Нормативные акты Тверской области В Тверской области Законодательное собрание принимает меры к восполнению пробелов экологического законодательства, регулированию отношений в области охраны окружающей среды.
Принято временное положение о регулировании земельных отношений в Тверской области*, которым подробно определяется порядок .предоставления земельных участков – этот институт не утратил своего значения и широко используется при строительстве новых и расширении прежних предприятий, продолжая играть ведущую роль в системе возникновения прав на землю и обеспечения охраны окружающей среды по законодательству субъектов Федерации.
___________________________________________________________________
* Тверские ведомости. 1996. 16–22 авг.
Указанный нормативный правовой акт Тверской области предусматривает несколько стадий предоставления земель для размещения объектов федерального, межрегионального и областного значения, и целесообразно остановиться на нем подробнее как на наглядной иллюстрации плодотворного правотворчества субъекта Российской Федерации в области охраны среды.
На первой стадии подаются заявки в администрацию области при наличии у заказчика согласования с органами местного самоуправления по месту размещения объекта. Заявка рассматривается областным комитетом по экономике и прогнозированию и межведомственной комиссией по размещению производительных сил на территории области (согласно распоряжению губернатора области только при наличии заключения этой комиссии рассматриваются вопросы об отводе участков под строительство новых, реконструкцию и расширение действующих предприятий)*.
___________________________________________________________________
*Тверские ведомости. 27 декабря 1996 г. – 2 января 1997 г.
В состав комиссии включаются председатель областного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, начальник управления архитектуры и градостроительства администрации области, главный врач областного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, представитель областного комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов, представители иных заинтересованных учреждений. Возглавляет комиссию первый заместитель губернатора области. Состав комиссии свидетельствует об основныхее задачах: обеспечении выполнения требований по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, учете ближайших и отдаленных экономических и демографических последствий деятельности предлагаемых к размещению объектов.
В комиссию представляются следующие документы: информация об источниках финансирования; согласования землепользователей; схема генерального плана предприятия с нанесением намечаемых строительством объектов (при необходимости указываются объекты недвижимости, подлежащие сносу, и их стоимость); основные данные о размещаемых объектах и их воздействии на окружающую среду; материалы согласований с местной администрацией. Положительное заключение комиссии является основанием для получения архитектурно-планировочного задания.
На следующей стадии облкомземом на основании проектно-сметной документации готовится проект постановления областной администрации о предоставлении участка: уточняется место расположения объекта, площадь предоставляемого земельного участка с указанием землепользователей, видов земельных угодий, уточняется размер убытков и потерь сельскохозяйственного производства, определяются условия, в том числе задания по оздоровлению окружающей среды, предоставления земельного участка заказчику (застройщику).
При предоставлении участка право землепользования может быть увязано с некоторыми обязательствами, например, с обязательством начать и завершить застройку к определенному сроку, обязательствами по строительству и ремонту дорог, запретом на определенные виды деятельности, обязательствами выполнять определенные природоохранные работы. Указанные обременения включаются в правовой статус земельного участка, подлежат государственной регистрации и сохраняются при переходе участка к другому владельцу. Таким способом государство пытается сохранять контроль за землепользованием и охраной окружающей среды.
На это же направлена возможность установления публичных сервитутов, к ним тверское законодательство относит безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, проход к водоемам, рекреациям), которые существовали на момент предоставления участка; возможность размещения на участке геодезических знаков; возможность доступа на участок соответствующих служб для ремонта объектов инфраструктуры. Сведения о сервитутах вносятся в правоустанавливающий документ на участок.
Постановления о предоставлении земельного участка для размещения объекта муниципального значения принимаются главой местной администрации, в остальных случаях – администрацией Тверской области. Постановление о предоставлении является основанием для отвода земельного участка в натуре. По результатам отвода и установления границ райкомзем выдает правоустанавливающий документ (свидетельство).
В случае отказа в предоставлении участка постановление может быть обжаловано в судебном порядке (как и постановление о предоставлении участка). Аналогичные положения с различными вариациями приняты в ряде других субъектов Российской Федерации.
В Тверской области принято и действует также Временное положение о порядке оформления выбора земельных участков для строительства и других видов градостроительной деятельности, подготовки и согласования проектной и землеустроительной документации, оформления землеустроительных дел и контроля за использованием земель Тверской области*. Порядок предоставления земель, установленный Положением, распространяется на все земли независимо от того, в чьем ведении они находятся, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
___________________________________________________________________
* Тверские ведомости. 1996. 22 – 28 марта.
