Структура предприятий, оказывающих услуги населению. Разновидность услуг и их характеристика (классификация услуг из лекции) Процессы управления и выполнения работ в индустрии сервиса реализуются в рамках организационной структуры предприятия, учреждения. Структура в данном случае отображает организационное строение предприятия, способ функционирования в нем производственных процессов, а также связей и отношений между работниками разных подразделений.
Организационная структура задает порядок распределения функций и видов деятельности между сотрудниками предприятия, а также регламентирует полномочия и объем ответственности за планирование, принятие решений, их выполнение и контроль. Практически организационная структура представлена основными отделами и подразделениями предприятия, а также связями и отношениями между людьми, потоками деловой информации и материальных ресурсов.
Структура целенаправленно вырабатывается в силу того, что она:
— позволяет рационально разделить и специализировать труд персонала по функциональным и содержательным задачам;
— формирует каналы отношений и связей внутри коллектива, а также работников с потребителями;
— определяет задачи и обязанности каждого работника;
— определяет взаимоотношения и профессиональные роли работников.
Ранее, в доиндустриальную и индустриальную эпоху предприятия услуг имели простейшую организационную структуру: формировалось основное подразделение, связанное с производством услуг, и другое подразделение, нацеленное на создание условий для работы основного производства. Во многих случаях один работник совмещал несколько функций.
В настоящее время на малых, частично на средних предприятиях сервиса данная структура, как и прежде, сохраняет свое значение. Здесь имеют место следующие характеристики организационной структуры:
— низкая степень разделения труда (работники нередко перегружены из-за совмещения множества служебных функций);
— руководитель непосредственно участвует в сервисном производстве;
— почти не встречается разделение на отделы;
— преобладают короткие прямые информационные каналы связи между работниками;
— доминируют неформальные отношения между сотрудниками;
— координирование работы разных сотрудников устанавливается непосредственно ими путем прямых согласований и договоренностей;
— наличие высокой степени организационной гибкости и реактивности на изменения спроса и др.
Однако, чем более масштабно по объему работ и числу работников сервисное предприятие, тем больше в нем служб, информационных каналов, предписанных инструкцией. Здесь более формализованы и обезличены служебные контакты. Координирование связей создает значительные проблемы; низка степень гибкости на меняющиеся запросы потребителей и др.
В настоящее время на крупных, средних, а также на части малых предприятий сервиса действует дифференцированная, комплексная организационная структура. Основное производство на сервисных предприятиях распадается на несколько подразделений, среди которых выделяются организационные единицы, относящиеся к производству основных видов услуг, к работам заготовительного, вспомогательного, обслуживающего характера. Так, для современного отеля характерно наличие двух важнейших звеньев обслуживания гостей: служба размещения и служба питания, Остальные службы носят вспомогательный характер.
Важнейшие типы организационной структуры.
1. Линейный тип организационной структуры (рис.1) включает:
— высший уровень руководства (руководитель, администрация);
— основное подразделение, оказывающее услуги,
— обслуживающий персонал и руководители их работы. Линейный тип организационной структуры характерен для небольших (малых и средних) предприятий сервиса: парикмахерских, ателье, мастерских по ремонту бытовых приборов, кафе или небольших столовых и др.
Р — высший уровень руководства; 1,3 — вспомогательные подразделения; 2 — основное подразделение и его подструктуры (2.1, 2.2 и 2.3) — вспомогательные подразделения; 2.1 — группа приема заказов; 2.2 — обслуживающие группы (бухгалтерия, отдел кадров, техническое обслуживание и др.); 2.3 — группы заготовителей (заготовка сырья, материалов, товаров и др.)
Рис. 1. Линейный тип организационной структуры
Р — высший уровень руководства; А — планово-экономический отдел, финансовый отдел; Б — технический отдел; В — информационно-рекламный отдел; 1, 2, 3 — основные подразделения, оказывающие услуги
2. Функциональный тип организационной структуры (рис. 2) приобретает более сложный характер в силу пересечения множества функциональных связей и отношений между отделами и группами сервисного предприятия.
При наличии функциональной структуры второй уровень организации принимает более разветвленный характер, в зону действия которого попадают подразделения, осуществляющие обслуживание потребителей.
Такая структура характерна для более крупных предприятий сервиса, которые располагают целым рядом подразделений сервисного производства, а также создают отделы, берущие на себя функции их внутреннего обслуживания: отдел приема заказов, рекламы и информации, планово-производственный отдел, отдел технического обслуживания, финансовый отдел и др. Так обычно организована работа районных поликлиник, средних отелей, магазинов.
Рис. 2. Функциональный тип организационной структуры
Р — высший уровень руководства; 1, 2, 3 — административно-руководящие и вспомогательные подразделения; А, Б, В — крупные сервисные единицы-подразделения
Рис. 3. Линейно-функциональный тип организационной структуры
Р — высший уровень руководства; I, II, III — административно-руководящие и вспомогательные подразделения, А, Б, В — крупные единицы-подразделения; 1, 2, 3 — специализированные бригады
3. Линейно-функциональный тип организационной структуры (рис. 3), когда сервисное производство носит масштабный характер и состоит из крупных организационных единиц-подразделений. Будучи по целям деятельности подчиненным центральному руководству, каждое из таких подразделений снабжено совокупностью вспомогательных групп и обслуживающих отделов. Примерами такого организационного типа могут быть структуры крупных отелей (более 500 номеров), банков, больниц, вузов.
