Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Итоговая и промежуточная аттестация

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова»

Рабочая программа

Учебной практике

«Педагогическая работа»

 

по специальности 073401

 

«Вокальное искусство»

 

Составитель: Суханова Н.Е.

Доцент, председатель ЦК

«Вокальное искусство»

 

 

I. Пояснительная записка

Цель программы учебной практике «Педагогическая работа» по специальности 073401 «Вокальное искусство» формирование педагогических, вокально-исполнительских умений и навыков, необходимых для творческой и педагогической деятельности. Обеспечение условий для обучения будущего педагога-вокалиста, владеющего комплексом профессиональных певческих качеств и вокально-педагогических навыков.

В результате учебной практики у студента должны сформироваться следующие компетенций:

· готовность применять методики и технологии обучения сольному пению, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

· способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

· способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты

Знали:

· основы вокальной методики;

· принцип подбора репертуара, способы педагогического воздействия на голос (внимание к тесситуре, вокальные упражнения);



· голосовые дефекты и их исправление, специфику заболеваний голосов;

· особенности работы с подростками в период мутации, рабочий диапазон детских голосов.

Умели:

· формулировать и решать задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;

· осуществлять диагностику музыкального опыта студентов, их музыкальных способностей, затруднений, эстетических пристрастий;

· обрабатывать полученные результаты, анализировать их;

· вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий.

Владели:

· формами вокально-педагогического анализа приемов и методов обучения пению на индивидуальном занятии по вокалу;

· вокально-техническими навыками в ходе наблюдения индивидуальных занятий.

Виды работ:

· Обзор современных методики постановки голоса, преподавания специальных вокальных дисциплин. Принцип единства художественного и технического развития.

· Умение показать вокальный приём голосом, жестом, мимикой и дать ясные словесные пояснения.

· Умения исправлять вокальные недостатки, улучшать звучание голоса.

· Способность объяснить важность ежедневной и многократной работы над мышечными приемами, помогающими преодолеть вокально-технические трудности.

· Выполнение постоянного тренинга, как наилучшее условие для образования рефлекторных связей.

· Самостоятельное проведение целого вокального урока студентом с учетом базовых основ педагогики, возрастных и личностных особенностей обучаемого.

· Выяснение действительных возможностей и данных ученика.

· Анализ проведенного урока.

· Организация домашней работы ученика.

· Изучение и подбор педагогического (вокального) репертуара ДМШ и ДШИ.

· Подготовка к публичному выступлению.

 

Задачи обучения.

Формирование и развитие у обучающихся:

 

· певческих навыков (певческое дыхание на опоре, ровное звучание на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, напевность голоса, четкая и ясная дикция);

· тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;

· художественного восприятия музыки;

· исполнительских навыков;

· навыков работы с текстом, бережного отношения к слову;

 

Основная часть образовательной программы

Программа предполагает реализацию следующих принципов.

Принцип всестороннего развития.

· Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей.

· Подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.

Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.

Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.

Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

Принцип единства художественного и технического развития голоса.

Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.

Основные методы и приемы, используемые на занятиях вокалом:

· Концентрический метод (М.И. Глинка). На первом этапе обучения начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка.

· Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.

· Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому ученику добиваться легкости, полетности, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.

· Игровой метод - в процессе вокального обучения используются звуковые игры, направленные на развитие дыхания с участием голосового аппарата.

· метод наблюдений;

· метод упражнений;

На уроках необходимо сочетать пассивные и активные методы обучения (пение, прослушивание музыки, объяснение техники вокального исполнения, показ голосом и на инструменте).

Одним из обязательных условий гармоничного развития обучающихся является формирование у каждого ученика установки на сохранение здоровья и здорового образа жизни. Для этого на уроках применяются звуковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Учет успеваемости

Текущий контроль определяет степень усвоения учеником музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности обучающегося к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.

Форма контроля:

- индивидуальный план воспитанника, в котором фиксируются стартовые возможности, творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанника на конец года и рекомендации на следующий год.

Итоговая и промежуточная аттестация

Формы контроля:

Проверка уровня знаний, умений и навыков учащихся осуществляется

· на контрольных уроках;

· технических зачетах;

· на концертных выступлениях;

· на итоговом экзамене;

В конце первого полугодия и по окончании учебного года проводятся академические концерты, на которых учащиеся исполняют 2-3 произведения. Результат оценивается руководителем практики на основании отчета студента и проведенного открытого урока.

 

Критерии оценивания по формам отчетности:

· ведение и грамотное оформление дневника практики;

· конкретность и точность формулирования задач и целей занятий;

· содержательность выводов;

· полнота самоанализа;

· коммуникативные качества;

· ясность изложения материала.

