Далее сравнительная характеристика определенных технических параметров, качественных характеристик, обновление видов продукции, услуг,
На основании табл. 2.5 рассмотрим привлекательность отрасли.
Таблица 2.5 –Показатели оценки привлекательности отрасли
№
п/п
| Показатели оценки привлекательности отрасли
| Коэффи-циент значимости
| СП ОАО «Спартак»
| ОАО «Коммунарка»
| ОАО «Красный пищевик»
| оценка
| итоговая оценка
| оценка
| итоговая оценка
| оценка
| итоговая оценка
|
| Емкость рынка
|
|
|
|
|
|
|
|
| Темпы роста рынка
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рентабельность отрасли
|
|
|
|
|
|
|
|
| Уровень конкуренции.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Стабильность спроса.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Уровень насыщения спроса
|
|
|
|
|
|
|
|
| Размеры необходимых инвестиций
|
|
|
|
|
|
|
|
| Риск рынка
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доступность сырья, материалов
|
|
|
|
|
|
|
|
| Госрегулирование
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
| Источник: данные предприятий
При оценке привлекательности отрасли видно, что СП ОАО «Спартак» и ОАО «Коммунарка» разделили соперничество между собой. Это связанно со стабильностью спроса на выпускаемую ими продукцию и достаточно высокий уровень конкуренции. Проанализировав табл. 2.5, мы можем построить матрицу «привлекательности рынка – сила СДЕ» для СП ОАО «Спартак» (рис. 2.2).
| Привлекательность рынка
| | | Низкая
| Средняя
| Высокая
| конкурентоспособность
| Высокая
| |
| | Средняя
| |
| | Низкая
| | | |
Рисунок 2.2 – «Привлекательность рынка – сила СДЕ» для СП ОАО «Спартак»
На основании рис. 2.2 можно определить стратегию развития СП ОАО «Спартак» в долгосрочном периоде:
– упрочнение положения предприятия и повышение прибыльности за счет предложения качественной продукции, которая позволит отечественному товару занять прочное положение на рынке;
– нахождение оптимального баланса между персоналом и целями предприятия;
– сохранение и увеличение доли рынка в долгосрочном периоде на 10-12% за счет постоянного обновления ассортимента;
Увеличить объем выпускаемой продукции в долгосрочном периоде;
Гибкое реагирование на изменения внешней среды (технология, система продвижения, информация и др.).
Далее определим конкурентоспособность отрасли.
Оценим показатель конкурентоспособности отрасли по модели пяти сил для каждой ассортиментной группе (рис. 2.3).
| Угрозы со стороны предприятий, выпускающих
товары-конкуренты
|
| | Существует угроза перехода потребителей на продукцию экспортируемую в республику производителями России и Украины.
Рост предложений от ОАО «Коммунарка», кондитерских изделий по более низким ценам и более высокого качества, в связи с тем, что техническое перевооружение на ОАО «Коммунарка» осуществляется более быстрыми темпами.
| |
| |
| Угрозы со стороны поставщиков
|
| Угрозы со стороны предприятий «центрального ринга»
|
| Угрозы со стороны покупателей
| | |
1. Повышение цен на сырьё и материалы поставщиков, снижение квот.
2. Переход поставщиков к конкурентам, имеющим более высокую платёжеспособность.
|
1. Покупатели могут легко перейти к конкурентам.
2. Неплатежеспособ-ность заказчиков приводит к нестабильному финансовому состоянию предприятия.
| | Использование конкурентами скидок, расширение ассортимента, рост объемов производства и, следовательно, установление разных цен на продукцию, приводящее к трудности ориентации в ценах.
| | |
|
| | | Угрозы со стороны потенциальных конкурентов
| | | 1. Существует возможность появления предприятий – производящих аналогичную продукцию.
2. Нахождение потенциальными конкурентами необходимых средств для вхождения на рынок.
3. Разработка специальных технологий, применение современного оборудования для производства продукции.
| | |
| | | | | | | | | | | | Рисунок 2.3 – Модель пяти сил конкуренции для СП ОАО «Спартак»
Исходя из миссии СП ОАО «Спартак» была определена главная цель деятельности предприятия – завоевание доли на рынке кондитерской продукции Белоруссии, России и дальнего зарубежья, которая бы обеспечила выполнение прогнозных финансовых показателей и получение прибыли от своей деятельности.
Общим мероприятием по выполнению конкурентной стратегии СП ОАО «Спартак» для всех видов кондитерских изделий является значительное изменение ассортимента и повышение качества продукции, а также совершенствование системы управления предприятием. Важным направлением так же является дальнейшее развитие собственной товаропроводящей сети. Для этого планируется открытие торгового дома, который даст возможность проводить качественную маркетинговую политику и обеспечить продвижение более рентабельной продукции, восстановить существовавший ранее уровень продаж в натуральном выражении и увеличить его, при изменении ассортиментной политики, выйти в денежном выражении на доведенный концерном темп по экспорту.
|