Закон спроса для товаров-субститутов и товаров-комплиментов - При изменении цены на один из товаров-субститутов, спрос на заменяющий его товар меняется в одном направлении.
- При изменении цены на один из дополняющих товаров, спрос на другой товар меняется в противоположном направлении.
Изменение спроса и величины спроса
Величина спроса меняется, если:
| Спрос меняется, если:
| Изменяется цена товара
| Изменяется количество покупателей
Изменяются доходы покупателей
Изменяются цены товаров-заменителей и дополняющих товаров
Изменяются вкусы покупателей
Ожидаются изменения в доходах или ценах
|
2. Предложение –желание и возможность продавца продать на рынке определённое количество товара по определённой цене в течении какого- либо времени.
Величина предложения -количество товара, которое продавцы готовы продать по определённой цене в течении какого- либо времени.
Учащиеся рисуют график предложения.
? Кто может на основании графика сформулировать закон предложения.
Закон предложения:
Величина предложения находится в прямой зависимости от изменения цены на единицу товара.
(- Чем выше цена, тем выше предложение; чем ниже цена, тем ниже предложение.)
Величина предложения меняется, если:
| Предложение меняется, если:
| Изменяется цена товара
| Изменяются цены на производственные ресурсы
Изменяются технологии производства
Изменяются налогов
Изменяется количества продавцов на рынке
Изменяются цены на альтернативные товары
Ожидается изменение цен на товары
|
Рыночное равновесие.
Рыночное равновесие –ситуация на рынке, при которой объем спроса равен объему предложения.
Равновесная цена –цена, при которой можно продать весь объём товара, который изготовители (продавцы) согласны предложить.
Равновесное количество –весь объем товара, который покупатели согласны купить по предложенной цене.
Избыток –ситуация на рынке, при которой продавцы предлагают больший объём товара, чем покупатели могут купить по данной цене
Дефицит –ситуация на рынке, при которой покупатели готовы купить больший объём товара, чем продавцы могут предложить при данной цене.
III. Практикум:Решение задач по теме «Спрос, предложение, рыночное равновесие».
Учащиеся решают задания самостоятельно, затем происходит разбор заданий вместе с учителем.
А) Практикум по основам экономической теории: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / Государственный Университет- Высшая школа экономики; Под редакцией С.И. Иванова.- М: Вита- Пресс, 2001.
Глава 3. Спрос, предложение, рыночное равновесие.
Задание № 1.
Решение тестов по теме «Спрос»
Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.
1. Спрос. 2. Величина спроса. 3. Закон спроса. 4. Эффект дохода. 5. Эффект замещения.
6. Принцип убывания маржинальной полезности. 7. Эффект Гиффена. 8. Детерминанты спроса.
9. Низшие товары. 10. Нормальные товары. 11. Товары-субституты. 12. Товары-комплементы.
A. Товары, которые потребляются совместно; при этом один без другого, как правило, не может быть пригоден
для потребления.
Б. Желание и способность покупателей приобретать товары.
B. Факторы, вызывающие изменение спроса и сдвиг кривой спроса.
Г. Товары, которые могут быть использованы вместо других товаров с аналогичными свойствами.
Д. Товары, спрос на которые падает по мере роста доходов потребителей.
Е. Количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести при данном уровне цены.
Ж. Явление, которое возникает, когда вследствие снижения цены товара происходит относительное увеличение
дохода покупателя, позволяющее последнему приобрести большее количество товара.
3. Товары, спрос на которые растет по мере увеличения доходов покупателей.
И. Принцип, в соответствии с которым потребление каждой последующей единицы товара приносит потребителю
меньшую полезность, чем потребление предыдущей.
К. Закон, в соответствии с которым величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара.
Л. Явление, состоящее в том, что повышение цены товара ведет к росту объема спроса на него.
М. Явление, которое возникает, когда покупатель отдает предпочтение более дешевому товару, вытесняющему при
выборе покупки товар, ставший относительно дороже.
|