Обратная связь
|
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ И ЛЕСОСПЛАВ За годы Советской власти внутренний водный транспорт претерпел существенные изменения. Увеличилась протяженность внутренних водных путей более чем в два раза. Построены ряд крупных транспортных каналов: Беломорско-Балтийский, имени Москвы, Волго-Донской, Волго-Балтийский. Построенные на Волге, Днепре, Дону гидроузлы обеспечили единые глубины на протяжении большей части рек порядка З..Д25 м, что позволило эксплуатировать на внутренних водных путях современные крупнотоннажные суда и большегрузные толкаемые составы. Построенные судоходные каналы и ГЭС являются основными частями Единой водно-транспортной системы европейской части СССР.
Всего для водного транспорта используется 142 тыс. км искусственных путей, из которых 83,1 тыс. км имеют гарантированные глубины. В общем объеме перевозок всеми видами транспорта объем перевозок водным транспортом невелик, всего 4%, но в абсолютных цифрах грузооборот водного транспорта составляет 245 млрд. т и объем перевозок 568 млн. т. Водный транспорт играет существенную роль в перевозках по стране, особенно массовых грузов, которые не требуют повышенной скорости доставки и допускают сезонность перевозок.
В европейской части страны, где имеется широко развитая сеть железных и автомобильных дорог, водный транспорт играет меньшую роль, но в Сибири и на Дальнем Востоке водный транспорт является основным.
Дальнейшее развитие водного транспорта должно идти в направлении обеспечения гарантированных глубин 3,5...4,0 м, с тем чтобы можно было широко внедрять сквозные перевозки без перевалки груза на судах типа «река — море». Это позволит сократить время доставки грузов из глубинных районов страны в морские порты из определенных стран, прежде всего Балтийского бассейна, и снизить стоимость перевозок.
Для обеспечения сквозного движения по водным путям крупнотоннажных судов необходимо произвести реконструкцию существующих путей, в том числе и искусственных, и построить ряд транспортных гидроузлов, например в нижнем течении Дона, где уже строится Константиновский и готовится к строительству Богаевский.
Предусматривается строительство водно-транспортных сооружений на Волго-Балтийском судоходном канале, на Днепре, на Волге и Каме. В перспективе необходимо будет построить судоходные шлюзы на гидроузлах сибирских рек: Иркутском, Братском, Усть-Илимском и Саяно-Шушенском.
Развитие водного транспорта должно быть увязано с интересами других участников водохозяйственных комплексов. Необходимо: увязать интересы судоходства с интересами рыбного хозяйства; оценить с точки зрения народнохозяйственной эффективности судоходные попуски в низовьях Волги, Днепра, Урала и других рек; обеспечить охрану водных ресурсов от загрязнения сбросами хозяйственно-фекальных вод, отработанных масел и других отходов; принять меры против разлива нефти и нефтепродуктов при бункеровке и их транспортировке.
Водным путем транспортируется большой объем леса, главным образом в плотах, кошелях и молем (россыпью); пока еще в меньшем объеме — на судах. Из общего объема вывозки леса 233 млн. м3 (1975 г.) объем лесосплава составил 92 млн. м3, или 39,5%. Это объясняется тем, что к лесосплавным рекам тяготеют лесные массивы объемом 16,4 млрд. м3 товарного леса, главным образом в бассейнах рек Печоры, Северной Двины, Онеги, Мезени, Оби, Енисея, Лены, Амура. Сплав леса осуществляется более чем 2000 рек, 255 озерами и 17 крупными водохранилищами. Общая протяженность сплавных водных путей составляет 142 тыс. км.
Транспортировка леса в настоящее время производится в основном самосплавом. При этом водные пути, особенно малые реки, засоряются затонувшими бревнами, корой, сучьями и другими отходами лесной промышленности. Древесина, находясь в воде, выделяет смолистые вещества, изменяющие свойства воды. Загрязнение рек лесом особенно пагубно сказывается на рыбном хозяйстве, плавающая и полузатопленная древесина засоряет приемники ГЭС, представляет опасность для судов, особенно небольших. Наибольшее загрязнение рек лесными материалами происходит при молевом сплаве, поэтому следует ограничить этот вид транспортировки леса, а впоследствии вообще от него отказаться. Наиболее перспективным является транспортировка леса на судах. Это ускоряет доставку леса к месту потребления и полностью исключает загрязнение водных путей лесом. Этому может способствовать строительство мощных предприятий по переработке леса непосредственно в местах его заготовки.
РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Рыбное хозяйство предъявляет высокие требования к водным ресурсам как в своевременном обводнении нерестилищ и мест нагула, так и особенно к их качеству.
