Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Теория и практика сервиса с учетом национальных, региональных, этнических, демографических и природно-климатических особенностей обслуживания

Связь сервисной деятельности с геоландшафтными, почвенно-климатическими условиями жизнедеятельности опосредуется теми потребностями, которые эти условия порождают в обществе. Человек в историческом развитии освоил различные ландшафты, климатические зоны — северные территории (тундру, лесотундру), средние широты (полосу леса и лесостепей), а также пустыни, полупустыни, экваториальную область и др. Повсюду человек приспосабливал про­цессы удовлетворения своих потребностей к окружавшим его ус­ловиям жизни, климату, ландшафту.

Эта зависимость от географического фактора всегда отражалась на хозяйственных занятиях людей, порождая в обществе систему разделения труда. Исторический анализ позволил нам увидеть, что уже в древние времена появились земледельческие народы, жив­шие оседло, и народы-кочевники, мигрирующие со своими ста­дами по определенной территории. У тех и других заметно разни­лись не только характер труда, но и образ жизни в целом. Народы, живущие на берегах морей, осваивают рыболовство, морскую торговлю. Их жизнь связана с морской сти­хией, с продолжительными, путешествиями. Отсюда определенный уклад их жизни и бытовые традиции, связанные с частым и долгим отсутствием на берегу мужской части населения. Торговое дело, лежащее в основе жизненного благополучия жителей приморских городов, способствовало тому, что здесь формировались профессиональные корпорации и кодекс чести работников, чей труд был связан с морской торговлей. Обособляется семейный уклад и частная жизнь, в то время как общественная жизнь начинает развиваться на институционально-правовой основе. В обществе рано выделяются занятия, связан­ные с услугами.



Во многом иная картина повседневных привычек и возможно­стей для удовлетворения потребностей наблюдается у народов, живущих в пустынной или полупустынной местности, где в дефи­ците вода и растительность. Например, арабские кочевые племена, издавна жившие на Аравийском полуострове, разводили здесь верблюдов, занимались караванной торговлей. Они вели исключи­тельно тяжелую борьбу за существование. Залогом безопасности человека являлась прочная связь не столько с близкими родствен­никами, сколько с племенем в целом. Все это вело к тому, что образ жизни подчинялся, с одной стороны, необходимости пре­одоления, суровых условий жизни в пустыне, с другой, важности выполнения племенных обычаев, требований племенной чести. В культурах, связанных с жизнью в пустыне, более развиты обычаи взаимопомощи и самообслуживания, а оказание услуг на рыночной основе распространя­лось медленнее.

В настоящее время связь сервисной де­ятельности с природно-ландшафтными и климатическими условиями не всегда носит столь однозначный характер. Технический прогресс и государственная политика во многом смягчают издер­жки неблагоприятных природных условий, но не устраняют их совсем. И в настоящее время мировое хозяйство развивается с учетом географического расселения людей. Продолжает сохраняться связь между природной сре­дой и повседневными потребностями людей, что заставляет современный сервис приспосабливаться к ландшафту и климату.

Зависимость развития российской сферы услуг от географического фактора уже была рассмотрена выше. В этом отношении отечественная практика сервиса не составляет исключения. Во всех странах с продолжительной, холодной зимой и с коротким, про хладным летом предъявляются особые требования к жилищу: зимой помещения должны сохранять тепло, но летом в них следуй предусмотреть возможность беспрепятственного проникновения солнечных лучей. Сходные требования, направленные на сохранение тепла и доступность солнечного света в разные сезоны, предъявляются производственным и общественным зданиям, пассажирскому транспорту. Эти сезонно-климатические особенности жизни людей учитываются также в процессе проектирования и производства одежды, обуви, в пищевой индустрии, в медицинс­ком обслуживании и т.п.

