтобы эта же реклама не забылась аудиторией «постоянной».
Аудитория рекламы стремительно сокращается даже после достаточно интенсивного воздействия. Так, например, во время
1 Сиссорс Дж., Бэрон Р. Рекламное медиа-планирование. — СПб.: Питер, 2004. —С. 118-119.
одного из экспериментов рекламирование проходило в газете раз в неделю в течение тринадцати недель. После этого 63% опрошенных запомнили рекламу. Через месяц лишь 32% вспомнили ее. Еще через две недели только 21% смогли ее воспроизвести. То есть 4/5 всей аудитории практически забыли рекламу. «Например, если на протяжении предыдущей недели запоминаемость оставалась на уровне 15%, то при отсутствии последующей рекламы есть основания ожидать снижения запоминаемости до 13,5%. Таким образом, от недели к неделе забывается всего 10% информации»1.
Есть и другие данные оценки функции забывания с помощью данных, полученных Лодишом при изучении запоминаемости рекламы в пяти различных журналах, которое проводилось фирмой W.R. Simmons. Согласно им, «запоминаемость рекламы оценивалась как способность читателей какого-либо конкретного номера журнала разделить множество рекламных объявлений на две группы: действительно опубликованные в этом номере и те, которых там на самом деле не было. Лодиш обнаружил, что показатели запоминаемости еженедельно снижаются на 25%. Стронг в ходе своих имитационных исследований пришел к выводу, что запоминаемость снижается на 45% в неделю и что скорость снижения запоминаемости на протяжении нескольких следующих недель пропорциональна квадратному корню из количества недель, прошедших после последнего рекламного контакта»2.
Очевидно, что различные результаты получены с помощью различных методик и условий исследований. Обобщая же их, можно сказать: в среднем, в зависимости от ситуации, запоминаемость снижается на 10-50% в неделю после последнего контакта с рекламой. К этому стоит добавить, что «темпы снижения способности припомнить сильно варьируются в зависимости от содержания представленных фрагментов... Способность припомнить тему сообщения резко падает в течение недели (с 95 до 60%), но затем сохраняется на этом уровне; с другой стороны, способность припомнить использованные аргументы резко
1 Батра Р., Майерс Дж.Дж., Аакер Д.А. Рекламный менеджмент. — М.-СПб.-К.:
Вильяме, 1999. —С. 635. 1 Там же. — С. 633.
m
снижается в 1-ю неделю (с 70 до 28%), а затем продолжает снижаться более плавно до уровня примерно 20% на 6-й неделе. Аналогичная, но менее явная зависимость наблюдается для источника сообщения»1.
Следует иметь в виду, что повторы, идущие с меньшими интервалами, эффективнее, чем с большими. То есть два объявления, попавшие на глаза покупателю друг за другом, подействуют сильнее двух, разделенных несколькими днями или несколькими неделями. Так, например, рекламное объявление, поданное три, четыре или более раз подряд (день за днем), будет более эффективно, чем то, которое размещено один раз в неделю в течение нескольких недель.
Чем выше уровень интенсивности, тем быстрее растет уровень вспоминания. Интересно, что при этом, однако, и забывание происходит быстрее, чем при меньшей интенсивности. Нечто подобное на себе испытывает каждый студент, готовящийся к сессии. Выученное за ночь перед экзаменом забывается на следующий же день после сдачи. Но то, что училось на протяжении семестра, помниться достаточно долго. Это связано с тем, что при длительном обучении и многократном повторении часто включается долговременная память. Больше всего забывается в первые часы и дни после заучивания, чем дальше, тем медленнее идет процесс забывания.
Еще в 50-е годы XX века Цильске установил, что «к эффективному запоминанию потребителями сообщений прямой почтовой рекламы приводят как краткосрочное, так и долгосрочное их повторение. При этом люди, получавшие рекламу еженедельно, запоминали больше рекламной информации, чем те, кто получал рекламу раз в месяц. Более поздние исследования печатной рекламы установили, что наибольший эффект узнавания имела реклама, появлявшаяся в журналах раз в неделю, а не раз в месяц (Strong, 1974, 1977). Следует отметить, что это же исследование обнаружило, что ежемесячная реклама была более узнаваемой, чем ежедневная»2.
1 Бузин В.Н., Бузина Т.С. Медиапланирование для практиков. — М.: Вершина,2006. —С. 319.
2 Брайант Дж.,Томпсон С. Основы воздействия СМИ. — М.: Вильяме, 2004 —С 326.
Важно и то, что «причиной ускорения или замедления процесса обучения могут стать предыдущий опыт и уже имеющиеся знания потребителя или разнообразие сообщений в пределах одной рекламы. Исследования процессов обучения и памяти (Ebbinghaus, 1902) также показали, что люди склонны забывать то, что они слышали слишком часто»1.
Считается, что для проникновения рекламы в сознание потребителей, ее необходимо повторить от 3 до 6 раз в 4-неде-льный срок. Но это средние цифры. В каждом конкретном случае приходится делать собственный выбор. Например, «если специалист в области медиапланирования принимает решение, ориентируясь на слабости конкурентов или, наоборот, предвидя угрозу с их стороны, то частота в среднем составляет 15 показов в месяц»2. В другой ситуации компания Becel выбрала «девять показов в квартал как пороговый уровень для своего послания к целевым группам бренда. Частично такое большое количество объяснялось тем, что аргументы, используемые в рекламе Becel, были относительно сложными для восприятия, а потому требовали значительного повторения для достижения полного понимания и принятия со стороны членов целевой аудитории»3.
В целом на интенсивность размещения влияют многие рыночные факторы:
• Размер рекламы. Чем объявление меньше, тем меньше оно привлекает внимания. Значит, показывать его следует чаще.
• Интерес к рекламе. Чем выше интерес, тем чаще повторяется объявление. «Интересное» объявление не раздражает читателей и в случае частого размещения быстрее достигает нужного эффекта.
• Ожидаемая реакция. Чем более спонтанная или эмоциональная реакция ожидается от покупателей, тем короче и «плотнее» должна быть реклама. Такая тактика часто используется при рекламе скидок, специальных акций.
1 Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. — М.: Вильяме, 2004. —С. 326.
|
|