Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Теоретические занятия (лекция) - 2 часа.

Лекция 1.Основы управления в области охраны окружающей среды

1. Понятие и основные функции управления в области природопользования и охраны окружающей среды.

2. Система органов управления природопользованием и охраной окружающей среды (органы общей и специальной компетенции).

3. Понятие и виды экологического контроля. Экологический мониторинг.

4. Понятие, принципы и виды государственной экологической экспертизы.

 

Под административно-правовым (организационно-правовым) механизмом охраны окружающей среды понимается самостоятельный институт российского экологи­ческого права, представляющий собой систему эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленно­го в законе экологического императива. Под экологическим императивом понимают приказ, требование по неукоснительному соблюдению правил ра­ционального природопользования и охраны окружающей природной среды.

Основными задачами, решаемыми в рамках административно-правового механизма, являются:

- обеспечение законности и справедливости в государственном регули­ровании рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- обеспечение приоритета охраны окружающей среды перед экономической целесообразностью;

- обеспечение плановости государственного регулирования природо­пользования и охраны природной среды;

- обеспечение оптимального сочетания государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды с местным само­управлением.

Формой реализации административно-правового механизма в практиче­ской жизни является управление процессами охраны окружающей среды и регулирование со стороны государства, органов местного само­управления и общественности.



Выделяют два вида управления в области охраны окружающей среды: общее и специальное.

Общее управление носит территориальный характер. Оно распространяется на всех юридических и физических лиц в пределах террито­рии страны, субъекта РФ или территории местного самоуправ­ления.

Специальное управление в области охраны окружающей среды осуществляют специально уполномоченные на то государствен­ные органы исполнительной власти, для которых реализация соответствующих экологических функций управления является главной зада­чей.

Соответственно этому в систему органов управления в области охраны окружающей среды входят органы общей компетенции и органы специальной компетенции, которые официально называют специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды (сокращенно природоохранные органы).

К органам общей компетенции относятся:

1) на федеральном уровне – органы государственной власти Российской Федерации (Федеральное собрание РФ, Прези­дент РФ, Правительство РФ); на данном уровне это прежде всего Правительство Российской Федерации.

2) на региональном уровне – органы государственной власти субъектов Российской Федерации (Законодательные собрания и иные органы законодательной власти субъектов РФ; президенты, правительства, администрации и иные органы исполнительной власти субъектов РФ).

3) на местном уровне – органы местного самоуправления (администрации городов, районов, сельских поселений и других органов местного самоуправления).

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» произошла реорганизация ранее существовавшей системы органов специальной компетенции в области охраны окружающей среды. В настоящее время к таким органам относятся:

1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (МПР России), которое занимает главное место в системе исполнительных органов го­сударственной власти специальной компетенции в области охра­ны окружающей среды. Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 160 «Вопросы Министерства природных ре­сурсов Российской Федерации»3 установлено, что это мини­стерство является федеральным органом исполнительной влас­ти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере при­родопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

МПР России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:

Федеральная служба по гидрометеорологии и монито­рингу окружающей среды (Росгидромет);

Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);

Федерального агент­ства водных ресурсов (Росводресурсы),

Федерального агентства по недропользованию (Роснедра).

Задачи экологического контроля сформулированы в ст. 64 Закона об охране окружающей среды. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государ­ственной власти РФ, органами государственной власти ее субъектов, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том чис­ле нормативов и нормативных документов в данной области, а также обеспечения экологической безопасности. Закон различает сле­дующие виды экологического контроля: государственный, про­изводственный и общественный контроль.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществ­ляется федеральными органами исполнительной власти и орга­нами исполнительной власти субъектов РФ (ст.65). Эту функцию осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере приро­допользования и Федеральная служба по экологическому, тех­нологическому и атомному надзору.

Особо следует отметить, что запрещается совмещение функ­ций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

В ст. 66 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены права, обязанности и ответственность государственных инспек­торов в области охраны окружающей среды. Их решения могут быть обжалованы в соответствии с законодательством РФ.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях обеспечения выполнения в про­цессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по ох­ране окружающей среды, рациональному использованию и вос­становлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установлен­ных законодательством в данной области (ст.67).

Муниципальный контроль на территории муниципального об­разования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законо­дательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 68).

Общественный экологический контроль осуществляется в це­лях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 68). Этот вид контрольной деятельнос­ти реализуется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражда­нами в соответствии с законодательством. Результаты обще­ственного экологического контроля, представленные в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправле­ния, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, уста­новленном законодательством.

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) проекты соглашений о разделе продукции;

4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;

5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";

7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

7.2) проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности;

8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.