Тема 17. Правовой режим экологически неблагоприятных Территорий.
Понятие и виды экологически неблагоприятных территорий.
Правовой режим зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной ситуации.
Правовые, экологические, организационные меры восстановления нарушенного состояния окружающей среды на экологически неблагоприятных территориях.
Специальные экологические программы реабилитации радиационно-загрязненных участков территории.
Тема 18. Правовое регулирование обращения
С отходами производства и потребления.
Правовое регулирование в области обращения с отходами. Понятие и виды отходов. Принципы государственной политики в области обращения с отходами.
Экологические требования при:
а) проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы;
б) эксплуатации предприятий и иных объектов, связанной с обращением с отходами;
в) организации и деятельности объектов размещения отходов;
г) обращении с отходами на территории поселений;
д) обращении с опасными отходами и их транспортировке. Правила трансграничного перемещения отходов.
Правовое регулирование обращения с опасными веществами. Понятие опасного вещества. Понятие вредного вещества. Понятие токсичного и высокотоксичного вещества. Правовые меры охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов.
Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами и опасными веществами.
Ответственность за нарушение требований экологического законодательства при обращении с отходами и опасными веществами.
Тема 19. Эколого-правовой режим континентального шельфа,
Исключительной экономической зоны, внутренних морских вод
И территориального моря Российской Федерации.
Определение и границы континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Права и юрисдикция Российской Федерации на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
Экологические требования при изучении, разведке и разработке минеральных ресурсов, изучении и промысле живых ресурсов континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации. Правила и нормы рационального использования, сохранения и воспроизводства живых ресурсов в этих регионах.
Порядок захоронения отходов и сброса вредных веществ на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне, внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации.
Государственные экологическая экспертиза, экологический контроль и мониторинг состояния континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.
Ответственность за нарушение требований экологического законодательства при осуществлении пользования природными ресурсами континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.
Раздел VI. Международное сотрудничество.
Международное экологическое право
Тема 20. Международное сотрудничество в области охраны
Окружающей среды. Международное экологическое право.
Правовое регулирование отношений в области охраны
Окружающей среды в зарубежных странах.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, охраны Мирового океана, околоземного космического пространства, Арктики, Антарктики, климата, озонового слоя Земли и других объектов.
Международные природоохранительные организации. Международные конференции по охране окружающей среды.
Международное сотрудничество членов СНГ в области охраны окружающей среды.
Принципы международной охраны окружающей среды. Источники международного экологического права. Международные договоры и иные международные документы по вопросам охраны окружающей среды.
Понятие и система международного экологического права.
Субъекты и объекты международного экологического права.
Ответственность по международному экологическому праву.
Основы правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды: а) в государствах-участниках Содружества Независимых Государств; б) в странах с развитыми рыночными отношениями; в) в развивающихся странах.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тематика семинарских занятий определена в соответствии с программой курса «Экологическое право» и государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначена для обеспечения практического изучения курса студентами юридического факультета РГТЭУ. Практические занятия проводятся в тесной координационной увязке с лекционным учебным материалом аудиторных занятий, а также с учетом необходимости обеспечения в определенной мере специфики подготовки специалистов торгово-экономического профиля и сфер их будущей трудовой деятельности.
Целью проведения семинарских занятий по курсу «Экологическое право» является приобретение студентами необходимых профессиональных знаний по изучаемой проблематике и их углубление, соединение книжных познаний с реальными фактами жизни, выработка навыков анализа и толкования нормативных правовых актов применительно к конкретным общественным отношениям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. При этом прикладной аспект обучения естественно и разумно должен рассматриваться в качестве основы дальнейшего творческого совершенствования личности, возможности самовыражения, привития культуры общения, диалога и состязательности мнений и позиций, развития логического мышления, умения говорить в обстановке заинтересованного общественного внимания. Данные обстоятельства предопределяют необходимость усиления познавательной активности студентов, нацеленность на самостоятельный поиск дополнительной информации в библиотеках, правовых информационных системах, книжных магазинах, способствуют повышению мотивации к учебе, активизации учебной деятельности и заинтересованности в ее результатах. В этих целях на семинарских занятиях закрепляются теоретические основы курса «Экологическое право» посредством практики заслушивания докладов студентов по отдельным темам, контрольным вопросам курса, эколого-правовой характеристики конкретных нормативных правовых актов и регулируемых ими общественных отношений. Этому способствует широкий выбор учебной и научной литературы, базовых нормативно-правовых источников и обзоров практики их применения.
Практическая направленность семинарских занятий достигается посредством решения конкретных задач, проведения контрольных работ, использования элементов ролевых (деловых) игр, имитации проведения судебных разбирательств по спорным ситуациям, возникающим в сфере охраны окружающей среды, информации о вновь принятых актах экологического и иного законодательства, изучения решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов первой инстанции, а также высших судебных органов.
В этих же целях осуществляется контроль посещения занятий и активности участия в них студентов, проверка самостоятельной работы студентов, проводятся консультации. Безусловно, важным в данном процессе следует считать личный пример преподавателя, его профессиональное и педагогическое мастерство, убежденность, активная позиция, настрой на позитивное общение. При этом журнал преподавателя становится важным методологическим и контрольным документом. По его данным проводится аттестация студентов, решается вопрос о допуске студентов к экзамену. Те из них, которые недостаточно присутствовали на семинарских занятиях или не отличались активностью в обсуждении тематики семинаров, должны отрабатывать материалы самостоятельно и отчитываться перед преподавателем посредством дополнительных выступлений, написания рефератов, выполнения контрольных работ и других тематических заданий по изучаемой дисциплине.
По окончании цикла семинарских занятий студенты должны знать основные теоретические понятия, категории, институты и нормы экологического права как важнейшего, необходимого и полезного инструмента регулирования общественных отношений, базовые законы и иные нормативные правовые акты экологического, природоресурсного и иного смежного законодательства в их взаимосвязи с нормами других отраслей российского законодательства.
Студенты также должны уметь анализировать учебную и научную литературу, адекватно толковать нормы экологического законодательства и критически оценивать их использование в правоприменительной практике, быть подготовленными к правильному разрешению на основе аргументированной правовой позиции практических ситуаций, складывающихся в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, и особенно в области обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и защиты законных интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности с учетом ее отрицательного влияния на природные ресурсы, объекты и экологические системы.
|