Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Положение корпуса. Певческое дыхание.

Доступными словами разъяснять ученику тесную взаимосвязь правильного дыхания и положение корпуса.

Выработка певческого дыхания в следующей последовательности:

· Устанавливается правильное положение корпуса - в меру активное, упругое в пояснице и расправленной в плечах.

· Спокойный вдох через нос, губы мягкие.

· Ребра расширенные. Умение расширять рёбра дети воспроизводят по разному, т.к. все зависит от физической конституции ребенка: со слабой мускулатурой раздвижение рёбер осуществляется вяло, заторможено, у детей более развитых физически - более активно и свободно.

· Умение сохранить нижние рёбра в раздвинутом положении на протяжении всей вокальной фразы, требующей непрерывного дыхания, достигается при экономном, медленном выдохе и сопротивлении нижних ребер к опадению.

... (Ветер после трех ночей мчится к матери своей) ...

 

Звукообразование, дикция, артикуляция, распевки

В вопросе координации голоса со слухом очень важное значение имеет непринужденная работа голосового аппарата. Вокальные упражнения и в этом возрасте поются преимущественно не на изолированных гласных, а на слогах, словах и отдельных фразах.

Артикуляционная подвижность в среднем детском возрасте значительно лучше, чем у младшей возрастной группе, однако она требует дальнейшей тщательной работы (чередование «темных» гласных О и У со светлыми - И, З, А).

Усложняются упражнения:

· Поется мажорная гамма (на слоги, с семиступенным диатоническим звукорядом).

· Ранее отработанные тонические трезвучия поются в окружении 2, 4, 6
ступеней с разнообразными вариантами.

· Вводятся упражнения с интервалами и укрепляющими их попевками.



 

Урок необходимо начинать с вокальной настройки:

· Упражнения на тоническое трезвучие, устанавливающие координацию слуха с голосом;

· Пение диатонических гамм и чистое их интонирование важное средство слухового развития вокалиста - ладовое воспитание слуха.

· Пение гамм в интервалах и темповых усложнениях - основа вокального воспитания, заложенная мастерами старой итальянской школы.

· Освоение больших и малых секунд.

 

В среднем возрасте начинаются гормональные изменения в организме. В мутационный период в голосе, начинает утрачиваться звучность на центре «ми¹»-«си¹» или «фа¹»-«до²», которая длится иногда недолго, а иногда и затягивается. У девочек в тембре может появится сипота, какие-то лишние призвуки. Все это связано с развитием мышц гортани, которая претерпевает в этот период большое изменение, а голос приобретает новые качества. Продолжительность мутационных явлений очень индивидуальна. При осмотре гортани в этот период можно наблюдать, что ее черпаловидные хрящи плотно сближены, и даже могут перекрещиваться. Длится этот период 1 год. В мутационный период самое частое отклонение - это утрата чистоты интонации. При тщательной работой над дыханием, когда устанавливается координация звукообразующих гортанных и дыхательных органов - интонация восстанавливается.

 

Работа над репертуаром, выразительность исполнения

От правильно подобранного произведения, соответствующего возрастным особенностям и возможностям исполнительской выразительности зависит качество конечного результата.

 

Слово в пении

Язык становится достаточно подвижным. В этом возрасте происходит опускание гортани, это нормальное физиологическое явление, связанное с возрастными особенностями изменения голосового аппарата. Очень часто слово начинает звучать «глубоко». Данный недостаток исправляется работой над четкостью артикуляции гласных и в особенности согласных, от которых сильно зависит дикция. Работа над скороговорками помогает артикуляционной подвижности и тренирует четкость слова.

Выразительное исполнение - ведет к совершенствованию вокальной речи и формы произведения в целом.

В вокальной фразе, сливаются воедино две мысли - словесная и музыкальная. И каждое слово оживает по новому, если поставленный на нем интонационный акцент раскрывает его логическую и эмоциональную сущность.

Репертуар:

 

Брамс И. - Сборник детских песен

Григ Э. - Лесная песня

Дубравин Я. - «Вальс», «Я рисую», «Всюду музыка живет».

Ипполитов - Иванов М. - «Желтенькая птичка», «Летом»

Клярковский - «Ручеек»

Кюи Ц. - Вербочки, Росинка и др. Сб. 17 песен

Мендельсон К. - Привет

Моцарт А. Приход весны. Детские игры, Тоска по весне.

