Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Опыт европейских стран и Евросоюза

Европейские страны отличаются большим разнообразием в подходах к регулированию сферы занятости и рынка труда. Так, во Франции, Германии и Скандинавских странах действует достаточно жесткое трудовое законодательство, строго регулирующее взаимоотношения между работодателями и наемными работниками в вопросах найма, увольнения и условий работы. Активную роль на рынке труда играют профсоюзы, использующие различные меры отстаивания своей позиции - от принятия отраслевых коллективных соглашений до забастовок, проведение которых разрешено законом. Например, в Германии профсоюзы напрямую участвуют в управлении предприятиями, когда в состав совета директоров компании входят представители профсоюзной организации в количестве, необходимом для принятия или отклонения тех или иных решений [9, С.320].

Страны Северной Европы (Швеция, Финляндия, Норвегия) характеризуются созданием широкой системы социальной поддержки для всех граждан, финансируемой за счет общих доходов государства, а не за счет индивидуальных взносов. Цель этой системы состоит в том, чтобы уменьшить неравенство и несправедливость на основе равного доступа к базовым социальным благам.

В отличие от стран континентальной Европы, регулирование рынка труда в Великобритании осуществляется с минимальным участием государства и профсоюзов [6, С.439]. Наемные работники имеют право обратиться за защитой своих интересов в суд или в трибунал по вопросам трудовых споров в случае, если работодатель нарушает условия контракта о найме в отношении заработков, условий труда или режимов рабочего времени и т.д. Все трудовые споры рассматриваются в рамках прецедентного права, когда судьи и присяжные заседатели всесторонне исследуют причины и обстоятельства разногласий между работником и работодателем и выносят решения. Эта система формировалась в течение всей истории Великобритании и до сих пор применяется.



Таким образом, в большинстве развитых стран Европы проводится активная политика занятости, существуют развитые институты рынка труда. Вместе с тем масштабы и направления государственного регулирования сферы занятости весьма различны: регулирование всех аспектов рынка труда и самое широкое участие профсоюзов в деятельности предприятий (Франция, Германия), либеральные законы, определяющие лишь общие правила и процедуры регулирования трудовых отношений, свобода найма и увольнения для работодателей и активное содействие со стороны государства при профессиональной подготовке и адаптации безработных к рынку труда (Великобритания).

В последние годы формирование стратегии занятости в Евросоюзе происходит на основе учета важнейших факторов, оказывающих исключительное влияние на сферу занятости, - это глобализация, старение населения, присоединение новых государств.

В настоящее время можно выделить несколько направлений, определяющих пути решения проблем в области рынка труда в странах ЕС и составляющих главные аспекты современной политики занятости:

- увеличение численности экономически активного населения за счет привлечения в сферу занятости молодежи, женщин, граждан пенсионных возрастов (изменение законодательства, регулирующего использование труда этих категорий населения, стимулирование гибкой занятости, борьба с гендерной сегрегацией и другие);

- увеличение продолжительности активной трудовой жизни за счет стимулирования более раннего выхода молодежи на рынок труда, а также удержания людей старших возрастов в сфере занятости (снижение пенсионного возраста, отказ от досрочного вывода на пенсию, гибкие формы занятости и другие);

- стимулирование безработных к выходу на рынок труда за счет изменения системы социального страхования, в том числе страхования по безработице;

- повышение мобильности рабочей силы внутри Евросоюза за счет изменения миграционной политики и ее ориентации на обеспечение свободы перемещений между странами ЕС и другие [10, С.68].

Особого внимания заслуживает концепция, составляющая основу современной стратегии занятости в странах ЕС, определяемая термином "flexicurity", под которым следует понимать политику, направленную на усиление гибкости рынков труда, гибкости организации работы и трудовых отношений, с одной стороны, и гарантий занятости и доходов - с другой, а также гибкости рабочей силы.

Стратегии гибкости требуют широкой поддержки со стороны работников, работодателей и других субъектов рынка труда. При этом особое внимание уделяется формированию ответственности самих наемных работников за их трудовую жизнь.

