Контрольная деятельность Госкомэкологии Государственными инспекторами по охране природы Госкомэкологии России и его территориальных органов в 1996 г. обследовано более 200 тыс. предприятий и объектов размещения отходов (в 1995 г. – более 250 тыс.). Общее количество правонарушений, установленных проверками, составило 281 тыс. Обследовано почти 800 тыс. единиц автотранспорта, нарушения выявлены на 140 тыс. единиц. 82 тыс. нарушителей привлечено к административной ответственности (в 1995 г. –-45 тыс.). С виновных взысканы штрафы на сумму 64 млрд. руб. и, кроме того, в возмещение нанесенного окружающей среде ущерба – 209 млрд. руб. (39% от нанесенного ущерба). Приостанавливалась работа 1135 экологически вредных объектов и производств.
Территориальными органами Госкомэкологии за год проведено 65 тыс. проверок по вопросам использования и охраны земель. Выявлено 54 тыс. нарушений земельного законодательства. К административной ответственности привлечено 20 тыс. виновных, в том числе юридических лиц – 12 тыс., должностных лиц – 4 тыс., граждан – 4 тыс. Сумма предъявленных штрафов – 55 млрд. руб., взысканных – 17 млрд. руб. По представлению природоохранных органов возмещено 24 млрд. руб., в том числе 12 млрд. руб. – по судебным искам за ущерб, причиненный землям и приведший к деградации земель.
Выдано 51 предписание банкам о приостановлении финансирования и 798 требований о приостановке работ, проводимых с нарушением земельного законодательства. Более половины выявленных нарушений приходится на захламление и загрязнение земель, что обусловливается нерешенностью проблем использования и захоронения производственных и бытовых отходов, авариями на нефтепроводах, несоблюдением требований при хранении и применении горюче-смазочных материалов, агрохимикатов, животноводческих отходов.
Водный и геологический контроль
Государственный контроль за использованием и охраной водных ресурсов осуществлялся бассейновыми водохозяйственными управлениями и территориальными комитетами водного хозяйства МПР РФ. Проведено 15 тыс. проверок, выдано 14 тыс. предписаний об устранении нарушений, наложено 2500 штрафов на сумму 4,5 млрд. руб., предъявлено исков о взыскании средств в возмещение ущерба на сумму 300 млрд. руб. Наиболее распространены нарушения условий сброса сточных вод, лимитов водопользования, режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос, загрязнение вод нефтепродуктами.
В 1996 г. выявлено 4660 нарушений законодательства о недрах (в 1995 г. – 3871 нарушение). Выдано недропользователям 1574 предписания об устранении правонарушений, направлено 222 представления в государственные налоговые инспекции. Приостановлено или аннулировано 284 лицензии на право пользования недрами.
Органами государственного геологического контроля выявлено неплатежей за пользование недрами на сумму 456 млрд. руб., неплатежей на производство минерально-сырьевой базы – на 586 млрд. руб.
Охрана рыбных запасов
Выявлено за год 164 тыс. нарушений рыбоохранного законодательства, из них связанных с незаконным выловом рыбы – 143 тыс. Наложено штрафов на сумму 17 млрд. руб., предъявлено исков по возмещению ущерба от незаконного вылова рыбы на сумму 67 млрд. руб., конфисковано рыбы на сумму 5 млрд. руб. С участием общественности выявлено 40% правонарушений. Большое место занимает профилактика: опубликовано 6 тыс. статей по рыбоохраной тематике, проведено 3 тыс. выступлений по радио и 937 – по телевидению.
На внутренних водоемах возрастает неповиновение требованиям "государственных инспекторов рыбоохраны, учащается обстрел рыбоохранных судов и помещений органов рыбоохраны. При исполнении служебных обязанностей по охране рыбных запасов погибли 14 государственных инспекторов рыбоохраны.
Осуществлялся контроль за охраной живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны России. Проверено 7 тыс. российских и иностранных судов, выявлено 1500 нарушений рыбоохранного законодательства, наложено штрафов, предъявлено исков по возмещению причиненного ущерба и конфисковано орудий лова и продукции на сумму 16 млрд. руб. и 2 млн. долл. США.
Прокурорский надзор
Органами прокуратуры за год выявлено 19 тыс. нарушений экологического законодательства, в том числе более 2 тыс. незаконных правовых актов, принесено 1672 протеста (из них отклонено всего 162). В связи с нарушениями экологического законодательства внесено 6 тыс. представлений об устранении выявленных нарушений (по вопросам животного мира – 496; вод, земли – 3 тыс.; атмосферного воздуха – 878). По представлениям прокуроров 2764 лица привлечено к дисциплинарной ответственности, 996 лиц – к материальной ответственности и 3451 лицо – к административной ответственности (на 15–20% меньше, чем в предыдущем году).
Растет количество ведомственных правовых актов в области экологии, в том числе противоречащих действующему законодательству. В 1991 г. незаконных правовых актов было выявлено 690; в 1992 г. – 1915; в 1993 г. – 1376; в 1994 г. – 2112; в 1995 г. – 2234; в 1996 г. – 2122.