Советский Союз обладал огромными возможностями внутренних водоемов для организации рыбного хозяйства: Каспийское, Азовское и Аральское моря, реки протяженностью ~500 тыс. км, озера площадью 24,4 млн. га, водохранилища площадью 5,6 млн. га, рыбоводные пруды площадью 350 тыс. га.
Во внутренних водоемах страны обитают самые разнообразные виды рыб, в том числе таких ценных пород, как осетровые, лососевые, сиговые, крупночастиковые и др.
Однако за последние годы вылов рыбы ценных пород значительно сократился, примерно в 2...2,5 раза. Произошли изменения в соотношении между океаническим уловом и уловом по внутренним водоемам. До 50-х годов больше половины всего улова в стране составлял улов во внутренних водоемах. За последние годы океанический улов увеличился примерно в 6 раз и в 1979 г. составил 8,0 млн. т. Валовой улов во внутренних водоемах остался на прежнем уровне—1,0...1,1 млн. т, но составил уже только 11...12% от общего улова. При этом резко ухудшился его качественный состав. Причин такого положения с уловом на внутренних водоемах несколько: загрязнение водоемов и рек сточными водами коммунальных и промышленных предприятий, животноводческих ферм и стоком с сельскохозяйственных угодий; снижение уровня воды в Каспийском и Аральском морях вследствие маловодного периода в бассейнах этих морей соответственно в 1930—1940 и в 1960— 1965 гг.; нарушение правил рыбной ловли; влияние гидротехнического строительства. Создание крупных водохранилищ в корне изменило весь режим реки, имевший место до строительства гидроузла: выше плотин затапливаются нерестилища, изменяются глубины и температура воды, появляется цветение воды; ниже плотины при заполнении весной водохранилищ обсыхают нерестилища и мелководья и приходится давать специальные попуски воды. Следует в то же время отметить, что водохранилища гидроэлектростанций являются источником промысла рыбы и дают ~70,0 тыс. т рыбы, что в несколько раз больше, чем давали те же участки реки до строительства водохранилища. При этом надо иметь в виду, что для развития молоди условия в водохранилищах зачастую неблагоприятны и поэтому для эффективного использования водохранилищ необходимо развивать строительство рыбозаводов, нерестово-выростных и нагульных хозяйств.
При заборе воды из источников для снабжения водой населенных пунктов и промышленных предприятий и для нужд орошения происходит большая потеря молоди ввиду отсутствия на этих сооружениях в большинстве случаев рыбозащитных и рыбозаградительных устройств.
Для успешного решения проблемы рыбного хозяйства необходимо осуществить ряд мероприятий. Прежде всего необходимо прекратить загрязнение водоемов и рек. Дело это трудное, дорогое, но возможное, примером тому может служить р. Москва.
Необходимо восстановить рыбохозяйственное значение Каспийского и Азовского морей. Сейчас уровень Каспийского моря повышается и против минимального положения к 1985 г. поднялся на 1,14 м, что улучшает условия существования и воспроизводства стада рыб в северной части. В Азовском море для достижения указанной цели необходимо сохранить уровень на прежней отметке и снизить повысившуюся за последние годы соленость воды до 10.
Задача эта весьма сложная. В Азовском море уровень моря может быть поддержан увеличением стока р. Дон за счет переброски воды из Волги. Более серьезная проблема — поддержание солености на уровне 10...11%0, так как в связи с уменьшением стока рек Дона и Кубани из-за их зарегулирования через Керченский пролив поступают более соленые (17,5%о) воды из Черного моря и соленость Азовского моря повысилась до 12... 13%о- Имеются предложения построить для регулирования водообмена между Азовским и Черным морями плотину в Керченском проливе, которая преградила бы путь соленым водам Черного моря в Азовское. В техническом отношении сооружение такой плотины не вызывает затруднений. Однако остается неясным вопрос о загрязнении Азовского моря. Со стоком рек Дона и Кубани в Азовское море выносится и будет выноситься значительное количество ядохомикатов с сельскохозяйственных угодий. При затрудненном водообмене через Керческий пролив появляется возможность аккумуляции этих веществ в бассейне Азовского моря, что может привести к его загрязнению. Поэтому вся эта проблема требует внимания и осторожности. Необходимы реконструкция старых и строительство новых рыбопропускных сооружений, благоприятные условия для размножения ценных рыб в низовьях рек за счет попусков воды, строительства водовредителей, как, например, в верхней части дельты Волги.
Одно из наиболее перспективных направлений повышения улова рыбы на внутренних водоемах — это создание прудового хозяйства рыбоводных заводов, рыбопитомников. В связи с этим рыбное хозяйство становится значительным водопотреблением, что должно быть учтено при составлении водохозяйственных балансов.
|
|