4. Разновидностью линейно-функционального типа структуры является бригадная организация. В этом случае предприятие обладает рядом участков или цехов сервисного производства, разнотипным набором услуг и трудовых операций. В рамках этих участков или цехов трудятся бригады (3-12 человек), осуществляющие оперативное обслуживание потребителей.
Рис. 4. Бригадный тип организационной структуры
Примером бригадного типа структуры (рис. 4) выступает организация районных жилищно-эксплуатационных контор в крупных городах. Работники конкретной конторы осуществляют на подведомственной территории и в жилом фонде разного рода сервисные работы: убирают улицы и лестничные пролеты, осуществляют ремонт сантехнического оборудования в квартирах, поддерживают в надлежащем виде электроосветительные сети, осуществляют расчет и сбор коммунальных платежей и др. Значительная часть указанных видов работ осуществляется участниками специализированных бригад. Вместе с тем их общее обслуживание осуществляют вспомогательные отделы и группы.
В практике сервисного обслуживания разные типы организационных структур могут пересекаться, дополнять друг друга.
Высокоэффективная организация сервисного производства во многом способна обеспечить качественный сервис. Современная научная теория предоставляет множество подходов к обеспечению эффективного организационного конструирования. Представим их классификацию.
1. Классический подход акцентирует внимание на целях предприятия, предлагает формальную структуру отношений, типичную для иерархизированного управления. Обосновывается важность технических и технологических требований и общих организационных принципов.
2. Подход в системе человеческих отношений — основное внимание уделяется социальным факторам: условиям труда, формальным и неформальным группам, лидерству, поведению работников в целом.
3. Системный подход интегрирует классический подход и подход в рамках человеческих отношений. Рассматриваются организационные проблемы в ракурсе социотехнических и социоприродных систем.
4. Подход контингентирования исходит из того, что невозможно выработать раз и навсегда наилучший подход к организации предприятия. Структура организации, ее менеджмент зависят от множества ситуационных переменных, в связи, с чем требуется придавать ей гибкий характер.
Исходя из природы и сущности сервисной деятельности, следует признать, что указанные подходы к разработке организационной среды предприятия не стоит абсолютизировать или противопоставлять друг другу. Элементы каждого из них широко используются в практике сервиса.
В современной практике сервисной деятельности, предприятие сферы услуг работает в быстро меняющейся внешней среде, менеджеры вынуждены отходить от иерархически жесткой структуры и вырабатывать гибкие организационные способы деятельности и многофункциональные нагрузки на работников.
Такова, например, деятельность персонала небольших отелей, кемпингов в туристский сезон или работа персонала в условиях ярмарочной торговли, где ситуация постоянно трансформируется и каждый работник должен уметь быстро переопределять свои функции. Эти разновидности сервисной деятельности практически отображают контингентированный подход. Организационная структура концентрируется вокруг подразделений с ключевыми функциями (звенья основного производства), к которым примыкают смежные, второстепенные подразделения.
Помимо функционального критерия, при разработке организационной структуры учитываются также специализация работ, объем полномочий и размер контрольных функций разных подразделений, а также методы координации между ними.
На различных сервисных предприятиях существует разное число уровней в иерархии, когда командные ступени выстраиваются в вертикальный ряд, и строится схема взаимоотношений между руководителями и подчиненными. Найти золотую середину между количеством прямых подчинений и количеством командных уровней непросто. Раньше предполагалось, что один руководитель оптимально может управлять семью подчиненными. Но сегодня считается, что разные ситуации определяют неодинаковое число подчиненных у руководителя.
В современных условиях в организации предприятия выделяются три группы работников:
— основная — персонал выполняет основные производственные функции и трудится на полной рабочей ставке;
— руководящая — руководящие работники, которые трудятся в стабильном режиме найма и осуществляют общее руководство и т. п.;
— вспомогательная — состоит из гибкой рабочей силы.
Число работников в последней группе может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от обстоятельств. Выгода данной группы обусловливается дешевизной рабочей силы, простотой найма и увольнения работников. Сокращение иерархических ступеней и числа персонала может осуществляться за счет автоматизации некоторых звеньев обслуживания.
Чтобы оптимизировать многочисленные организационные аспекты деятельности, на крупных предприятиях сервиса вводится организация особой службы контроллинга. Она является самостоятельной и нейтральной по отношению к разным уровням линейного (административного) управления. Ее сущность сводится к тому, чтобы следить за выполнением основных целей, преодолевать несогласованность действий разных подразделений и всех работников в масштабе предприятия, добиваться рационального сочетания управленческих воздействий различного уровня.
На сервисных предприятиях РФ наблюдаются следующие тенденции:
— На многих предприятиях сферы услуг отсутствуют единая система заполнения формуляров и документооборота. Это не позволяет наладить оперативное управление выполнением услуг, учетом и исполнением заказов.
— Спецификация работ, их функциональное назначение зачастую не выявлены или неточны. Отсюда нечеткое распределение должностных обязанностей работников.
— Взаимодействие между разными подразделениями и их координация слабо упорядочены.
— Отсутствует продуманный контроль работы подразделений и конкретных работников.
— Часто одни работники фирмы перегружены, другие - недогружены.
Все это ведет к тому, что российские потребители, как и прежде, порой не могут найти ответственного за неудовлетворительное качество обслуживания на многих предприятиях сервиса. Деятельность предприятия должна быть налажена таким образом, чтобы организационные аспекты можно было трансформировать в соответствии с меняющимися требованиями окружающей действительности и корректировать цели и задачи предприятия.
|