Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Административная ответственность

(развитие административной ответственности; характеристика административных правонарушений; административные взыскания; эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды.)

Согласно КоАП РСФСР административным проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Она наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Развитие административной ответственности

До 1961 г. субъектами административной ответственности были как физические, так и юридические лица, т. е. и граждане, и предприятия, учреждения, организации, причем суммы штрафов не ограничивались. В условиях господства государственной, общенародной собственности наказание государственных организаций штрафом означало лишь перекладывание средств из одного кармана в другой и казалось малоэффективным. Кроме того, в официальных кругах стала преобладать концепция отмирания социалистического государства и уменьшения административных, принудительных средств воздействия на правонарушителей, необходимости перехода к добровольному исполнению своих обязанностей перед обществом, повышения моральных стимулов.

Серьезной вехой стали указы 1961–1962 гг. о дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке, которыми была отменена административная ответственность предприятий, учреждений, организаций, а штрафы ограничивались 50–100 руб. и лишь в исключительных случаях доходили до 200 руб. Для понимания их масштаба напомним, что максимальная пенсия составляла 120 руб. Основным органом наложения административных взысканий стала административная комиссия при исполнительных комитетах Советов народных депутатов. И хотя последующие три десятилетия были временем установления новых административных проступков и введения новых органов, правомочных налагать административные взыскания, административная практика не стала достаточно эффективной и созрела для нововведений.



Начало 90-х гг. наряду с уменьшением доли государственной собственности и введением равноправных частной, муниципальной собственности характеризуется восстановлением административной ответственности юридических лиц. Одними из первых актов в этой области стали ЗК РСФСР и Закон РФ об охране окружающей природной среды 1991 г. Значительно возросли суммы штрафов, установленные этими и другими федеральными законами; штрафные санкции вместо абсолютных сумм стали назначаться в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда, что облегчило их применение и повысило эффективность в условиях непрерывной инфляции. Органами, которым предоставлено право налагать административные взыскания, стали специально уполномоченные на то государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, технической инспекции труда профессиональных союзов.

Однако получилось некоторое "двоевластие": административная ответственность, порядок ее применения и исполнения постановлений о наложении административных взысканий предусматриваются в КоАП РСФСР, являющемся головным, базовым федеральным актом административного права, предусматривающим десятки составов экологических административных проступков; в то же время действуют отраслевые федеральные законы, предусматривающие наряду с КоАП РСФСР иные составы экологических правонарушений и более суровые меры наказания за них.

Характеристика административных правонарушений

КоАП РСФСР группирует экологические правонарушения по нескольким направлениям и в нескольких главах. Проступки, посягающие на государственную собственность (гл. 6), включают нарушения прав на недра (в том числе янтарь), воды, леса, животный мир (ст. 46–481).

Административные правонарушения в области охраны окружающей среды предполагают посягательства на ряд природных ресурсов (гл. 7):

в отношении земель – бесхозяйственное их использование, порча, несвоевременный возврат или не приведение для использования по назначению состояние, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства, уничтожение межевых знаков (ст. 50–54);

в отношении недр – нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, нарушение действующих стандартов, норм, правил или условий лицензии, регламентирующих деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 55–563);

в отношении водных ресурсов – нарушение правил их охраны, водопользования, повреждение водохозяйственных повреждений и т. д. (ст. 57–60);

в отношении лесных ресурсов – незаконное использование земель лесного фонда, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение подроста в лесах, засорение лесов бытовыми отходами и отбросами, нарушение требований пожарной безопасности в лесах и т. п. (ст. 61–79);

в отношении атмосферного воздуха – выброс загрязняющих веществ в атмосферу с нарушением нормативов или без разрешения, ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха, нарушение правил эксплуатации, а также не использование оборудования для очистки выбросов в атмосферу и др. (ст. 77–84);

в отношении животного мира – нарушение правил охраны среды обитания, порядка осуществления пользования животным миром, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, нарушение правил охоты и рыболовства и т. п. (ст. 84'–86).

В Законе РФ об охране окружающей природной среды предусматриваются экологические правонарушения, имеющие более общий, масштабный характер, например:

невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы;

неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;

превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней радиационного воздействия, шума, вибрации, магнитных полей;

незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью;

производство и использование запрещенных химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на озоновый слой Земли.

Административные взыскания

В КоАП и иных российских законах предусматриваются следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие либо конфискация предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ружья, рыболовной сети, туши убитого животного); лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права охоты, рыбной ловли, управления автомототранспортом, ограничение или лишение права природопользования); приостановление или закрытие предприятия, отрицательно влияющего на окружающую среду, или изъятие природного объекта из пользования (последние меры воздействия зачастую выделяются в отдельную, специфическую эколого-правовую ответственность); исправительные работы и административный арест (последние два вида в области охраны окружающей среды не применялись).

Размеры указанных в КоАП РСФСР штрафов повышены Законом РФ "О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях" от 14 июня 1992 г. Если верхний предел штрафа не превышает:

десяти рублей – надо считать его равным одной десятой минимального месячного размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения;

тридцати рублей – одной трети минимального размера оплаты труда;

пятидесяти рублей – одной второй минимального размера;

ста рублей – одному минимальному размеру (при этом размер налагаемого штрафа должен быть не ниже одной трети минимального размера);

двухсот рублей – двум минимальным размерам (инениже одной второй минимального размера оплаты труда);

трехсот рублей – трем минимальным размерам (и не может быть ниже одного минимального размера);

пятисот рублей – пяти минимальным размерам;

тысячи рублей – семи минимальным размерам;

трех тысяч рублей – десяти минимальным размерам оплаты труда (размер штрафа не может быть при этом ниже четырех минимальных размеров оплаты труда)*.

___________________________________________________________________

* ВВС РФ. 1992. № 34. Ст. 1970.

 

В Законе РФ об охране окружающей природной среды предусматривается штраф на граждан до десятикратного размера минимальной заработной платы, на должностных лиц – до двадцатикратного размера минимальной заработной платы, на предприятия, учреждения, организации – до 500 тыс. руб. (Закон принимался в 1991 г.).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.