 

Опыт Японии

Система “пожизненного найма” означает, что служащий фактически всю свою жизнь работает на одном предприятии, постоянно продвигаясь вверх по служебной лестнице. При этом независимо от образования (средняя ли это школа или престижный университет) работник начинает свою карьеру с низшей должности и на одном месте более 2-3 лет не задерживается. И более того, за 2-3 года тот же выпускник юридического факультета Токийского университета не сможет растерять знания, полученные в вузе, если будет заниматься неквалифицированным, рутинным трудом, так как во-первых, молодого юриста поставят на тот участок, где ему не дадут забыть полученные знания, а во-вторых, начав с низов, специалист имеет возможность все нюансы увидеть своими глазами, что-то попытается изменить, улучшить, добиться признания коллег и начальства, заработать репутацию.

Увольнение с предприятия является очень суровым наказанием, потому что устроиться на другое предприятие можно, но за очень низкую заработную плату и без каких-либо перспектив продвижения по службе. Более того, такой работник первым подвергается риску быть уволенным в результате различных экономических кризисов.

О постепенном переходе крупных японских предприятий к новой модели управления трудом свидетельствует отказ от традиционной системы “пожизненного найма” и замена ее другими, более гибкими формами занятости.

Этот процесс наметился еще в конце 70-х - начале 80-х гг. в результате самого глубокого для Японии экономического кризиса 1974-1975 годов. Система “пожизненного найма” становилась все более невыгодной даже для самых мощных предприятий.

Немаловажным фактором являлось заметное изменение так называемой “трудовой философии”, то есть отношение к труду самих работников. У многих из них, прежде всего у молодежи, все заметнее пробуждалось стремление к самоутверждению, личному успеху, желание уйти со “своего” предприятия и начать собственное дело.

Японские и зарубежные исследователи единодушны в том, что современный этап научно-технического прогресса, породивший новую технику и приведший к изменению характера труда, делает систему “пожизненного найма” экономически все более нерентабельной даже для сверхконкурентных предприятий.

Новые формы найма рабочей силы, которые постепенно вытесняют “пожизненный найм” можно разделить на две группы: обычные, не имеющие ничего общего с “пожизненным наймом” и сравнительно новые формы, основанные на совершенно иных принципах [15, С.159].

Обычный наем новой рабочей силы осуществляется в случае расширения производства или улучшения экономической конъюнктуры. Этот наем не гарантирует вновь нанимаемому работнику постоянной работы на одном предприятии вплоть до его выхода на пенсию. Более того, этот работник может быть уволен в любой момент и по любому поводу, особенно в периоды экономических трудностей.

Такая форма дает возможность предприятию свободно и быстро регулировать как количественный, так и качественный состав наемного персонала.

Другой гибкой формой является повторный или вторичный наем на новых условиях ранее уволенных работников. Эта форма существовала и раньше, однако, прибегавшие к ней предприятия с “пожизненным наймом” несли перед уволенными работниками как моральные, так и материальные обязательства.

Сегодня же такой наем осуществляется без каких-либо гарантий и обязательств со стороны предприятия перед повторно нанимаемыми работниками. Большинство из них нанимаются на значительно худших, чем раньше, условиях, в том числе и касающихся заработной платы. Более того, каждый из них может быть уволен в любое время.

Это позволяет предприятию не только экономить значительные суммы на оплате рабочей силы, но и заставляет таких работников трудиться с еще большей, чем раньше, энергией - в знак благодарности за то, что их не забыли и снова приняли на работу, а также из боязни подвергнуться очередному увольнению.

В этом отношении японская модель существенно отличается от западной, где ставки заработной платы (цены на рабочую силу) по каждому виду работы, должности, квалификации складываются главным образом под воздействием спроса и предложения на рынке труда.

 

Опыт США

Рынок труда в Соединенных Штатах Америки, как и в других развитыx странах, является важнейшей составляющей рыночной системы, которая позволяет эффективно использовать трудовой потенциал страны при высоком уровне оплаты рабочей силы. За последние десятилетия американский рынок труда претерпел существенную эволюцию. Одна из новых тенденций, проявившаяся в 90-е годы - деление единого рынка рабочей силы на несколько практически не конкурирующих между собой сегментов. В частности, существуют два не зависимых друг от друга рынка рабочей силы, основанных на профессионально-квалификационном делении занятых: специалисты с высшим образованием, управляющие, высококвалифицированные рабочие, а также техники, административно-вспомогательный персонал и работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих.