В регионах мира с влажным, жарким климатом вырабатываются иные требования к сервису. Если говорить о потребительских требованиях к жилищу, то здесь предпочитают дома из легких строительных материалов, которые позволяли бы часто проветривать помещения или даже оставлять их открытыми. Здесь распространены кондиционеры для домов и офисов. В таких странах многие формы повседневного обслуживания — уличная торговля вразнос, ремонт обуви и костюма, парикмахерские услуги — осуществляются почти круглогодично либо под легким тентом, либо на открытом воздухе.

Наряду с этим во многих регионах мира в настоящее время процветают виды сервисной деятельности, использующие благо приятные природно-климатические условия как необходимое ус­ловие удовлетворения потребностей клиентов. Речь идет о медицинском, оздоровительном, туристском сервисе.

На характер и содержание сервисной деятельности влияет не только климат и ландшафт, но и плотность, структура размещения людей на территории. Одним из важных факторов терри­ториального размещения людей являются городские и сельские по­селения.

Сегодня сельские поселения (деревни, хутора, поселки и др.) выполняют в хозяйственно-экономической системе разные функ­ции в зависимости от занятий жителей. Чаще всего выделяют сель­скохозяйственные и несельскохозяйственные поселения. В целом сельские поселения обладают гораздо меньшими возможностями предоставления и использования услуг современного типа из-за низкой плотности населения, отсутствия хороших путей сообще­ния, высоких накладных расходов и т.п. Вместе с тем в современ­ных условиях сельские поселения приобретают новые функции сервисного характера. Так, сегодня они нередко привлекают приезжающих сюда на отдых, своими рекреационными возможностями, экологически чистыми продуктами, раз­меренным образом жизни.

Городские поселения всегда были многофункциональными, т.е. одновременно выполняли транспортные, организационно-хозяй­ственные, административно-политические, социокультурные и другие функции. Исторически именно в городах услуги стали отде­ляться от самообслуживания людей, а также от обслуживания, которое осуществляли рабы или домашняя прислуга. В период Но­вого времени к прежним социальным функциям города добавляет­ся множество новых: производственно-промышленные, лечебно-оздоровительные (система медицинского обслуживания, спортив­ная активность), образовательные и др.

В XX в. на примере стран Западной Европы были выяснены некоторые закономерности размещения сферы услуг в зависимос­ти от территориально-пространственной иерархии разных типов поселений. Западноевропейские исследователи В. Кристаллер и А. Леш выработали представление о центральном месте, которое означает поселение любого размера (как правило, это город или поселок городского типа) и служит центром для населения, про­живающего в близлежащих районах.

Центральное место сосредоточивает на своей территории по­вышенный объем разных ресурсов, что позволяет ему обеспечи­вать население центральными товарами (например, мебелью, ав­томобилями) и центральными услугами (юридическими, медицинскими, образовательными). Территории, которые обслуживаются од ним центральным местом, получили название дополняющие районы.

Оказалось, что конкретная страна располагает упорядоченном иерархией центральных мест, занимающих большую территорию, и прилегающих к ней дополняющих районов, меньших по площа­ди.

Рис. 1. Один из вариантов оптимизации рыночной структуры в виде шестиугольной решетки • центральное место; О обслуживаемый населенный пункт;

----- граница дополняющего района;

----- автомагистрали, соединяющие центральные места;

К///1 дополняющий район.

Центры высокого ранга обладают более широким набором про­изводства, товаров и услуг; к ним также тяготеет площадь дополняющих районов. Для центров низкого ранга характерны указанные параметры более низкого значения и меньшего размера. Число оказываемых услуг прямо связано с показателем центральности: при высоком показателе центральности на каждого жителя приходилось множество видов услуг, при низком показателе — всего несколько видов. Это касается самых разных услуг: торговых, свя­зи, финансово-банковских, медицинских и др.

Вокруг центрального места прилегающие районы и центры низшего уровня выстраиваются в виде шестиугольной решетки гексагональной структуры (рис. 1).

