Право человека на благоприятную окружающую среду Это право принадлежит к числу общечеловеческих ценностей, естественных прав человека и гражданина, затрагивающих самые основы его бытия, связанные с поддержанием материальных и духовных условий жизни.
Одним из основных международных документов по вопросам экологии является Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на конференции ООН is Рио-де-Жанейро (1992). Принцип 1 Декларации гласит: «Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой». Принятие Декларации стало важнейшим этапом в международно-правовом признании права человека на жизнь в благоприятных условиях окружающей среды.
Конституция РФ в статье 42 закрепила экологические права граждан. Данная статья включает, по существу, три самостоятельных, но неразрывно связанных между собой экологических прав человека и гражданина:
1) на благоприятную окружающую среду,
2) на достоверную информацию о ее состоянии и
3) на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В Законе «Об охране окружающей среды» благоприятная окружающая средаопределяется как среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Это общее юридическое определение. Существует также более конкретное, научное определение этого понятия. Среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве нормативам, касающимся ее:
а) чистоты (незагрязненности),
б) ресурсоемкости (неисчерпаемости),
в) видового разнообразия,
г) эстетического богатства.
Объективно человек не может не воздействовать на окружающую среду — не извлекать минеральных ресурсов, не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие вещества и т. д. Проблема заключается в том, чтобы были установлены научно обоснованные пределы(нормы) такого воздействия. С этой целью экологическое право устанавливает так называемое экологическое нормирование, т. е. закрепленные в правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на среду.
Основным документом, закрепившим требования по экологическому нормированию, является Закон «Об охране окружающей среды». В главе V «Нормирование в области охраны окружающей среды» определена система экологических нормативов, куда входят: нормативы качества окружающей среды, нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) и нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.
Коротко поясним, что нормативы качества — это нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий (например, ПДК двуокиси азота (N02) в атмосфере воздуха не должно превышать 0,085 мг/м3, соляной кислоты (НС1) — 0,2 мг/м3 и т. д.).
Нормативы ПДВ фактически помогают регулировать соблюдение нормативов качества окружающей среды, поскольку устанавливают предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов веществ для различных источников воздействия на окружающую среду (ст. 23).
А нормативы допустимого изъятия природных ресурсов (ископаемых, водных, земельных, лесных, животного мира и т. д.) устанавливаются с целью предупредить их истощение. Такие нормативы разрабатываются с учетом возможностей воспроизводства (ст. 26), но, к сожалению, далеко не всегда осуществляются на практике.
Следует отметить, что, по мнению правоведов, не все экологические нормативные акты приведены в соответствие с требованиями Закона «Об охране окружающей среды». Так, в Законе «О недрах» все еще отсутствуют требования о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. Ученые связывают такие правовые пробелы с отсутствием государственной воли на запрет безразмерной добычи ресурсов для продажи за рубеж. Отвечает ли такое положение вещей интересам общества, особенно интересам будущих поколений? К чему ведет страну, ее экономику подобное «ресурсоограбляющее» развитие? Как экологическое право может воздействовать на сложившуюся ситуацию? Подумайте, найдите свои аргументы.
Для удовлетворения эстетических потребностей человека и сохранения видового разнообразия выделяются особо охраняемые природные территории — заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады, курортные зоны и т. д.
Право на информацию также является основополагающим правом личности и провозглашается во Всеобщей декларации прав человека. Конституция РФ (ст. 42) закрепляет право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Оно закреплено в ряде федеральных законов и прежде всего в Законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11).
Информация как юридическое понятие — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Достоверной информацией о состоянии окружающей среды являются сведения, которые отражают реальное, неискаженное со стояние окружающей среды. Такой информацией в первую очередь располагают государственные органы, имеющие специальные полномочия в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов (Министерство природных ресурсов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и др.).
Право на информацию конкретизируется также в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» (1995). Этот закон устанавливает, во-первых, что пользователи информации (это могут быть организации, а также граждане) обладают равными права ми на доступ к государственным информационным ресурсам (за исключением информации с ограниченным доступом). И во-вторых, что на органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность создавать доступные для каждого информационные ресурсы и в пределах своей компетенции осуществлять информационное обеспечение пользователей. Закон запрещает ограничивать доступ к информации о чрезвычайных ситуациях, которая необходима для обеспечения безопасности граждан.
Для тех, кто внимательно изучал историю, не секрет, что в нашей стране долгие годы процесс распространения информации был под властью государства. Получение гражданами достоверной информации нередко полностью исключалось. К числу самых страшных примеров молено отнести сокрытие властями информации о крупнейшей в нашей истории аварии на складе радиоактивных веществ производственного объединения «Маяк» под Челябинском в 1957 г. Население своевременно не предупредили. Сегодня трудно подсчитать число погибших и пострадавших от радиации. Их тысячи. История повторилась в 1986 г. в Чернобыле: власти почти неделю скрывали информацию о взрыве на одном из реакторов АЭС, а когда скрывать стало уже невозможно, не сочли нужным объяснить, в чем состоит опасность радиоактивного излучения. Тысячи людей стали жертвами радиации. Такова трагическая плата за нарушенные права человека.
Конституция РФ (ч. 3, ст. 41) установила ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. У вас есть возможность самим судить о том, как выполняется эта статья.
|