Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

АВС и XYZ–анализ продукции организации

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Понятия товарный ассортимент и товарная номенклатура призваны упорядочить существующее многообразие товаров с позиции схожести маркетинговых инструментов, которые могут быть применены к выделенной группе товаров.

Товарный ассортимент – это группа товаров, выполняющих схожие функции, предназначенных одним и тем же клиентам в определенном ценовом диапазоне через однотипные торговые заведения.

Товарная номенклатура – это совокупность всех ассортиментных групп и товарных единиц, предлагаемых конкретной организацией.

Товарная номенклатура может быть описана с помощью таких параметров, как:

· широта товарной номенклатуры – общая численность ассортиментных групп товаров, предлагаемых организацией;

· глубина товарной номенклатуры – это количество различных вариантов исполнения товаров в рамках отдельной ассортиментной группы, имеющих общую базовую функцию, различающихся функциональными характеристиками, качеством, набором добавленных характеристик.

· насыщенность товарной номенклатуры – это общее количество производимых товарных единиц во всех ассортиментных группах;

· гармоничность товарной номенклатуры – это степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их назначения, требований к организации производства, каналам распределения и продвижения.

Характеристику товарного ассортимента и номенклатуры организации необходимо представить в виде таблицы 1.

 

Таблица 2Характеристика товарного ассортимента и номенклатуры (название организации)

  Широта товарной номенклатуры
Ассортиментная группа 1 Ассортиментная группа 2 Ассортиментная группа n
Глубина товарной номенклатуры Ассортиментная позиция 1 Ассортиментная позиция 1 Ассортиментная позиция 1
Ассортиментная позиция 2 Ассортиментная позиция 2 Ассортиментная позиция 2
Ассортиментная позиция m Ассортиментная позиция k Ассортиментная позиция s

Выводы:



 

АВС и XYZ–анализ продукции организации

Метод АВС основан на широко распространенным в практике способе анализа, известным, как «правило 80 / 20», которое впервые обосновал В.Парето (1897г.).

Применительно к товарной политике правило «80–20» интерпретируется следующим образом: «80% прибыли от реализации товаров приходится на 20% реализованной продукции»

Суть метода АВС состоит в том, что в соответствии с целью анализа выбирается классификационный признак (в нашем случае это прибыль от реализации продукции). Далее осуществляется ранжирование в порядке убывания этого классификационного признака.

К группе А относятся наименования в списке, начиная с первого, сумма накопленных стоимостей которых составляет 70-80% от суммарной стоимости всей реализованной за этот период продукции. Опыт показывает, что обычно в эту группу попадает 10-20% всей номенклатуры.

В группу В попадают примерно треть наименований продукции, сумма стоимостей которых составляет 15-20%.

К группе С относятся все оставшиеся позиции номенклатуры, суммарная стоимость которых составляет лишь 5-10%.

Блок-схема АВС–анализа представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1Блок-схема АВС–анализа

 

Первая группа, группа А, характеризуется значительным вкладом в анализируемый показатель, вторая группа В имеет средний вклад, в третья группа С – совсем незначительный. Продукция, попавшая в группу С, могут быть исключены из номенклатуры, если это не повлияет на другие интересы организации (ассортимент, клиенты, связи между продуктами).

АВС–анализ необходимо представить в виде таблицы 2.

 

Таблица 2 –АВС–анализ реализованной продукции (название организации)

Ассортиментные позиции Прибыль от реализации, ден. ед. Доля прибыли в общем объеме, % Прибыль нарастающим итогом, % Группа
       
       
       
n        
Итого        

 

Выводы:

 

XYZ-анализ позволяет классифицировать продукцию организации, рассмотренную при проведении АВС–анализа, в зависимости от характера ее реализации и точности прогнозирования изменений в ее потребности, что особенно важно.

Группировка продукции при проведении XYZ-анализа осуществляется в порядке возрастания коэффициента вариации.

Формула для расчета коэффициента вариации:

 

(1)

где – значение параметра по оцениваемому объекту за i-й период,

– среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа,

– число периодов.

 

Блок-схема XYZ–анализа представлена на рис. 2.

 

Рисунок 2 –Блок-схема XYZ–анализа

 

Рекомендуемое распределение коэффициента вариации по группам:

· коэффициент вариации = 0 – 10% – группа Х;

· коэффициент вариации = 10 – 25% – группа Y;

· коэффициент вариации > 25% – группа Z.

К категории X относится продукция, которая характеризуются стабильной величиной реализации или незначительными колебаниями, а также высокой точностью прогноза.

Категория Y – это продукция, реализация которой характеризуется известными тенденциями (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями ее прогнозирования.

Продукция, относимая к категории Z, реализуется нерегулярно, точность ее прогнозирования невысокая.

XYZ–анализ необходимо представить в виде таблицы 3.

Таблица 3XYZ – анализ реализованной продукции (название организации)

Ассортиментные позиции Объем реализации продукции по кварталам, натуральные единицы Коэффициент вариации, Группа
   
             
             
             
             

Выводы:

Совмещение АВС и XYZ –результатов. Наложение результатов анализа XYZ на данные ABС–метода образовывает 9 групп продукции, для каждой из них необходимо разработать свои техники управления, при этом каждая из групп имеет две характеристики: объем прибыли и точность прогнозирования спроса на нее.

Результатом совместного проведения анализа АВС и XYZ является выделение ключевых, наиболее важной продукции организации и установление на этой основе приоритетов в структуризации бизнес-процессов.

Например, продукция, вошедшая в группу AX, пользуется стабильным спросом со стороны потребителей и приносит организации стабильный доход. Объемы производства данных видов продукции необходимо наращивать.

Продукция, вошедшая в группу CZ, приносит организации низкий доход и пользуется нерегулярным спросом. Данные виды продукции необходимо снять с производства.

Совмещение АВС и XYZ–результатов необходимо представить в виде таблицы 4.

Таблица 4 – Совмещение АВС и XYZ–результатов

Группа Ассортиментные позиции Рекомендации по дальнейшему производству продукции
АX    
AY    
AZ    
BX    
BY    
BZ    
CX    
CY    
CZ    

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.