Мусоргский М. - Вечерняя песня.

Петров А. - «Звездочка»

Рушанский - «Сказочный город» Танеев С. - Колыбельная

Сапожников В. - «Пушистая колыбельная моей кошечки».

Шуберт Р. - Мальчик и роза, Колыбельная

Шуман Р. - Весенняя песня. Подснежник Чичков - «Белоснежка моя»
Чайковский П. - «Легенда», «10 песен для детей»

Ожидаемый результат

По окончании 2 этапа обучения, учащийся должен уметь использовать все приобретенные вокальные навыки:

· координировать интенсивную работу выдыхательной мускулатуры с голосообразованием, что ведет к яркости звучания;

· иметь вокальную практику ;

· освὸиться на концертной площадки;

 

Способы оценки:

анализ усвоения программы;

участие в контрольных уроках, тематических концертах

Критерии оценки:

целеустремленность в занятиях;

результат качественности освоения полученных навыков;

выразительность в сольных выступлениях.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ

Возраст с 13-18 лет

Основные задачи:

· Укрепление всех навыков «Основ вокального искусства», углубление сознательности, способствующей дальнейшему развитию в области музыкальной культуры.

· Выявление перспективных учащихся для дальнейшей профессиональной ориентации;

На этом этапе работы идет закрепление раннее полученных навыков и умений, приобретенные более сложных профессиональных знаний.

Цель: накопление репертуара, сценическая, концертная практика.

 

 

Характеристика и содержание программы обучения

На данном этапе важно сохранить интерес к пению, как к творческому процессу. Совершенствовать основы вокального мастерства и четко придерживаться выполнения методических указаний:

1. Продолжить воспитание и развитие в ученике умение сосредотачиваться на каждом конкретном задании в процессе его вокально-технического и музыкально-художественного выполнения.

2. Воспитывать в ученике сознательное восприятие каждого педагогического приема или указания, без чего не возможен процесс развития голоса в музыкальном материале.

3. Воспитывать в ученике бережное отношение к своему голосу.

4. Содействовать росту ученика как в специальном и музыкально-теоретическом, так и в общекультурном плане.

5. С первых шагов (осознанного) музыкального обучения обратить пристальное внимание ученика на важность овладения фортепиано и сольфеджио (овладев игрой на фортепиано, он будет в состоянии самостоятельно разучивать произведение, оберегая и экономя свой голос от излишней нагрузки).

6. Вокально-техническое развитие учащегося это результат осторожной и упорной работы над формированием правильного певческого (вокального) звучания в середине диапазона с постепенным его расширением.

7. Необходимо систематизировать весь изучаемый материал в классе
(распевки, произведения с текстом), таким образом, чтобы на каждом этапе он соответствовал общему, музыкально-исполнительскому и вокально-техническому развитию учащегося. Помнить, что непосильно трудные произведения в отношении вокальной техники, текстуры, диапазона, эмоциональной нагрузки, сложности художественного образа и т.п. ведет к неполноценному исполнению произведения и в целом губит неокрепший, детский голос.

8. Изучение вокальных произведений не должно производиться формально и ограничиваться только вокально-технической работой. Учащийся должен воспитываться на мысли, что тщательная вокально- техническая работа необходима, но она не является самоцелью, это лишь одно из средств для выявления художественной сущности вокального произведения, и только то исполнение полноценно, которое эту художественную сущность вскрывает и доводит до слушателя.

9. Особое внимание должно быть обращено на организованное использование певческого дыхания. Необходимо систематически фиксировать внимание на том, что дыхание является не только техническим, но и художественным элементом пения. Правильное дыхание предполагает свободу владения музыкальной фразой, цезурами и другими моментами художественной выразительности.

10. При разучивании вокальных произведений с текстом нужно с первых
шагов обращать внимание и работать над раскрытием художественной сущности произведения, добиваясь от учащегося:

· Осознания музыкального характера произведения (структуры движения мелодической и динамической линии, кульминации в музыкальные ударения);

· Преодоления вокально-технических трудностей;

· Достижения правильного произношения;

· Достижения правильного обращения с текстом (акцент слова, его художественный смысл, логическое ударение).

11.Только при усвоении верно закреплённых вокальных навыков,
можно выдвигать на первый план усложняющие музыкально-художественные задания.