В нормативных актах Бурятии, Карелии, Коми, Марий Эл и Удмуртии лесные ресурсы отнесены к ведению и собственности этих республик. Татарстан, Башкортостан и Саха (Якутия), пользуясь несовершенством федерального законодательства, а иногда и путем его прямого нарушения, постарались в своих законах обеспечить себе максимум суверенитета в части использования нефти, золота, алмазов. В результате этого вопросы неистощимого использования лесных и минерально-сырьевых ресурсов на территории этих республик оказались вне юрисдикции федеральных органов власти и управления*.
__________________________________________________________________
* См.: Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1996 году". М.: Госкомэкологии. С. 330.
По данным МВД РФ, число зарегистрированных экологических преступлений составило в 1996 г. 67 254, или 2,5% от всех зарегистрированных преступлений. Последние десять лет наблюдается тенденция к снижению борьбы с экологическими преступлениями.
Среди выявленных преступлений 7% составляют незаконные занятия водными промыслами (4741 преступление, совершенное 5734 лицами), 7% – незаконная порубка леса (4820 преступлений, совершенных 4731 лицом), 1% – незаконная охота (689 преступлений, совершенных 711 лицами). Количество дел о загрязнении водоемов и воздуха – 0,05% (37 преступлений, совершенных 43 лицами).
? Контрольные вопросы
Когда и при каких обстоятельствах наступает дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения?
За какие проступки применяются меры административного воздействия?
Каковы общие положения о возмещении вреда по ГК РФ и в чем специфика возмещения вреда по экологическому законодательству?
Какие группы экологических преступлений предусматриваются в УК РФ?
Каковы преимущества и недостатки каждого вида юридической ответственности в области охраны окружающей среды?
Темы рефератов
Понятие экологического правонарушения и его виды.
Соотношение и перспективы развития различных видов юридической ответственности в области охраны окружающей среды.
Причины и меры предупреждения экологических правонарушений.
Литература
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
Гражданский кодекс РФ. Часть первая. Часть вторая.
Уголовный кодекс РФ.
Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды / Отв. ред. О. С. Колбасов, Н. И. Краснов. М.: Наука,1985.
Экологические преступления в России и прокурорский надзор в сфере охраны окружающей природной среды. М., 1996.
Боголюбов С. А. Злостного загрязнителя окружающей среды можно даже разорить // Известия. 1995. 5 апр.
Васильева М. И. Судебная защита экологических прав. Правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда. М., 1996.
Жевлаков Э. Н. Экологические преступления и экологическая преступность. М., 1996.
Селиванов Н. А., Скоромников К. С. Расследование преступных загрязнений природной среды. М., 1994.
Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М.,1998.
Шемшученко Ю. С.,Мунтян В. Л.,Розовский Б. Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Киев: Наукова думка, 1978.
Криминологические и правовые проблемы обеспечения экологической безопасности. М., 1996.
Анализ динамики экологических преступлений // Зеленый мир, 1998 № 9.
Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. / Под ред. М. С. Студеникиной и др. Гл. 7. М., 1997.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Гл. 26. М., 1997.
Особенная часть
___________________________________________________________________
Управление земельным фондом. – Общие экологические требования. – Экологические требования к земледельцам. – Значение земельной реформы.
___________________________________________________________________
Управление земельным фондом
(классификация земель; роль целевого назначения земель; органы государственного управления земельным фондом)
Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Хотя собственность и иные права на земельные участки осуществляются в разных формах, общество несет ответственность за их состояние, использование и охрану. Государственным органам принадлежит ведущая роль в обеспечении охраны и рационального использования земель – они организуют и осуществляют землеустройство, земельный кадастр и мониторинг земель, государственный контрольза использованием земель, разрешают земельные споры.
Классификация земель
Важной прерогативой управления земельным фондом является классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения. Это позволяет обществу, во-первых, находиться у истоков определения назначения земель, не допускать без достаточных оснований перевод их из одной категории в другую, а во-вторых, осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения.
Стабильность целевого назначения земель, сохранение прежде всего сельскохозяйственных земель, а также недопущение их необоснованного перевода в менее эффективные формы использования всегда являлось краеугольным принципом российского земельного права.
К землям сельскохозяйственного назначения относятся пашня, выгон, сенокос, сад, огород, используемые в качестве главного средства сельскохозяйственного производства. Площадь земель, предоставленных для сельскохозяйственного производства, ежегодно сокращается на сотни тысяч гектаров, что не может не вызывать тревогу, заставляет предпринимать усилия по обеспечению экологической и продовольственной безопасности страны.
Второй категорией земель являются земли населенных пунктов – поселений. Они используются как пространственный базис для проживания, строительства зданий, сооружений, удовлетворения культурно-бытовых нужд населения.
Индустриализация и научно-технический прогресс обусловили выделение земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (ранее они назывались землями специального назначения).
Самой большой категорией земельного фонда по площади считаются земли лесного фонда, режим которых подчиняется правилам использования, охраны и воспроизводства лесов, на них произрастающих. К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, водоохранные зоны, прибрежные полосы. Близки к ним по режиму использования земли особо охраняемых территорий – природоохранного, заповедного, рекреационного, историко-культурного назначения. Резервом являются земли запаса.
|