Таким образом, между промышленными и сельскими центра­ми расселения спонтанно, через механизм спроса и предложения, складываются системы упорядоченных структур, создавая некоторую однородную среду размещения сферы услуг. Постепенное формирование таких иерархических систем происходит под воздействием целого ряда производственных, рыночных и социокультурных факторов. А. Леш выделил важнейшие предпосыл­ки, которые способствуют формированию упорядоченных иерархичес­ких систем поселений:

потребности сельскохозяйственного производства;

стремление производителей сервиса минимизи­ровать транспортные издержки;

разделение рынков сбыта в силу стремления жителей разных поселений получить набор современных услуг.

В настоящее время урбанизация выступает мощным фактором социально-экономического развития, включая и сервисную дея­тельность. С одной стороны, городские поселения интенсивно раз­вивают разные типы услуг, совершенствуют сервисную деятельность, с другой, деформируют среду обитания, создавая дискомфортные условия жизни.

В связи с ухудшением экологических условий жизни население индустриально развитых стран серьезно страдает от загрязненного воздуха, плохой питьевой воды, сниженных качеств пищевых продуктов. Неблагополучие окружающей среды зашло столь дале­ко, что в сложившихся условиях радикальное разрешение эколо­гических проблем возможно лишь в ходе коллективных действий органов государственной власти разных стран, к которым должны присоединиться представители экономической элиты и активные группы населения.

Субъекты сервисной деятельности, учитывая спрос горожан на жизненно важные качества окружающей среды, вырабатывают способы его удовлетворения. Потребителям предлагается широкий диапазон товаров повседневного использования, способных созда­вать комфортные условия труда и отдыха в техногенной среде: одежду из натуральных тканей, экологически чистые продукты пита­ния и пищевые добавки, напитки, приборы искусственного климата, обогревательные установки и т.п.

Теперь рассмотрим роль демографических факторов в развитии сервисной деятельности. Демографические факторы связаны с чис­ленным составом и рядом воспроизводственных характеристик населения той или иной страны. Речь идет о структуре населения (соотношение мужчин и женщин, разных возрастных групп, числа семей разного масштаба и др.), об уровне рождаемости и смертности, о перемещениях на территории населения в силу разных причин, включая и социально-экономические.

Демографические характеристики определяют темпы развития и качественные особенности хозяйственно-экономической практики. Для сервисной деятельности они приобретают особую важность. Динамика изменений в пропорциях возрастных групп (детей, молодежи, лиц пожилого возраста) влияет на расширение или сужение деятельности видов сервиса.

Например, если в структуре населения конкретной страны стре­мительно увеличивается процентное соотношение детей и молодежи, то это стимулирует сервисный бизнес к расширению мас­штабов и повышению качества детского, молодежного и семейного обслуживания, к развитию сети детских образова­тельных учреждений. Старение населения многих развитых стран мира означает, что в сфере услуг все более востребованным оказывается обслуживание нетрудоспособных граждан. Однако практически осущест­влять это становится все труднее, так как молодежь не желает заниматься этой работой. Подобная ситуация вынуждает правительства развитых стран разрешать въезд иностранцев, готовых трудиться в сервисных отраслях, включая обслу­живание пожилых и больных людей.

Заметно сказываются на сфере услуг такие демографические процессы, как снижение (или увеличение) доли многодетных се­мей, межнациональных браков, изменение роли женщин в соци­альной жизни, число разводов или увеличение доли одиноких граж­дан.

Особо следует сказать о влиянии на сервисную деятельность миграционных процессов, связанных с невозвратным передвиже­нием населения (как внутри одной страны, так и между страна­ми) на основе перемены места работы и жительства. В этом случае важно учитывать экономическую миграцию, когда нередко миг­рирует как работник, так и члены его семьи. Выше было отмечено, что экономические мигранты позволяют во многих странах сни­жать остроту нехватки работников на многих предприятиях сферы услуг. Но нельзя игнорировать и тот факт, что миграция, особенно нелегальная, способствует распространению асоциальных потребностей, вредных привычек (потребление алкоголя, наркотиков др.), обострению криминальной обстановки, оживлению межэтнических конфликтов.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.