12. Изучаемый вокальный материал должен основываться на высоко- художественных произведениях, которые будут способствовать формированию хорошего музыкального вкуса учащегося.

Ожидаемый результат

К окончанию учебного процесса каждый учащийся должен:

· Освоить репертуар различной тематики;

· Иметь концертную практику в выступлениях;

 

Ожидаемый результат

По истечению срока обучения каждый учащийся должен:

1. иметь Диапазон в октаву, в пределах pe-dur.

2. хорошо произносить слово,

3. правильно выучивать произведение,

4. чисто и четко петь каждый звук,

5. хорошо слушать и научиться правильно слышать мелодию,

6. научиться правильно дышать

7. выразительно исполнять произведение

8. главное - быть внимательным.

 

Способы и критерии оценки

 

Способы оценки:

· Анализ усвоения программы;

· Контрольный (урок)

· Отчетное выступление (концерт)

(первые шаги сольного выступления)

Критерии оценки:

· Время освоения программы;

· Результат участия на контрольных (уроках)

· Оценка отчетного выступления на концерте

 

 

Примерный репертуар

Народная музыка

Английская народная песня - «Спи, малыш»,

Грузинская народная песня - «Сулико»,

Итальянская народная песня в обработке Миллера- «Se amor mai»,

Неаполитанская народная песни - «Санта Мария»,
Польская народная песня - «Кузнец»,

Русские народные песни:

«Родина», «По улице мостовой» «Как пойду я на быструю реку», «Пряха», «Хуторок», «Сел комарик на дубочек», «А я по лугу», «Вдоль да по речке», «Травушка - муравушка», «Помнишь ли меня, мой свет» ….

Французская народная песня - «Птички»

Старинные итальянские арии:

Вивальди А. «Piango gemo»

Гаффи Б. « Luci verrose »

Кальдара А. « Seben, crudele »

Лотти А. «Pur dicesti »

Манфроче Н. «Povero cor… »

Перголези Дж. « Se tu mammi »

Сарри Д. «Sen core »

 

Арии, романсы и песни зарубежных и русских композиторов

Бортнянский - ария Саншетты,

Верди Д. - песня Оскара из оперы «Бал -маскарад»,

Глинка М. - песня Вани из оперы «Иван Сусанин»,

Гуно Г. - романс Зибеля из оперы «Фауст»,

Даргомыжский А.- песня Ольги из оперы «Русалка»,

Даргомыжский А.- ариозо Наташи из оперы «Русалка»,

Моцарт В. - ария Барбарины, из оперы«Свадьба Фигаро»

Моцарт В. - ария Керубино из оперы«Свадьба Фигаро»

Моцарт В. - ария Сюзанны из оперы«Свадьба Фигаро»

Паизиелло - каватина Розины из оперы «Севильский цирюльник»

Римский-Корсаков Н.- ария Волховы из оперы «Садко»,

Римский-Корсаков Н.- ария Снегурочки из оперы «Снегурочка»,

Смольянинов С. «Если ты услышишь тишину», «Расцветет сердечко», «Мой мир», «Мой крестовский»,

Флярковский «Ручеек»,

Белов Г. «Пернатые гости»

Танеев С. «Фонтаны»

Рубинштейн А. «Певец»

Кюи «Ночь»,. «Вербочки»,»Царскосельская статуя»,

Шуберт «Форель», «В путь», «Блаженство», «Утренняя серенада»

Бетховен «Гондолетта»

Ипплолитов-Иванов «Летом», «Весной» из ц.»Прованские песни»,

Глинка М. «Венецианская ночь», «Жаворонок», «Северная звезда» и др.,

Рахманинов С. «Островок»,

Римский-Корсаков Н. «О чем в тиши ночей», «Звонче жаворонка пенье», «Редеет облаков» и др.,

Глиэр Р. «Звездочка кроткая»,

Векерлен «Заря», «Лес», «Летом»

Алябьев А. «Зимняя дорога», «Зимний вечер» и др.,

Чайковский П. «Детская песенка», «Мой садик», «Осень», «Весной»,

Брамс И. «Колыбельная», «Божья коровка»,

Мильо «Колыбельная»,

Рушанский Е., Дубравин Я., Сапожников С., Жученко ДЛ.ю и др.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.