На функционирование рынка труда влияет и снижение степени охвата работников профсоюзным движением. Только за 80-90-е годы она заметно сократилась - с 20,1% в 1983 г. до 14,5% в 1997 г [12, С.347]. Это делает рынок более мобильным вследствие уменьшения влияния профсоюзов на процесс заключения коллективных договоров и установление размеров заработной платы.

Говоря о позитивных сдвигах на американском рынке труда, нельзя не отметить, что к началу XXI века безработица в США опустилась па рекордно низкий уровень за последние 30 лет и составила 4,9%. Вместе с тем безработица продолжает оставаться серьезной социально-экономической проблемой страны, особенно для представителей национальных меньшинств и малоквалифицированных рабочих [12, С.352].

Однако по мере изменений в структуре рабочей силы меняется и состав безработных - все более значительной становится в нем доля работников преимущественно нефизического труда (более 45%) и работников отраслей сферы нематериального производства и услуг (более 55%).

Государственное регулирование рынка рабочей силы в США призвано не допустить роста безработицы до уровня, угрожающего серьезными социальными потрясениями. Кроме того, оно призвано смягчить последствия множества других диспропорций структурного характера. Например, хроническая безработица сопровождается большим количеством незаполненных вакансий, нехваткой целого ряда специалистов, в том числе новейших профессий, порожденных потребностями научно-технического прогресса. В этих условиях, особенно на новом этапе НТР, еще одной важной функцией государства в сфере труда становится профессиональная подготовка и переподготовка рабочей силы, развитие системы образования. Нехватка квалифицированных кадров или нерациональное их использование отражается на экономике, снижает эффективность общественного производства, ухудшает позиции американского капитала на международных рынках.

В настоящее время можно выделить четыре основных направления и государственного регулирования рынка труда: 1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; 2) программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4) программы по социальному страхованию безработицы.

В рамках этих программ в США были созданы сотни рабочих мест, прежде всего, в государственном секторе экономики. А в настоящее время американское правительство делает главный упор на создание рабочих мест не в государственном секторе, а в частном - с помощью различного рода мер косвенного регулирования (налоговых льгот, государственных субсидий и т.д.).

Все более важное значение приобретает государственное содействие найму. Так, Служба трудоустройства, имеющая более 2500 местных агентств (бирж труда), занимается регистрацией безработных, поиском вакансий для них, тестированием претендентов на работу для определения их квалификации. Характерная особенность государственных агентств содействия найму в последнее десятилетие - оснащение их современной электронно-вычислительной техникой, что позволяет создавать базы данных как об имеющихся вакансиях, так и о претендентах на работу. И в ряде случаев производится автоматизированный подбор претендентов на вакансии.

Во второй половине 90-х годов в США действовало 100 различных, практически не связанных друг с другом государственных программ в области подготовки и переподготовки кадров под эгидой Министерства труда и образования. В настоящее время ведется работа по объединению многих из этих программ и повышению их эффективности. Ключевая задача и данной области - повсеместное создание так называемых центров развития карьеры, где нуждающиеся смогут получать необходимую информацию о вакансиях в конкретном регионе и за его пределами, о существующих программах переподготовки и т.д.

Следует обратить внимание и на влияние на рынок труда в США глобализации американской экономики, которая в наибольшей степени из других стран Запада вовлечена в мировое хозяйство.

В целом американский опыт функционирования рынка труда показывает, что, основываясь на базисных принципах рыночной экономики, он достаточно эффективно способствует рациональному использованию главного экономического ресурса страны - его трудового потенциала.

 

Заключение

Рынок труда — это динамическая система, вклю­чающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, ме­ханизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (за­работной платы).

