Тема 21. Правовое регулирование использования и охраны лесов
Задачи.
1. Постановлением правительства Нижегородской области от 18 августа 2009 г. N 611 утверждена Методика определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка и расчета контрактных цен на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в Нижегородский областной суд, просил признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу данное постановление в части слов "определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка и" в названии и в тексте постановления, в названии Методики и в тексте пункта 1.1 раздела 1 Методики, а также раздел 2 Методики полностью.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что расчет начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, определенный Методикой, в оспариваемой части не соответствует требованиям статей 73, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Считал, что полномочия по установлению арендной платы за лесные участки, находящиеся в федеральной собственности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации не переданы, а потому оспариваемое постановление принято правительством Нижегородской области с превышением предоставленных ему полномочий.
Правительство Нижегородской области с заявлением не согласилось.
Решите дело по существу.
2. 30 ноября 2009 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 815, которым утвержден Порядок установления региональных повышающих коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Татарстан.
Постановление официально опубликовано в издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 9 декабря 2009 года, N 46, ст. 1983.
В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка он определяет механизм установления региональных повышающих коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Татарстан.
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением о признании данного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан недействующим, ссылаясь на его противоречие требованиям статьи 73 Лесного кодекса РФ, согласно которым для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные ставки определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310.
Учитывая, что полномочия по установлению арендной платы за лесные участки, находящиеся в федеральной собственности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации не переданы, оспариваемое постановление принято Кабинетом Министров Республики Татарстан с превышением предоставленных ему полномочий.
Решите дело по существу.
2.Абзацем 7 статьи 22 Закона Кировской области "Об областном бюджете на 2007 год" установлен норматив отчислений в доход целевого бюджетного фонда охраны окружающей природной среды и природопользования Кировской области на 2007 год по лесным податям, зачисляемым в областной бюджет.
Подпунктом 1.5 Приложения N 17 указанного Закона определены платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню в сумме 4217 тыс. рублей.
Прокурор Кировской области обратился в суд с заявлением о признании указанных положений нормативного правового акта противоречащими федеральному законодательству и недействующими, ссылаясь на то, что статьями 1, 2 и 12 Федерального закона N 201-ФЗ от 4 декабря 2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" такой вид платежа за пользование лесным фондом как лесные подати с 1 января 2007 г. упразднен.
В соответствии со ст. 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ) неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются, в том числе, за счет платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, - по нормативу 100 процентов с 1 января 2007 г.
Виды платы за использование лесов установлены ст. 94 Лесного кодекса Российской Федерации: арендная плата и плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
По мнению прокурора, оспариваемыми положениями Закона Кировской области в источник доходов целевого бюджетного фонда охраны окружающей среды и природопользования Кировской области на 2007 год включен не предусмотренный действующим законодательством вид платы за использование лесов.
В соответствии со ст. 4 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 5, 46 Устава Кировской области от 27 марта 1996 г. N 12-30 нормативные правовые акты органов государственной власти области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству.
Разрешите дело по существу.
Тема 22. Правовое регулирование использования и охраны животного мира
Вопросы для обсуждения
Задачи
1. Государственные и общественные охотничьи инспектора сообщили прокурору, что при обходе охотничьих угодий они обнаружили много погибших белок и лис без признаков огнестрельных ранений. Они полагают, что животные погибли от отравления ядохимикатами, которые накануне применялись сельскохозяйственной авиацией.
Какие решения в связи с этим сообщением могут быть приняты прокурором?
2. Пастухи обнаружили в 10 км от главной усадьбы в степи 67 убитых из огнестрельного оружия сайгаков и сообщили об этом директору агрофирмы, который, в свою очередь, проинформировал о случившемся начальника РОВД.
Какими могут быть действия начальника РОВД в указанной ситуации?
Как и кем может быть определен материальный ущерб, причиненный уничтожением сайгаков?
3. Гражданин Зайцев, располагая незарегистрированным нарезным оружием и не имея лицензии (путевки), в охотничьих угодьях отстрелил двух медведей и пытался их вывезти на собственной автомашине, но был задержан общественным охотничьим инспектором.
Какую ответственность должен понести Зайцев?
4. На прием к адвокату пришел гражданин Капельман и рассказал, что несколько дней назад он следовал ночью на личном автомобиле «Тойота» по шоссе со скоростью примерно 60 км/ч, с включенными фарами. Дорогу впереди стал неожиданно пересекать лось. Несмотря на экстренные меры торможения, избежать наезда на лося не удалось. В результате лось погиб, а автомашине причинены поломки на сумму примерно 60 тыс. р. Госохотинспекция предъявила к нему в суде иск. Капельман интересуется, вправе ли он обратиться в суд о взыскании с Госохотинспекции стоимости ремонта автомобиля.
Со ссылкой на закон дайте ответ Капельману.
5. Машинист пассажирского поезда, увидев оленей, переходящих путь, прибегнул к экстренному торможению. Но избежать наезда он не смог, и два оленя погибли. Из-за наезда на 3 часа остановилось движение поездов. Отделение железной дороги предъявило иск к органам охоты о возмещении понесенных убытков.
Вправе ли органы охоты предъявить встречный иск к отделению железной дороги?
6. Районный инспектор рыбоохраны Охотников предложил гражданину Карасеву добровольно возместить материальный ущерб в сумме 3 тыс. 600 р., причиненный выловом недозволенными орудиями лова 9 окуней и 12 щук. От добровольного возмещения названной суммы Карасев отказался, в связи с чем было направлено исковое заявление в суд. В судебном заседании представитель истца — районной инспекции рыбоохраны поддержал исковые требования, а ответчик их не признал, сославшись на то, что за незаконный улов уже был оштрафован инспектором на 500 р., которые он уплатил, выловленная рыба у него изъята и реализована через магазин, а, кроме того, в Таксах для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконными выловом или добычей водных биологических ресурсов, окунь и щука не отнесены к ценным видам рыб.
Примите решение в роли судьи.
7. Гражданин Ковалев незаконно выловил четыре икряных осетра и был задержан общественными инспекторами рыбоохраны.
К какому виду ответственности может быть привлечен Ковалев?
В каком размере ему надлежит возместить ущерб?
Исключается ли из суммы ущерба сумма, полученная от реализации через торговую сеть выловленных Ковалевым осетров?
8. Как установлено в ходе прокурорской проверки, дорожно-строительное управление взамен разрушенного моста через реку Быстрая соорудило временную дамбу, перекрыв тем самым пути движения к нерестилищу осетрам. В результате этого погибло несколько тысяч осетров. Последнее отрицательно скажется на воспроизводстве осетров. По подсчетам специалистов, ущерб составляет 18 млн р.
Нормы каких законов нарушены? Как на эти нарушения должен реагировать прокурор?
9. В результате сброса химическим комбинатом неочищенных сточных вод погибла рыба. Районная инспекция рыбоохраны предъявила к комбинату претензию о возмещении ущерба в сумме 18 млн р. Считая эту сумму завышенной, директор завода обратился с жалобой в природоохранную прокуратуру и пояснил, что завод согласен возместить ущерб, но на меньшую сумму.
Какое решение следует принять прокурору? Как определяется ущерб, причиненный запасам пресноводной рыбы?
|