Итоговая и промежуточная аттестация Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова»
Рабочая программа
Учебной практике
«Педагогическая работа»
по специальности 073401
«Вокальное искусство»
Составитель: Суханова Н.Е.
Доцент, председатель ЦК
«Вокальное искусство»
I. Пояснительная записка
Цель программы учебной практике «Педагогическая работа» по специальности 073401 «Вокальное искусство» формирование педагогических, вокально-исполнительских умений и навыков, необходимых для творческой и педагогической деятельности. Обеспечение условий для обучения будущего педагога-вокалиста, владеющего комплексом профессиональных певческих качеств и вокально-педагогических навыков.
В результате учебной практики у студента должны сформироваться следующие компетенций:
· готовность применять методики и технологии обучения сольному пению, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
· способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
· способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты
Знали:
· основы вокальной методики;
· принцип подбора репертуара, способы педагогического воздействия на голос (внимание к тесситуре, вокальные упражнения);
· голосовые дефекты и их исправление, специфику заболеваний голосов;
· особенности работы с подростками в период мутации, рабочий диапазон детских голосов.
Умели:
· формулировать и решать задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;
· осуществлять диагностику музыкального опыта студентов, их музыкальных способностей, затруднений, эстетических пристрастий;
· обрабатывать полученные результаты, анализировать их;
· вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий.
Владели:
· формами вокально-педагогического анализа приемов и методов обучения пению на индивидуальном занятии по вокалу;
· вокально-техническими навыками в ходе наблюдения индивидуальных занятий.
Виды работ:
· Обзор современных методики постановки голоса, преподавания специальных вокальных дисциплин. Принцип единства художественного и технического развития.
· Умение показать вокальный приём голосом, жестом, мимикой и дать ясные словесные пояснения.
· Умения исправлять вокальные недостатки, улучшать звучание голоса.
· Способность объяснить важность ежедневной и многократной работы над мышечными приемами, помогающими преодолеть вокально-технические трудности.
· Выполнение постоянного тренинга, как наилучшее условие для образования рефлекторных связей.
· Самостоятельное проведение целого вокального урока студентом с учетом базовых основ педагогики, возрастных и личностных особенностей обучаемого.
· Выяснение действительных возможностей и данных ученика.
· Анализ проведенного урока.
· Организация домашней работы ученика.
· Изучение и подбор педагогического (вокального) репертуара ДМШ и ДШИ.
· Подготовка к публичному выступлению.
Задачи обучения.
Формирование и развитие у обучающихся:
· певческих навыков (певческое дыхание на опоре, ровное звучание на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, напевность голоса, четкая и ясная дикция);
· тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;
· художественного восприятия музыки;
· исполнительских навыков;
· навыков работы с текстом, бережного отношения к слову;
Основная часть образовательной программы
Программа предполагает реализацию следующих принципов.
Принцип всестороннего развития.
· Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей.
· Подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.
Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
Принцип единства художественного и технического развития голоса.
Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.
Основные методы и приемы, используемые на занятиях вокалом:
· Концентрический метод (М.И. Глинка). На первом этапе обучения начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка.
· Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.
· Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому ученику добиваться легкости, полетности, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
· Игровой метод - в процессе вокального обучения используются звуковые игры, направленные на развитие дыхания с участием голосового аппарата.
· метод наблюдений;
· метод упражнений;
На уроках необходимо сочетать пассивные и активные методы обучения (пение, прослушивание музыки, объяснение техники вокального исполнения, показ голосом и на инструменте).
Одним из обязательных условий гармоничного развития обучающихся является формирование у каждого ученика установки на сохранение здоровья и здорового образа жизни. Для этого на уроках применяются звуковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Учет успеваемости
Текущий контроль определяет степень усвоения учеником музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности обучающегося к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.
Форма контроля:
- индивидуальный план воспитанника, в котором фиксируются стартовые возможности, творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанника на конец года и рекомендации на следующий год.
Итоговая и промежуточная аттестация
Формы контроля:
Проверка уровня знаний, умений и навыков учащихся осуществляется
· на контрольных уроках;
· технических зачетах;
· на концертных выступлениях;
· на итоговом экзамене;
В конце первого полугодия и по окончании учебного года проводятся академические концерты, на которых учащиеся исполняют 2-3 произведения. Результат оценивается руководителем практики на основании отчета студента и проведенного открытого урока.
Критерии оценивания по формам отчетности:
· ведение и грамотное оформление дневника практики;
· конкретность и точность формулирования задач и целей занятий;
· содержательность выводов;
· полнота самоанализа;
· коммуникативные качества;
· ясность изложения материала.
Итоговая аттестация проводится в форме зачета.
