Рубежный контроль по изучению медицины и педиатрии в Древний период (Древний мир) человеческой цивилизации. Блиц-собеседование по теме I модуля
Модуль № 2. Медицина периода Средневековья и эпоха Возрождения.
Семинарское занятие № 6
Педиатрический факультет
Тема: Медицина и педиатрия в период Средневековья.
Цель занятия:Показать общие закономерности всемирно-исторического
процесса развития врачевания и педиатрии в странах
Европы (Древний мир и средние века) и мусульманской
(арабской) медицины периода Средневековья.
Задачи:1. Показать особенности медицины Византийской империи 395 –
1433гг.
2. Определить влияние трудов ученых Древнего мира (Гиппократ,
Гален и др.) на развитие медицины Арабских Халифатов.
3. Раскрыть особенности медицины средневекового Востока и
Средней Азии и ее влияние на развитие мировой медицины.
Основные понятия темы:основные религии: христианство,
мусульманство, офтальмология,
стоматология, фармация, простые и сложные
лекарственные вещества, описательная
анатомия, круги кровообращения и их
взаимосвязь
План:
1. Медицина Византийской империи, развитие больничного дела.
2. Развитие медицинского образования в Средневековой Европе.
3. Развитие медицины, в том числе офтальмологии и стоматологии в странах Арабских Халифатов и Средней Азии.
4. Авиценна, значение его трудов для медицины.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
- Византийская наука и религия, влияние на медицину.
- Организация медицинского обслуживания населения в Арабских Халифатах.
- Салернский и Падуанский университеты и их роль в медицинском образовании.
- Методологическая основа понимания причин болезни в трудах ученых Средневекового Востока.
Рефераты и сообщения:
- Методологические предпосылки развития офтальмологии и стоматологии в Арабских Халифатах.
- «Канон врачебной науки» Авиценны и его влияние на развитие медицины в Европе.
Литература:
- Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
- Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
- Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
- Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.
- Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.
Семинарское занятие № 7
Тема: Медицина и педиатрия в Киевской Руси (IX-XII).
Цель занятия:Показать историю становления и развития врачевания и
медицины в Древней Руси и ее связь с всемирно-
историческими процессами становления медицины.
Задачи:1. Раскрыть объективные причины развития народной медицины
Древней Руси.
2. Показать влияние медицины на врачевательство и появление
первой монастырской медицины в Древней Руси.
Основные понятия темы:народная медицина, травники, лечебники,
лечебные свойства бани, монастырская
медицина, ее роль в лечении больных,
рациональные и иррациональные методы
лечения.
План
1. Развитие народной медицины.
2. Травники и лечебники – первые медицинские источники.
3. Баня – как универсальный способ, используемый в лечебных целях.
4. Народная медицина – помощь детям.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Рациональные и иррациональные методы лечения. Причины появления, значение в оказании медицинской помощи детям.
2. Первые письменные источники медицинских знаний, способы и приемы народной медицины.
3. Зарождение монастырской медицины на Руси.
4. Приемы врачевания в монастырях и применяемые народными врачевателями.
Литература:
6. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
7. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
8. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
9. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.
10. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.
Семинарское занятие № 8
Педиатрический факультет
Тема: Медицина и педиатрия Московского государства (XV – XVII)
Цель занятия:Показать основные этапы и закономерности становления
государственной медицины в России.
Задачи:1. Определить целесообразность формирования государственной
медицины в Московском государстве, обозначить формы ее
реализации.
2. Вскрыть взаимосвязь между государственной, народной и
монастырской медициной.
3. Роль государства в подготовке отечественных лекарей.
Основные понятия темы:Аптекарский приказ, государственная,
монастырская медицина, гражданские
больницы, специальности народного
врачевания: кровопуски, повивальная бабка,
резальники, зубоволоки.
План
1. Зарождение государственной медицины в Московском государстве Аптекарский приказ.
2. Народные способы и приемы врачевания.
3. Первые гражданские больницы.
4. Монастырская медицина и её значение в организации ухода и лечения больных.
5. Подготовка медицинских кадров. Школа русских лекарей.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Аптекарский приказ: структура, функции, назначение.
2. Монастырские и гражданские больницы – сходство и отличия в методах и методологии лечения.
3. Школа русских лекарей. Отличия в подготовке от ученичества.
Рефераты и сообщения:
1. Первые русские монахи (Агапит, Антоний и др.), и их роль в развитии
отечественной медицины.
2. Борьба с эпидемиями особо опасных инфекций.
Литература:
11. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
12. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
13. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
14. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.
15. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.
Семинарское занятие № 9
Педиатрический факультет
Тема: Медицина и педиатрия в России в XVIII веке.
Цель занятия:1. Определить новые условия и правила работы
Медицинской канцелярии.
2. Показать особенности подготовки медицинских кадров
через госпитальные школы и дальнейшее развитие
высшего медицинского образования.
3. Показать роль отечественных ученых в развитии
медицины.
Основные понятия темы:Госпиталь, госпитальная школа, медицинская
канцелярия, кунсткамера, клиническая
медицина, акушерство и гинекология,
эпидемические болезни.
План
1. Реформы Петра I по преобразованию медицинского дела в России.
2. Открытие госпиталей и госпитальных школ. Деятельность Бидлоо и
П. Кондоиди в подготовке медицинских кадров.
3. Влияние идей М.В. Ломоносова на качество подготовки врачей.
4. Развитие клинической медицины. Деятельность С. Зыбелина,
Н. Максимович-Амбодика.
5. Борьба с эпидемиями инфекционных болезней. (Д. Самойлович, Е. Мухин и др.).
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Почему «Без знания химии современный врач быть не может» утверждал М.В. Ломоносов.
2. Письмо М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении народа российского»
3. Борьба с эпидемиями инфекционных болезней в Московском государстве.
4. Законы Петра I о преобразовании медицины в России.
Рефераты и сообщения:
1. С.Зыбелин – первый русский профессор, роль в развитии приемов ухода за ребенком.
2. Д. Самойлович – первый отечественный эпидемиолог.
3. Н. Максимович-Амбодик – первый отечественный педиатр.
Литература:
16. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
17. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
18. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
19. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.
20. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.
Семинарское занятие № 10
Рубежный контроль по изучению медицины и медицинских знаний в период Средневековья и начала Нового времени.
Проведение контрольной работы.
Семинарское занятие № 11
|