АВС и XYZ–анализ продукции организации ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Понятия товарный ассортимент и товарная номенклатура призваны упорядочить существующее многообразие товаров с позиции схожести маркетинговых инструментов, которые могут быть применены к выделенной группе товаров.
Товарный ассортимент – это группа товаров, выполняющих схожие функции, предназначенных одним и тем же клиентам в определенном ценовом диапазоне через однотипные торговые заведения.
Товарная номенклатура – это совокупность всех ассортиментных групп и товарных единиц, предлагаемых конкретной организацией.
Товарная номенклатура может быть описана с помощью таких параметров, как:
· широта товарной номенклатуры – общая численность ассортиментных групп товаров, предлагаемых организацией;
· глубина товарной номенклатуры – это количество различных вариантов исполнения товаров в рамках отдельной ассортиментной группы, имеющих общую базовую функцию, различающихся функциональными характеристиками, качеством, набором добавленных характеристик.
· насыщенность товарной номенклатуры – это общее количество производимых товарных единиц во всех ассортиментных группах;
· гармоничность товарной номенклатуры – это степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их назначения, требований к организации производства, каналам распределения и продвижения.
Характеристику товарного ассортимента и номенклатуры организации необходимо представить в виде таблицы 1.
Таблица 2– Характеристика товарного ассортимента и номенклатуры (название организации)
| Широта товарной номенклатуры
| Ассортиментная группа 1
| Ассортиментная группа 2
| …
| Ассортиментная группа n
| Глубина товарной номенклатуры
| Ассортиментная позиция 1
| Ассортиментная позиция 1
| …
| Ассортиментная позиция 1
| Ассортиментная позиция 2
| Ассортиментная позиция 2
| …
| Ассортиментная позиция 2
| …
| …
| …
| …
| Ассортиментная позиция m
| Ассортиментная позиция k
| …
| Ассортиментная позиция s
| Выводы:
АВС и XYZ–анализ продукции организации
Метод АВС основан на широко распространенным в практике способе анализа, известным, как «правило 80 / 20», которое впервые обосновал В.Парето (1897г.).
Применительно к товарной политике правило «80–20» интерпретируется следующим образом: «80% прибыли от реализации товаров приходится на 20% реализованной продукции»
Суть метода АВС состоит в том, что в соответствии с целью анализа выбирается классификационный признак (в нашем случае это прибыль от реализации продукции). Далее осуществляется ранжирование в порядке убывания этого классификационного признака.
К группе А относятся наименования в списке, начиная с первого, сумма накопленных стоимостей которых составляет 70-80% от суммарной стоимости всей реализованной за этот период продукции. Опыт показывает, что обычно в эту группу попадает 10-20% всей номенклатуры.
В группу В попадают примерно треть наименований продукции, сумма стоимостей которых составляет 15-20%.
К группе С относятся все оставшиеся позиции номенклатуры, суммарная стоимость которых составляет лишь 5-10%.
Блок-схема АВС–анализа представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Блок-схема АВС–анализа
Первая группа, группа А, характеризуется значительным вкладом в анализируемый показатель, вторая группа В имеет средний вклад, в третья группа С – совсем незначительный. Продукция, попавшая в группу С, могут быть исключены из номенклатуры, если это не повлияет на другие интересы организации (ассортимент, клиенты, связи между продуктами).
АВС–анализ необходимо представить в виде таблицы 2.
Таблица 2 –АВС–анализ реализованной продукции (название организации)
Ассортиментные позиции
| Прибыль от реализации, ден. ед.
| Доля прибыли в общем объеме, %
| Прибыль нарастающим итогом, %
| Группа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| …
|
|
|
|
| n
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
Выводы:
XYZ-анализ позволяет классифицировать продукцию организации, рассмотренную при проведении АВС–анализа, в зависимости от характера ее реализации и точности прогнозирования изменений в ее потребности, что особенно важно.
Группировка продукции при проведении XYZ-анализа осуществляется в порядке возрастания коэффициента вариации.
Формула для расчета коэффициента вариации:
(1)
где – значение параметра по оцениваемому объекту за i-й период,
– среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа,
– число периодов.
Блок-схема XYZ–анализа представлена на рис. 2.
Рисунок 2 –Блок-схема XYZ–анализа
Рекомендуемое распределение коэффициента вариации по группам:
· коэффициент вариации = 0 – 10% – группа Х;
· коэффициент вариации = 10 – 25% – группа Y;
· коэффициент вариации > 25% – группа Z.
К категории X относится продукция, которая характеризуются стабильной величиной реализации или незначительными колебаниями, а также высокой точностью прогноза.
Категория Y – это продукция, реализация которой характеризуется известными тенденциями (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями ее прогнозирования.
Продукция, относимая к категории Z, реализуется нерегулярно, точность ее прогнозирования невысокая.
XYZ–анализ необходимо представить в виде таблицы 3.
Таблица 3 – XYZ – анализ реализованной продукции (название организации)
Ассортиментные позиции
| Объем реализации продукции по кварталам, натуральные единицы
| Коэффициент вариации,
| Группа
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Выводы:
Совмещение АВС и XYZ –результатов. Наложение результатов анализа XYZ на данные ABС–метода образовывает 9 групп продукции, для каждой из них необходимо разработать свои техники управления, при этом каждая из групп имеет две характеристики: объем прибыли и точность прогнозирования спроса на нее.
Результатом совместного проведения анализа АВС и XYZ является выделение ключевых, наиболее важной продукции организации и установление на этой основе приоритетов в структуризации бизнес-процессов.
Например, продукция, вошедшая в группу AX, пользуется стабильным спросом со стороны потребителей и приносит организации стабильный доход. Объемы производства данных видов продукции необходимо наращивать.
Продукция, вошедшая в группу CZ, приносит организации низкий доход и пользуется нерегулярным спросом. Данные виды продукции необходимо снять с производства.
Совмещение АВС и XYZ–результатов необходимо представить в виде таблицы 4.
Таблица 4 – Совмещение АВС и XYZ–результатов
Группа
| Ассортиментные позиции
| Рекомендации по дальнейшему производству продукции
| АX
|
|
| AY
|
|
| AZ
|
|
| BX
|
|
| BY
|
|
| BZ
|
|
| CX
|
|
| CY
|
|
| CZ
|
|
|
|