Предъявление клиенту окончательных предложений по осуществлению изменений. § Представление (комбинирование устного и письменного)
· Указываются методы;
· Степень риска;
· Условия, которые клиент должен создать и поддерживать
Планирование работ по осуществлению изменений.
(часто в предъявляемых предложениях отсутствует реалистичный и осуществимый план их внедрения, который заменяется статической схемой нового проекта)
o Решение (именно клиент, а не консультант должен решить какое из предложений будет выбрано и использовано. Но число важных решений, определяемых эмоциональными, а не рациональными критериями, удивительно велико)
Название и продолжительность этапа
| Основные мероприятия.
| 4. Внедрение.(от недели до месяца или
от нескольких месяцев до двух лет
в зависимости от решаемой задачи.)
| - Помощь в осуществлении
- Корректировка предложений;
- Обучение
- Поддержание нового порядка работы и контроль.
| Внедрение – кульминация усилий консультанта и клиента. Это основная цель любого консультационного задания. Если нет внедрения – процесс консультирования нельзя считать завершенным.
- Помощь в осуществлении (Роль консультанта в фазе внедрения).
o Почему консультант должен принимать участие:
§ Чем сложнее задание, тем выше вероятность того, что внедрение будет более сложным делом, чем диагностика и выработка программ действий. Представленный план или проект – это модель будущих условий и отношений, допускающая определенные формы поведения со стороны клиента и его сотрудников, а также определенные внешние и иные условия, влияющие на организацию клиента. При разработке модели консультант может ошибаться. Кроме того, многие условия могут изменяться после того, как предложения уже предъявлены и приняты. Разделение ответственности консультантом в фазе внедрения помогает преодолеть эти трудности.
§ Консультанту не следует участвовать во внедрении в следующих случаях:
· Если проблема относительно проста и не ожидается никаких технических или иных трудностей;
· Если совместная работа в фазах диагностики и выработки программ действия показывает, что клиент очень хорошо понимает проблему и может справится с внедрением без посторонней помощи.
·
§ Нежелание клиента может быть мотивировано финансовыми причинами.
Корректировка предложений (планирование и контроль за внедрением)
o Для планирования этапов мероприятий по внедрению эффективно использование сетевого планирования и построение гистограмм.
o Распределение ролей и обязанностей, для контроля за ходом изменений.
o Темп и сроки осуществления изменений планируются в соответствии с интересами клиента.
o Программа внедрения должна предусматривать контролируемые и по возможности измеримые результаты отдельных задач, операций и этапов.
o Программа внедрения должна иметь внутреннюю гибкость и возможность учета непредвиденных обстоятельств.
o Постоянное отслеживание консультантом хода внедрения.
Обучение и подготовка кадров в организации-клиенте.
o Подготовка группы для совместных действий. Опытный консультант использует любую возможность, чтобы не только передать рутинную работу (например сбор данных) персоналу клиента, но и вовлечь его в более сложные операции, требующие профессионального умения, опыта и побуждающие к самообразованию.
o Обучение новым методам и приемам, ряд подходов:
§ Подготовка консультантов без отрыва от производства;
§ Подготовка инструкторов консультантом;
§ Подготовка экспериментальных групп, которые затем будут обучать остальной персонал;
§ Официальные подготовительные курсы для работников компании;
§ Участие сотрудников в подготовительных курсах вне организации;
§ Ознакомительные программы для информирования остальных лиц в организации.
o В сложных заданиях помимо обучения конкретным методам могут понадобиться коллективные усилия по подготовке кадров, которые должны изменить принципы, стратегию, и стиль управления. Обучение конкретным видам работы должно дополняться программами, цель которых – изменить поведение. (семинары, рабочие группы, дискуссионные группы, специальные группы по работе над проектом, индивидуальная работа над проектом, обмен ролями, помощь со стороны консультанта и специалистом на самом предприятии и т.д.)
Поддержание нового порядка работы и контроль.
Для того чтобы новая система прижилась, следует ее защитить от ряда естественных опасностей:
o Откатывание назад – происходит, пока люди не забудут, что они делали до внедрения изменений.
o Необходимость своевременных мер контроля. (Через какое-то время любой элемент реорганизации начинает устаревать. Без возможности контроля способность видоизменяться и развиваться в соответствии с меняющимися обстоятельствами может исчезнуть.)
Название и продолжительность этапа
| Основные мероприятия.
| 5. Завершение (по трудозатратам до одной человеко-недели, однако по продолжительности может растянуться на год).
| - Оценка;
- Конечный отчет;
- Расчет по обязательствам;
- Планы на будущее;
- Уход консультанта.
| Каждое задание или проект должны быть доведены до конца, когда цель достигнута и помощь консультанта больше не нужна. Именно на консультанте лежит основная обязанность определить, когда и как он покинет организацию-клиента. Завершающий этап охватывает два аспекта:
1) Работа, которую консультант выполнял: завершена, будет прекращена или будет продолжаться, но без помощи со стороны консультанта.