Итоговый контроль - оценка
Выбор репертуара
Репертуар составляет основу воспитания музыканта, его вкуса. Поэтому подбор репертуара должен тщательным образом осуществляться из лучших произведений народной, классической и современной музыки. Высокие требования следует предъявлять к литературно-поэтическому тексту и содержанию произведения.
При подборе репертуара следует избегать высокой или слишком низкой тесситуры произведений, тональностей, не соответствующих конкретному голосу и возможностям учащегося.
Не допускать завышения репертуара по степени трудности. Подбор программного репертуара осуществляется по следующим принципам:
· художественная ценность;
· доступность музыкального и литературного текста;
· разнообразие жанров и стилей;
соответствие индивидуальным качествам обучающегося, его имиджу и возрасту.
Программные требования
Учебно-тематический план
№
| Тема
|
| Певческая установка (беседа о голосе, голосовом аппарате, особенности певческого режима)
|
| Работа над дыханием
(понятие о певческом дыхании, дыхательная гимнастика, работа над осанкой)
|
| Принципы артикуляции речи и пения. Фонопедические упражнения.
(речевые упражнения для развития артикуляционного аппарата)
|
| Основы постановки голоса. Работа над звуком - вокальные распевки. Артикуляция голосового аппарата (пение гласных, произношение согласных).
|
| Координация между слухом голосом
(Чистота интонации, упражнения для выработки правильной певческой позиции)
|
| Певческий диапазон
(Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и грудного регистров)
|
| Дефекты голоса и их устранение
(горловой и носовой призвуки, форсировка звука, упражнения на устранение дефектов)
|
| Выбор репертуара. Работа над музыкальностью и выразительностью исполняемых произведений
|
| Открытые уроки, зачеты и концерты
|
План работы на уроке
|
|
|
| Дыхательная гимнастика
| 5 м
|
| Речевые упражнения
| 3 м
|
| Распевание
| 8 м
|
| Работа над исполняемым произведением
| 26 м
|
| Анализ занятия
| 2 м
|
| Задание на дом
| 2 м
|
| Всего
| 45 минут
|
Вокальное воспитание певца неразрывно связано с развитием его музыкальных данных и общего культурного уровня.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
· правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;
· формировать гласные в сочетании с согласными; петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе;
· использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации;
· различать наиболее явные и грубые недостатки певческого звука, как например, крикливость, гнусавость, сиплость, вялость.
В течение первого учебного года следует проработать с учащимися;
· группу простых упражнений с постановкой задач;
· 1-2 народной песни в удобной тональности с ограниченным диапазоном;
· 2-3 простых произведения или современные песни.
В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунды, малая и большая терции, чистая октава.
Но втором году обучения продолжается работа над углублением знаний в области вокально - технических и музыкально - художественных навыков, приобретенных ранее. Продолжается знакомство с правилами пения и охраны голоса. Проводится разностороннее воспитание и развитие музыкально - певческих способностей, таких как:
- музыкальный слух;
- певческий голос;
- внимание;
- музыкальное мышление, память;
- эмоциональность,
В результате второго года обучения учащийся должен:
· использовать правильную певческую установку;
· расширить диапазон голоса;
· работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
· выравнивать звучность гласных и добиваться правильного четкого произношения согласных;
· при работе над вокализами добиваться плавного звуковедения, вносить в исполнение элементы художественно- исполнительского творчества, чувствовать движение мелодии, динамику ее развития и кульминацию произведения;
· работать над выразительностью интонации и выразительностью звука;
· при работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки;
·
В течение учебного года необходимо проработать:
· мажорные и минорные трезвучия, вокальные упражнения в пределах квинты;
· 1-2 несложных вокализа (песня без текста);
· 2-3 народные песни;
· 4-5 несложных произведений.
Третий год обучения продолжаться работа над закреплением всех ранее полученных знаний и навыков, а также над освоением многожанрового репертуара.
В результате третьего года обучения учащийся должен:
· использовать правильную певческую установку;
· осваивать прием плавного и гибкого звуковедения;
· Иметь представление о видах атаки звука, уметь пользоваться ими в художественных целях;
· работать над развитием четкой дикции, выразительностью слова, чистотой интонации;
· Овладеть подвижностью голоса путем освоения новых технических упражнений;
· Уметь анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение;
· иметь элементарное представление о строении певческого голосового аппарата и гигиене голоса;
В течение года учащийся обязан проработать:
· упражнения, включающие мажорные и минорные трезвучия и гаммы;
· 1-2 вокализа;
· 2-3 народные песни;
· 5-6 разноплановых произведений небольшого диапазона в удобной тесситуре.
|