Экологизация законодательства Право собственности на природные ресурсы
Под понятием права собственности на природные ресурсы имеются в виду:
qсовокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в статьях 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах (право собственности в объективном смысле)',
qсовокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности (право собственности в субъективном смысле);
qправоотношение, возникающее между собственником и иными лицами.
Согласно Конституции РФ (ст. 9) земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Частная собственность стоит на первом месте, чем подчеркивается ее ведущее значение. Эта форма предстает в двух видах - индивидуальной и коллективной.
Государственная форма собственности на землю и другие природные ресурсы лишилась своего монопольного положения, своей исключительности. Но она продолжает пока что сохранять свое господствующее положение в общем объеме земельной собственности и собственности на недра.
Муниципальная форма земельной собственности - новая форма собственности для российского законодательства. Она не рассматривается в качестве разновидности государственной. Вместе с тем закон не относит ее к видам частной собственности.
Субъектами права собственности, то есть носителями прав и исполнителями обязанностей, являются граждане и юридические лица, включая иностранцев, если они на территории РФ ведут инвестиционную деятельность путем создания или приобретения предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу.
В государственной и муниципальной собственности круг субъектов предопределен законом. Субъектами права государственной собственности являются органы представительной и исполнительной власти федерации, республик, входящих в состав федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Субъектами права муниципальной собственности выступают представительные и исполнительные органы самоуправления городов и районов.
Существуют два способа приобретения прав на землю и другие природные ресурсы: административно-правовой и гражданско-правовой.
Административно-правовой способ выражается в предоставлении земель и природных ресурсов:
qв собственность;
qво владение;
qв пользование;
qв аренду.
К гражданско-правовому способу относятся:
qкупля-продажа, купля-продажа по конкурсу, купля-продажа с аукциона;
qприватизация;
qвыдел доли;
qвыкуп залога;
qдолгосрочная аренда;
qнаследование.
Основания прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы:
qпо объективным причинам: добровольный отказ (продажа, дарение и т. д.), ликвидация предприятия, смерть собственника, изъятие для государственных надобностей;
qнесоблюдение условий пользования: неуплата налогов, нерациональное использование земли и других природных ресурсов, неосвоение земельного участка;
qнарушение законодательства: нецелевое использование, невыполнение обязанностей по охране природных ресурсов, нарушение экологических требований.
Содержание права собственности на природные объекты
Содержание права собственности на землю и иные природные объекты выражается в трех правомочиях: праве владения, праве пользования и праве распоряжения.
Право владения природными объектами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, удержание в обладании.
Владение землей и природными объектами может быть полным и частичным.
Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект находится на территории данной республики и иного автономного образования.
Если же природный объект находится на территории двух или нескольких субъектов РФ, то порядок владения осуществляется по достигнутому между ними соглашению, а при необходимости - с участием РФ.
Право владения землей и природными объектами является абсолютным, то есть распространяется на все земельные участки и природные объекты, находящиеся на территории соответствующих субъектов федерации - собственников данного земельного массива.
Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить либо запретить доступ граждан или организаций на данный природный объект или определенные виды их хозяйственной деятельности.
Право владения землей и природными объектами является юридической базой для пользования и распоряжения указанными объектами, поскольку для того, чтобы эксплуатировать тот или иной природный объект, необходимо иметь статус владения на него.
Право пользования землей и природными объектами составляет второе самостоятельное правомочие собственника данных объектов и выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества.
Органы местного самоуправления реализуют право собственности через государственные предприятия, учреждения, организации либо путем передачи природных объектов в пользование гражданам и негосударственным организациям.
Право пользования землей и другими природными объектами имеет две основные стороны.
qустановление для экологопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;
qвзимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и рентных платежей.
Право распоряжения собственника землей и природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу имущества, то в отношении природных объектов больше подходит термин "определение юридического статуса природного объекта".
Юридический статус объекта, назначаемый государством как собственником, имеет две стороны:
qкатегоризацию объекта по основному целевому назначению;
qопределение непосредственного целевого назначения природного объекта при передаче его в собственность, во владение, пользование или аренду конкретному лицу (гражданину, организации).
Категоризация природных объектов имеет место в отношении практически всех природных объектов:
qземли подразделены на семь категорий;
qполезные ископаемые - на две категории (общераспространенные и не относящиеся к таковым);
qводные объекты категоризированы в зависимости от пригодности для питьевых и бытовых нужд населения, для лечебных, различных народнохозяйственных целей и т. п.
Категоризация природных объектов является первым этапом распоряжения природными объектами, и на этом этапе распорядительное действие собственника как бы ставит общегосударственный интерес над ведомственным.
Вторым этапом распоряжения природными объектами является распределение и перераспределение их между собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами. Он может иметь следующие разновидности:
qпредоставление природных объектов в собственность, аренду и пользование, осуществляемое с соблюдением установленных законом процедур;
qизъятие природных объектов, осуществляемое также с соблюдением определенных правил;
qобмен природными объектами между собственниками, пользователями и арендаторами и возникающее в связи с этим переоформление титулов владения объектом, расчетов между субъектами права экологопользования и т. п.
Экологизация законодательства
Экологизацией законодательства называется процесс внедрения экологических требований в законодательные и иные нормативные акты, регулирующие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую природную среду.
Экологизация как деятельность по внедрению экологических требований охватывает практически все сферы производственной, общественной и бытовой жизни. Это вытекает из приоритетов законов развития природы, которые мы должны соблюдать в ходе хозяйственной и всякой другой практической деятельности, влияющей на состояние естественной среды обитания человека.
Цель экологизации законодательства - насытить правила и нормы проектирования экологическими требованиями, сделать эти требования составной частью всей проектировочной, строительной, эксплуатационной деятельности.
Формами экологизации являются соответствующие правовые акты или нормативные документы, содержащие технические, технико-экономические и другие нормы и правила. К их числу принадлежат численные санитарные, строительные, технологические, градостроительные и т д. нормативы, утверждаемые компетентными органами.
Один из методов экологизации относится к сфере применения норм права, другой - к их созданию.
Особенность первого метода заключается в том, что путем применения права экологизируется не сама норма того или иного закона, а то правоотношение, которое возникает в процессе ее выполнения.
Суть второго метода экологизации законодательства заключается в создании новых правовых норм или технико-экономических нормативов путем включения в ткань их материи эколого-правовых постулатов. Данный метод является основным в экологизации законодательства Объектами такого экологического воздействия являются различные отрасли законодательства и прежде всего те, которые регулируют хозяйственную деятельность.
|