Теоретические занятия (лекция) - 2 часа. Лекция 1.Основы управления в области охраны окружающей среды
1. Понятие и основные функции управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
2. Система органов управления природопользованием и охраной окружающей среды (органы общей и специальной компетенции).
3. Понятие и виды экологического контроля. Экологический мониторинг.
4. Понятие, принципы и виды государственной экологической экспертизы.
Под административно-правовым (организационно-правовым) механизмом охраны окружающей среды понимается самостоятельный институт российского экологического права, представляющий собой систему эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива. Под экологическим императивом понимают приказ, требование по неукоснительному соблюдению правил рационального природопользования и охраны окружающей природной среды.
Основными задачами, решаемыми в рамках административно-правового механизма, являются:
- обеспечение законности и справедливости в государственном регулировании рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- обеспечение приоритета охраны окружающей среды перед экономической целесообразностью;
- обеспечение плановости государственного регулирования природопользования и охраны природной среды;
- обеспечение оптимального сочетания государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды с местным самоуправлением.
Формой реализации административно-правового механизма в практической жизни является управление процессами охраны окружающей среды и регулирование со стороны государства, органов местного самоуправления и общественности.
Выделяют два вида управления в области охраны окружающей среды: общее и специальное.
Общее управление носит территориальный характер. Оно распространяется на всех юридических и физических лиц в пределах территории страны, субъекта РФ или территории местного самоуправления.
Специальное управление в области охраны окружающей среды осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы исполнительной власти, для которых реализация соответствующих экологических функций управления является главной задачей.
Соответственно этому в систему органов управления в области охраны окружающей среды входят органы общей компетенции и органы специальной компетенции, которые официально называют специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды (сокращенно природоохранные органы).
К органам общей компетенции относятся:
1) на федеральном уровне – органы государственной власти Российской Федерации (Федеральное собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ); на данном уровне это прежде всего Правительство Российской Федерации.
2) на региональном уровне – органы государственной власти субъектов Российской Федерации (Законодательные собрания и иные органы законодательной власти субъектов РФ; президенты, правительства, администрации и иные органы исполнительной власти субъектов РФ).
3) на местном уровне – органы местного самоуправления (администрации городов, районов, сельских поселений и других органов местного самоуправления).
В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» произошла реорганизация ранее существовавшей системы органов специальной компетенции в области охраны окружающей среды. В настоящее время к таким органам относятся:
1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (МПР России), которое занимает главное место в системе исполнительных органов государственной власти специальной компетенции в области охраны окружающей среды. Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 160 «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации»3 установлено, что это министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
МПР России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы),
Федерального агентства по недропользованию (Роснедра).
Задачи экологического контроля сформулированы в ст. 64 Закона об охране окружающей среды. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти ее субъектов, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов в данной области, а также обеспечения экологической безопасности. Закон различает следующие виды экологического контроля: государственный, производственный и общественный контроль.
Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ (ст.65). Эту функцию осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Особо следует отметить, что запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов.
В ст. 66 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды. Их решения могут быть обжалованы в соответствии с законодательством РФ.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в данной области (ст.67).
Муниципальный контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 68).
Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 68). Этот вид контрольной деятельности реализуется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
3) проекты соглашений о разделе продукции;
4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
7.2) проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности;
8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
|