Сначала производится предварительное согласование места размещения объекта, но оно не производится, если намечаемый объект предусмотрен действующей градостроительной документацией. К ней относятся проекты районной планировки, районов, пригородных зон, генеральные планы городов и иных поселений, селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон, расположенных за пределами городской или поселковой черты.
Заявка на размещение объектов муниципального значения подается в местную администрацию, в ведении которой находится испрашиваемый участок. В заявке указываются наименование заказчика (застройщика), его местонахождение, почтовый адрес, целевое использование и размеры испрашиваемого участка, титул землепользования, собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренда, наименование и характеристика объекта строительства, его сроки, инвестиционные возможности заказчика.
Районный или городской отдел архитектуры готовит заключение по выбору земельного участка с необходимыми графическими и текстовыми материалами по границам и режиму участка, с указанием нескольких вариантов размещения объекта. Желателен оптимальный вариант, обеспечивающий сохранение ценных сельскохозяйственных угодий, лесов первой группы и других объектов, имеющих природоохранное, рекреационное и историко-культурное значение.
Далее создается комиссия по выбору земельного участка, по результатам работы которой оформляется акт выбора участка: акт согласовывается с областным управлением архитектуры и градостроительства и утверждается главой местной администрации. К нему прилагаются заключение экологической экспертизы, заключение о возможности инженерного обеспечения строительства и эксплуатации объекта, расчет объемов средств на долевое участие заказчика в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и социальной сферы.
На этой стадии органы местного самоуправления информируют население о возможном предоставлении земель для размещения объектов, выясняют мнение жителей посредством проведения местных референдумов, сходов и собраний граждан. Указанные материалы вместе с заявкой застройщика оформляются в землеустроительное дело, которое может быть подготовлено и организацией, имеющей лицензию на производство землеустроительных работ, и самим заказчиком.
До начала проектно-изыскательских работ заказчик направляет запрос в местный орган архитектуры для получения архитектурно-планировочного (градостроительного) задания и разрешения на осуществление проектно-изыскательских работ, которое выдается в двухнедельный срок со дня получения заявки. Так недостающие или отмененные в федеральном законодательстве положения о порядке предоставления земельных участков восполняются в законодательстве, иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Таким образом, осуществляется регулирование актами субъектов Российской Федерации вопросов, не решенных в федеральном законодательстве*.
___________________________________________________________________
* См.: Кикоть В. О конституционных основах земельного законодательства // Право и жизнь. 1996. № 10.
? Контрольные вопросы
Каковы характерные признаки и черты правовой нормы? Нормативного акта? Индивидуального акта? Почему одни могут быть источниками экологического права, а другие нет?
Почему закон считается наивысшим источником экологического права?
Каковы иерархия и соподчиненность нормативных актов в России?
Какие полномочия Президента и Правительства России имеют отношение к экологическим вопросам? Почему?
Какие обычаи и договоры в области природопользования могут быть приведены в качестве примеров источников экологического права?
Какие основания имеются у субъектов Федерации для регулирования отношений в области охраны окружающей среды? Где они предусмотрены?
Каково соотношение правовых актов Федерации и актов субъектов Федерации? Какова и в чем их соподчиненность?
В каких основных формах осуществляется регулирование экологических отношений субъектами Российской Федерации?
Что положительного и нового можно обнаружить в актах законодательства Тверской области?
Темы рефератов
Система источников экологического права.
Анализ формы и содержания подзаконных актов.
Сравнительная характеристика общих принципов, договоров и обычаев в экологическом праве.
Размежевание компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами как фактор заключения договоров между ними.
Место правовых актов субъектов Федерации в системе экологического права.
Значение федеративного устройства страны для организации правотворческой деятельности субъектов Федерации по вопросам охраны окружающей среды.
Предпосылки правотворчества субъектов Федерации в сфере экологических отношений.
Литература
Конституция Российской Федерации.
Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г.
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Ратифицирована Федеральным Собранием РФ 5 ноября 1997 г.
Постановление Правительства РФ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции по охране новых сортов растений" от 18 декабря 1997 г.
Общая теория права. / Под ред. А. С. Пиголкина. М.: МГТУ им. П. Э. Баумана, 1995.
Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988.
Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М.: ИЗиСП, 1996.
Сырых В. М. Теория государства и права. Учебник. М: Былина, 1998.
Раянов Ф. М. Введение в правовое государство. Уфа 1994.
Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: ИЗиСП, 1995.
Земля и право. Пособие для российских землевладельцев. / Отв. ред. С. А. Боголюбов. М.: Инфра-М – Норма, 1997.
Законы области как субъекта Российской Федерации. Воронежский университет, 1996.
|