Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Нормативные указы главы государства и иные подзаконные акты

 

(указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; ведомственные акты; нормативные акты организаций)

В условиях России основным источником экологического права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В них входят указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации, организаций и иные акты.

Указы Президента РФ

Главными подзаконными актами являются указы Президента России: подзаконными они считаются потому, что, согласно. ст. 90 Конституции РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам; кроме того, согласно ст. 80 Конституции РФ, Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Основным видом подзаконных актов указы являются потому, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. Давая присягу, Президент РФ клянется "уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, верно служить народу" (эти положения присяги имеют непосредственное отношение к экологическому праву, так как экологические права являются конституционными, основными, по поводу которых высказывается озабоченность).

В экологическом праве, особенно в его природоресурсной части, указы Президента и актуальны, и разнообразны, что объясняется значимостью и запутанностью природоресурсных отношений, устарелостью некоторых частей Земельного кодекса 1991 г., необходимостью оперативного восполнения пробелов в регулировании землепользования*



___________________________________________________________________

.*Подробнее об этом см.: Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М.: Инфра-М–Норма, 1996.

 

Неполный перечень указов Президента в области регулирования земельных отношений дает представление о месте этого вида источника права в формировании экологического права в последние годы. Оказавшими значительное влияние на развитие природоохранных отношений можно считать Указы:

"О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" от 23 апреля 1993 г. № 480;

"О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" от 11 декабря 1993 г. № 2130;

"О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. № 337;

"О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств" от 7 июня 1996 г. № 81;

"О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами" от 16 мая 1997 г. № 485.

Постановления Правительства РФ

Следующими в иерархии подзаконных актов следуют постановления Правительства РФ, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Акты Правительства принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции РФ).

Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции РФ полномочий Правительства РФ имеются и такие, которые относятся к регулированию и реализации экологических отношений, а именно: разработка и представление федерального бюджета, и обеспечение его исполнения; обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка.

Во исполнение своих полномочий Правительство, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании экологического права. Об этом свидетельствует перечень актов Правительства, принятых в последние годы только в отношении одного природного ресурса – земли:

"О мониторинге земель в Российской Федерации" от 15 июля 1992 г. № 491;

"О порядке ведения государственного земельного кадастра" от 25 августа 1992 г. № 622;

"Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации" от 23 декабря 1993 г. № 1365;

"О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам" от 12 июля 1993 г. № 659;

"О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" от 23 февраля 1994 г. № 140;

"Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра»" от 3 августа 1996 г. № 932;

"О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 г. " от 7 февраля 1996 г. № 135;

"О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений в 1997 г. " от 14 февраля 1997 г. № 166;

"Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 г." от 26 февраля 1997 г. № 224;

"О порядке определения нормативной цены земли" от 15 марта 1997 г. № 1319.

Как видно из приведенного перечня, Правительство России активно принимает оперативные меры по налаживанию и обеспечению земельного и экологического правопорядка.

Ведомственные акты

К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым, согласно Закону РФ о Правительстве РФ, относятся министерства, государственные комитеты и ведомства (Центральный банк, Федеральная лесная служба и др.)*. Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, однако, почти каждое из них обладает некими над ведомственными, порой координационными функциями, которые и обусловливают значение ведомственных актов не только для его сотрудников, но и для остальных граждан и организаций в области охраны окружающей среды.

___________________________________________________________________

*См.: Федеральный конституционный закон "О правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. – СЗ РФ. 1997. № 51. Ст.5712.

 

Указом "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г. Президент РФ в целях определения рациональной структуры федеральных органов и в соответствии со ст. 112 Конституции РФ установил, что в систему федеральных органов исполнительной власти России входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

Министерство РФ – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства федеральный министр.

Государственный комитет РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ возглавляет председатель государственного комитета РФ.

Таким образом, для осуществления указанных задач федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты, называемые ведомственными. С 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Государственная регистрация этих актов имеет целью упорядочение ведомственного правотворчества, установление законности и устранение дублирования в этой области: возложена эта регистрация на Министерство юстиции России.

При государственной регистрации осуществляется проверка регистрируемого акта, при которой должно изучаться:

полномочно ли данное министерство издавать такой акт (обычно такое полномочие вытекает из функций ведомства, предусмотренных положением о нем, либо из специального постановления Правительства РФ или закона РФ, уполномочивающих данное ведомство на принятие такого акта);

не противоречит ли принимаемый акт нормативному правовому акту большей силы, т. е. вышестоящему по ранжированию акту (здесь вступает в действие упоминаемая иерархия или пирамида актов);

не урегулирован ли данный вопрос, другим, аналогичным по силе актом (в период отсутствия порядка в ведомственном правотворчестве принимались параллельные акты с одной и той же нормой);

как будут доводиться до всеобщего сведения акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (правило ст. 15 Конституции РФ).

Практика показывает, что после введения государственной регистрации немало ведомственных актов, не прошедших указанный анализ, были возвращены для доработки и не увидели света, не стали обременять граждан новыми обязанностями либо ограничением прав и свобод.

Примерами нормативных ведомственных актов, затрагивающих экологические отношения, могут служить:

Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды "Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации" от 4 апреля 1997 г.;

Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных. Утверждена Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и Государственным таможенным комитетом РФ 8 мая 1997 г.;

Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды "О порядке рассмотрения материалов на ввоз в Российскую Федерацию ядовитых веществ" от 16 января 1997 г.;

письмо Министерства природных ресурсов РФ и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ "О порядке лицензирования бурения скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды)".






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.