Все компоненты труда призваны в совокупности обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, на определенную социальную защиту. В конечном счете взаимодействие всех компонентов нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

Рынок труда регулирует спрос и предложение труда, обеспе­чивает встречи между продавцами рабочей силы и работодателями для заключения договоров в це­лях соединения рабочей силы со средствами производства. Также обеспечивает конкуренцию между работниками за ра­бочее место, а между работодателями за наем рабочей силы, устанавливает равновесную цену, содействует полной, но экономически эффективной занятости.

Особенностью становления рынка труда в России является слабая чувствительность количественного показателя занятости к динамике производства при сверхадаптивности и крайней гибкости заработной платы. Подобная гибкость обеспечивается, в частности, с помощью нестандартных рабочих мест, расширяющих возможности работодателя ”маневрировать” с заработной платой своих работников в зависимости от обстоятельств. В итоге в России при всех пережитых шоках и потрясениях сохранился уровень занятости, который, по международным стандартам, является достаточно высоким. Но за этим скрывается значительная качественная неоднородность рабочих мест, о чем свидетельствует массовая бедность здоровых и образованных людей, имеющих работу.

В условиях России крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиций на рынке труда работников с высоким уровнем образования.

В большинстве развитых стран Европы проводится активная политика занятости, существуют развитые институты рынка труда.

Направления, определяющих пути решения проблем в области рынка труда в странах ЕС:

- увеличение численности экономически активного населения за счет привлечения в сферу занятости молодежи, женщин, граждан пенсионных возрастов;

- увеличение продолжительности активной трудовой жизни за счет стимулирования более раннего выхода молодежи на рынок труда, а также удержания людей старших возрастов в сфере занятости;

- стимулирование безработных к выходу на рынок труда за счет изменения системы социального страхования, в том числе страхования по безработице;

Японская модель основана на пожизненном найме, где имеют место патерналистские подходы. Особую значимость имеют профсоюзы.

Американская или рационалистская модель основана на восприятии работников как человеческих ресурсов, в которые вкладываются средства с целью получения последующей прибыли.

Таким образом, задачи исследования решены. Цель достигнута.

 

Список литературы:

Нормативно-правовые акты.

1) Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.

2) Трудовой кодекс РФ. Принят Государственной думой РФ

21 декабря 2001 г.

Статьи из газет, журналов, сборника научных трудов.

3) И. Кулькова. Поиск работы как составляющая трудового поведения. // Вопросы экономики, 2008, № 6. С. 111-116.

4) В. Гимпельсон, Р. Капелюшников. Нестандартная занятость и российский рынок труда //Вопросы экономики, 2006, № 1.С.122-143.

Учебные пособия

5) Егоршин, А. П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие для вузов. // А.П. Егоршин. –М.:ИНФРА-М, 2008. – 463с.

6) Мазин А. Л. Экономика труда: учебное пособие для студентов вузов. // А.П. Мазин. -2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 547 с.

7) Остапенко Ю.М. Экономика труда : учебное пособие для студентов вузов. // Ю.М. Остапенко. –М.: ИНФРА-М, 2009. – 271с.

8) Грязнова Л.Н. Занятость: уровень, структура и формы регулирования: учебное пособие. // Л.Н. Грязнова, Г. Макурис. –Минск, 1994. – 98с.

9) Генкин Б. М. , Свистунов В. М. Основы организации труда. Учебное пособие.// Б.М. Генкин, В.М. Свистунов. – М.: Норма, 2008. – 400с.

10) Красноженова Г.Ф. Управление трудовыми ресурсами: учебное пособие для вузов. // Г. Ф. Красноженова, П.В. Симонин. –М.: ИНФРА-М, 2008. – 158с.

11) Экономика трудовых ресурсов: учебное пособие для вузов // под ред. П.Э.Шлендера, 2008. – 301с.

Учебники

12) Бухалков, М. И. Организация и нормирование труда: учебник для вузов. // М.И. Бухалков. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2008. - 415с.

13) Экономика труда: социально – трудовые отношения: учебник. // под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. –М.: Экзамен, 2003. – 735с.

14) Рынок труда: Учебник. // Под общ. ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2000. - 447с.

15) Белкин, В. Н. Как управлять трудом. // В.Н. Белкин, Н.А. Белкина. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. – 302с.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.