Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы В состав включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, а также штатные сотрудники орагна исполнительной власти в области эколгической экспертизы. Комиссия избирает руководителя, ответственного секретаря, которые обеспечивают:
1. Формирование экспертных групп по основным направлениям государственной экологической экспертизы
2. Составляют календарный план работы экспертной комиссии.
3. Разрабатывают задание экспертам
4. Обеспечивают предоставление экспертам необходимой дополнительной информации
5. Организуют в случае необходимости выезд на место членов комиссии.
6. Организуют проведение заседаний экспертной комиссии и оформляют протоколы заседания.
Эксперт – это специалист по определенному направлению обладающий научным или практическим опытом, незаинтересованный в объекте государственной экологической экспертизы и в субъекте, то есть в субъекте который предоставил материалы. Не заинтересован значит отсутствуют трудовые и договорные отношения с заказчиком или разработчиком объекта. В соответствии с регламентом проведения экспертизы, члены экспертной комиссии подготавливают индивидуальные экспертные заключения, учитывая не только нормативную базу по определенному направлению, но и передовые достижения науки и техники. Выводы эксперта должны быть объективными и обоснованными.
Заключение экологической экспертизы – это вид разрешительной документации, результат работы экспертной комиссии, который должен содержать выводы о допустимости воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, выводы о возможности реализации объекта экологической экспертизы. Заключение должно получить одобрение квалифицированного большинства списочного состава экспертной комиссии. Если члены комиссии не согласны с заключением, они подписывают с пометкой особое мнение, которое должно содержать обоснование причин несогласия и указания конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологических требований и норм. Юридическое оформление, вступление в силу заключения утверждается приказом органа исполнительной власти в области экологической экспертизы. Заключение может быть:
1. Положительным
2. Отрицательным
a. О необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям изложенным в заключении
b. О недопустимости реализации объекта экспертизы в виду необеспеченности намечаемой деятельности.
Сроки действия положительного заключения экспертизы законом не установлено, срок устанавливается индивидуально в каждом заключении.
Права граждан и общественных организаций в области экологической экспертизы:
1. Они вправе выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы
2. Направлять в письменной форме в федеральные органы государственной власти и в органы исполнительной власти субъектов федерации области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности
3. Получать от органов исполнительной власти организующей проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы информацию о результатах её проведения
4. Осуществлять иные действия не противоречащие законодательству
При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией рассматриваются материалы отражающие общественное мнения.
Общественная экологическая экспертиза
Организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления.
Субъекты проведения являются общественные организации, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами являются охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы и которые зарегистрированы в порядке установленном законодательством.
Объектами общественной экономической экспертизы: экспертиза может проводится в отношении всех объектов федерального и регионального уровня за исключением объектов информация о которых составляет государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
Процедура проведения:
Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной или одновременно с государственной. Общественная может проводится независимо от проведения государственной в отношении тех же объектов, при этом общественные организации наделяются следующими правами:
1. Получают от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе
2. Знакомятся с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведениям государственной экологической экспертизы
3. Представители организации участвуют в качестве наблюдателей в заседаниях экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
При проведении общественной экологической экспертизы необходимо зарегистрировать заявление в органы местного самоуправления, которые со дня получения заявления его принимают либо отказывают в регистрации. Если отказа не было, то заявление считается зарегистрированным в установленный срок. Затем организации обязаны известить население о начале и результатах проведения общественной экологической экспертизы.
Юридическую силу заключения общественной экологической экспертизы получают после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы
Экологический мониторинг
Это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Государственному экологическому мониторингу в законе об охране окружающей среды посвящена глава 10, где установлено что данный вид мониторинга осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ в целях:
1. Наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду
2. Обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц достоверной информацией необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий изменений состояния окружающей среды
Информация используется для:
1. Разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений
2. Разработки:
a. Федеральных программ в области экологического развития РФ
b. Целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды
3. Экологического контроля
4. Экологической экспертизы
Виды экологического мониторинга:
1. По отдельным природным ресурсам и территориям (земли, леса, водные объекты и так далее)
2. От целей и территорий
a. Федеральный
b. Региональный
c. Локальный
3. От степени освоенности окружающей среды человеком
a. Фоновый (не освоена)
b. Импактный
4. По срокам
a. Периодический мониторинг – не реже 1 раза в год
b. Базовый мониторинг – на момент начала ведения мониторинга
c. Оперативный мониторинг – на текущий момент
Порядок проведения
Экологический мониторинг проводится при помощи специальной наблюдательной сети представляющий собой систему стационарных и подвижных пунктов наблюдения, в том числе станций, постов, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий.
|