 

Итоговая аттестация проводится в форме зачета.

Итоговый контроль - оценка

Выбор репертуара

Репертуар составляет основу воспитания музыканта, его вкуса. Поэтому подбор репертуара должен тщательным образом осуществляться из лучших произведений народной, классической и современной музыки. Высокие требования следует предъявлять к литературно-поэтическому тексту и содержанию произведения.

При подборе репертуара следует избегать высокой или слишком низкой тесситуры произведений, тональностей, не соответствующих конкретному голосу и возможностям учащегося.

Не допускать завышения репертуара по степени трудности. Подбор программного репертуара осуществляется по следующим принципам:

· художественная ценность;

· доступность музыкального и литературного текста;

· разнообразие жанров и стилей;

соответствие индивидуальным качествам обучающегося, его имиджу и возрасту.


 

Программные требования

Учебно-тематический план

Тема
Певческая установка (беседа о голосе, голосовом аппарате, особенности певческого режима)
Работа над дыханием (понятие о певческом дыхании, дыхательная гимнастика, работа над осанкой)
Принципы артикуляции речи и пения. Фонопедические упражнения. (речевые упражнения для развития артикуляционного аппарата)
Основы постановки голоса. Работа над звуком - вокальные распевки. Артикуляция голосового аппарата (пение гласных, произношение согласных).
Координация между слухом голосом (Чистота интонации, упражнения для выработки правильной певческой позиции)
Певческий диапазон (Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и грудного регистров)
Дефекты голоса и их устранение (горловой и носовой призвуки, форсировка звука, упражнения на устранение дефектов)
Выбор репертуара. Работа над музыкальностью и выразительностью исполняемых произведений
Открытые уроки, зачеты и концерты

План работы на уроке

     
Дыхательная гимнастика 5 м
Речевые упражнения 3 м
Распевание 8 м
Работа над исполняемым произведением 26 м
Анализ занятия 2 м
Задание на дом 2 м
  Всего 45 минут

 

 

Вокальное воспитание певца неразрывно связано с развитием его музыкальных данных и общего культурного уровня.

В результате обучения учащиеся должны уметь:

· правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;

· формировать гласные в сочетании с согласными; петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе;

· использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации;

· различать наиболее явные и грубые недостатки певческого звука, как например, крикливость, гнусавость, сиплость, вялость.

 

В течение первого учебного года следует проработать с учащимися;

· группу простых упражнений с постановкой задач;

· 1-2 народной песни в удобной тональности с ограниченным диапазоном;

· 2-3 простых произведения или современные песни.

В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунды, малая и большая терции, чистая октава.

Но втором году обучения продолжается работа над углублением знаний в области вокально - технических и музыкально - художественных навыков, приобретенных ранее. Продолжается знакомство с правилами пения и охраны голоса. Проводится разностороннее воспитание и развитие музыкально - певческих способностей, таких как:

- музыкальный слух;

- певческий голос;

- внимание;

- музыкальное мышление, память;

- эмоциональность,

 

В результате второго года обучения учащийся должен:

· использовать правильную певческую установку;

· расширить диапазон голоса;

· работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;

· выравнивать звучность гласных и добиваться правильного четкого произношения согласных;

· при работе над вокализами добиваться плавного звуковедения, вносить в исполнение элементы художественно- исполнительского творчества, чувствовать движение мелодии, динамику ее развития и кульминацию произведения;

· работать над выразительностью интонации и выразительностью звука;

· при работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки;

·

В течение учебного года необходимо проработать:

· мажорные и минорные трезвучия, вокальные упражнения в пределах квинты;

· 1-2 несложных вокализа (песня без текста);

· 2-3 народные песни;

· 4-5 несложных произведений.

Третий год обучения продолжаться работа над закреплением всех ранее полученных знаний и навыков, а также над освоением многожанрового репертуара.

В результате третьего года обучения учащийся должен:

· использовать правильную певческую установку;

· осваивать прием плавного и гибкого звуковедения;

· Иметь представление о видах атаки звука, уметь пользоваться ими в художественных целях;

· работать над развитием четкой дикции, выразительностью слова, чистотой интонации;

· Овладеть подвижностью голоса путем освоения новых технических упражнений;

· Уметь анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение;

· иметь элементарное представление о строении певческого голосового аппарата и гигиене голоса;

 

В течение года учащийся обязан проработать:

· упражнения, включающие мажорные и минорные трезвучия и гаммы;

· 1-2 вокализа;

· 2-3 народные песни;

· 5-6 разноплановых произведений небольшого диапазона в удобной тесситуре.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.