2) При уходе консультанта завершаются взаимоотношения «консультант-клиент». Атмосфера и то, каким образом прекращаются эти взаимоотношения, будут влиять на то, хочет ли клиент продолжать данный проект и вновь обратится к данной консультирующей организации в будущем.
Планирование прекращения сотрудничества: задания завершаются раньше намеченных сроков – если работа консультанта над проектом не может быть завершена; клиент переоценил свои свои способности для завершения проекта. Задание завершается позднее намеченных сроков если консультант берет на себя технически сложный проект, не убедившись в том, что клиент достаточно подготовлен, чтобы продолжить его сам или работа нечетко сформулирована и в ходе выполнения задания возникают новые проблемы.
Оценка
Наиболее важная часть завершающего этапа любого консультативного процесса. Без неё невозможно установить, выполнены ли поставленные задачи и оправдывают ли полученные результаты затраченные на них средства. Тем не менее часто оценка не проводится, это связано с тем, что:
o Трудно оценить изменения в организационных и человеческих системах, поскольку на них действуют многочисленные факторы и сложно определить, что изменилось после консультативной работы;
o Некоторые изменения трудно определить, измерить описать и оценить.
- Кто должен проводить оценку?
o Эффективная оценка требует совместных усилий, обе стороны должны знать, достигнуты ли были цели задания и можно ли его считать успешным.
o Клиент оценивает не только задание, но также консультанта и его работу. Если клиент хочет повысить эффективность собственной работы в будущем, от проводит также самооценку своего технического и управленческого мастерства в сотрудничестве с консультантом.
o Таким же образом консультант оценивает собственную работу и действия клиента.
- Оценка преимуществ, получаемых клиентом. Преимущества – осуществленные изменения, которые должны рассматриваться как улучшение работы организации. Преимущества оцениваются путем сравнения двух ситуаций: до и после выполнения задания. Три рода преимуществ:
o Новые способности. (Новые умения и навыки, приобретаемые клиентом)
o Новые системы и формы поведения. (Информационные системы, системы маркетинга, организация семинаров, набор служебного персонала, и системы их оценки, профилактическое обслуживание и т.д.)
o Новая степень эффективности работы. (Под повышением эффективности работы понимается что изменения в способностях, системах и формах поведения вызывают соответствующие изменения в экономических, финансовых, социальных и других показателях эффективности работы.
- Оценка процесса консультирования: на эффективность процесса сильно влияют результаты выполнения задания. Основные характеристики процесса консультирования:
o Оценка плана задания (контракта) (ясность реалистичность, соответствие нуждам клиента, четкость определения целей)
o Количество и качество средств для выполнения задания.
§ Обеспечил ли консультант для выполнения задания группу требуемого размера, структуры и уровня компетентности?
§ Обеспечил ли клиент средства (людские и иные ресурсы), необходимые для выполнения задания?
o Применяемый характер (стиль) консультирования.
§ Каков был характер взаимоотношений между сторонами?
§ Существовала ли атмосфера взаимного доверия, понимания, уважения, поддержки?
§ Был ли использованный стиль управления правильным? Соответствовал ли он возможностям клиента и решаемой задаче? Были ли использованы все возможности, чтобы повысить степень участия клиента в выполнении задания? Уделялось ли соответствующее внимание проблеме подготовки кадров при выполнении задания?
o Руководство выполнением задания консультантом и клиентом. (недостатки и ошибки в первоначальном плане могли быть скорректированы и изменены в соответствии с меняющимися условиями, если оба партнера умело руководили заданием)
§ Была ли первоначальному плану присуща необходимая гибкость?
§ Как консультирующая организация осуществляла руководство и поддержку задания?
§ Как клиент контролировал выполнение задания?
§ Проводилась ли промежуточная оценка в ключевые моменты выполнения задания? Какие действия предпринимались на ее основании?
- Способы оценки.
o Опросы;
o Наблюдения;
o Беседы;
o Обсуждения на встречах
o И др. см диагноз.
Последующая работа.
o Оказание последующих услуг – бесценный источник информации о реальном воздействии выполненных работ и новых проблемах, которые могут возникнуть в организации-клиенте.
o решение о последующей оценке
o Договор на отслеживание процесса внедрения (корректировать и выявлять новые проблемы, если они возникли)
o Контракт на постоянные услуги
§ Общего характера (общие результаты, тенденции, возможности совершенствования, снабжение информацией и идеями)
§ и специального характера (информация и предложения в специальных областях: компьютерные технологии, логистика, финансовые операции, выявление новых рынков)
Заключительный отчет.
- Виды отчетов:
o Отчет о диагностическом исследовании;
o Отчет о ходе работ;
o Отчеты и документация с предложениями до внедрения;
o Заключительный отчет по заданию, подготавливаемый к моменту завершения работы в организации клиенте.
o Справочный отчет о выполнении задания, для консультирующей организации.
- Содержание отчета:
o Оценка преимуществ;
o Оценка процесса консультирования;
o Предложения клиенту;
|