Список используемой нотной литературы
1. Лидина Л.С. «Чебурашка» песни и музыка из мультфильмов вып. 5, - М.,:Советский композитор, 1986
2. Комальков Ю., Соболева Э. Потешки и забавы для малышей вып. 1,- М.:
Советский композитор, 1988
3. Ботяров Е. Веселая карусель вып. 3 - Москва, 1981
4. Шаинский В. Песни для детей интернет ресурсы, 2010
5. Крылатов Е. Крылатые качели песни для детей - Москва, 1997
6. Ермолов А. Песни для детей - интернет ресурсы 2010
7. Понтрягин П. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара -М.,:
Музыка,1970
8. Милькович Е. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара -М.,: Музыка,2008
Используемая литература
1. Багадуров В., Орлова Н. Сергеев А. Начальные приемы развития детского голоса. - М.,Л.:Просвещение, 1964
2. Детский голос ред.Шацкой В. - М.: Педагогика, 1970
3. ЛебедьТ., Суханова Н. Рабочая программа учебной дисциплины по специальности 073401 «Вокальное искусство»-СПб: РГПУ им. А.И.Герцена, 2011
4. Малинина Е. Вокальное воспитание детей - Л.: Музыка, 1966
5. Писарская Е. Вокальный букварь - М., Музыка,1996
6. Стулова Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.- М.: Прометей, 1992
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
· http://www.belcanto.ru/
· базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, электронно-библиотечные системы (ЭБС):
· ru.wikipedia.org
Приложение
Занятия студентов с учениками в классе сольного пения проходят индивидуально с каждым, прошедшем отбор учащимся. Программа дает возможность обучаться пению с нулевого уровня владения вокальными навыками.
Вокальная работа «педагога - студента» в классе строится по двум направлениям:
· Развитие и воспитание определенных вокальных навыков,
· исправление вокальных недостатков
Приобретенные учащимися певческие навыки в классе сольного пения будут способствовать их закреплению на занятиях по хору и по сольфеджио.
Методические указания направлены на создание максимально благоприятных условий раскрытия педагогического таланта студента и опираются на опыт работы известных вокальных педагогов прошлого и современности, а также знания полученные на лекциях по предмету «Основы вокальной методики». Предполагает постепенный принцип обучения.
Методика работы с детским голосом
Материал пособия, раскрывающий основные принципы практической работы с детским голосом на уроках педагогической практики по предмету «Сольное пение».
Занятия в классе проводятся студентом индивидуально с каждым прошедшим отбор ребёнком под руководством преподавателя, ведущего педагогическую практику по предмету «Сольное пение».
Основные задачи:
1. Знакомство с элементами основ вокального искусства, учитывая возраст и особенности физиологического развития ребёнка: в доступной для возраста форме.
2. Поддерживать интерес ребенка к занятиям пению: эмоциональный настрой, яркие музыкальные произведения, интересные тексты песен.
3. Воспитание культуры поведения и внутренней дисциплины на занятиях в форме беседы.
4. Подготовка детей к концертной деятельности (выход на сцену, поведение на сцене, поклон, уход со сцены).
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
Введение, беседа о голосе.
Занятия с детьми 7-9 лет в первую очередь должны учитывать возраст ребёнка, особенности его физиологического развития. Беседы о голосовом аппарате, об особенностях его строения и методах охраны должны быть понятны и преподноситься в доступной для данного возраста форме. Обучение предполагает эмоциональный настрой, яркие музыкальные произведения, интересные тексты в песенках.
Педагог должен учитывать, что:
1. В раннем возрасте голосовые органы мягки и гибки;
2. В детском возрасте деятельность мускулов и нервов энергичнее, вследствие чего с меньшим напряжением может быть достигнуто быстрее и больше, чем в зрелом возрасте;
3. Способность подражать в детском возрасте значительно выше, чем у взрослых, поэтому дети воспринимают все скорее;
4. Благодаря разумному развитию голоса в младшем возрасте все внутренние органы ребенка гармонично развиваются, и это способствует укреплению его здоровья;
Положение корпуса и певческое дыхание
С первых уроков необходимо воспитывать у ребёнка умение правильно стоять во время пения:
· корпус должен быть прямой,
· плечи слегка опущены,
· спина не сгорбленная,
· ноги, выпрямленные в коленях, опора на пятках,
· голова не напряжена, не вытянутая, не откинутая назад; взгляд, устремленный вперед,
· руки свободно опущенные.
Хорошо установленный корпус и непринужденное положение головы содействуют правильному функционированию дыхания.
На первоначальном этапе занятий бращать внимание на свободный вдох носом, без поднятия плеч. Разъяснять необходимость брать дыхание нижней частью грудной клетки.
Знакомство с дыхательной гимнастикой - как с одним из главных элементов в дальнейшем обучении пению.
Звукообразование
Главное - выработка внимания, которое в этом возрасте мало организовано.
Работа над вокальными навыками должна строиться в едином сочетании техники и художественной выразительности. Каждое вокальное упражнение должно иметь конкретное назначение и прививать определённые вокально-технические навыки, такие как:
· Координация слуха с голосом;
· Развитие и укрепление музыкального слуха на ладовой основе;
· Развитие певческого дыхания;
· Развитие гибкости и подвижности голоса;
· Правильность произношения гласных и согласных звуков;
· Развитие художественной выразительности.
Первые вокальные упражнения должны быть построены на разнообразных, несложных вокальных напевах на слоги или слова и легких песнях, которые будут способствовать воспитанию выразительного исполнения.
Дикция
Овладение упражнениями на дикцию:
· Правильное, положение губ и языка при формировании согласных
«б», «р», «т», «с»;
· Чередование гласных и согласных - «ма», «мэ», «мо» и т.д.;
· Упражнения с постепенным ускорением и замедлением.
Скороговорки (см. Приложение 1)
Артикуляция
· Упражнение на формирование гласных.
· Упражнения на освобождение вокального аппарата - нижнюю челюсть.
·
Вокальные распевки - основа вокальной постановки голоса.
Настройка голоса при распевках строится в основном на тонических трезвучиях и звукорядах, поющихся сверху вниз на отрывистом звуке (стаккатного характера) на гласную «И», которая лучше всего звучит у детей. Тем немее, нельзя злоупотреблять и долго задерживаться на пении только на «И», т.к. в этом возрасте положение гортани и без того высокое. Необходимо выравнивать все гласные. Гласная «А» самая сложная, должна звучать очень четко. В младшем возрасте, а нередко и в среднем, гласная «А»бывает очень открытая, «белая».Её можно закруглить при помощи более «темных» гласных О (ма, мой, му).
В младшем возрасте не надо долго задерживаться на распевках. Лучше отрабатывать вокальные приёмы в простых и интересных произведениях, которые близки ребенку по тексту и образу.
Работа над произведениями
Главное и основное в подборе детского репертуара:
· мелодичность произведений, как медленных, так и быстрых;
· развитие эмоциональной выразительности;
· найти яркие, образные произведения о природе, животных, которые
соответствовали бы вокальным возможностям и возрасту ребенка;
В качестве примера можно использовать следующие произведения:
Кюи Ц. - Белка, Весенняя песня и т.д. ; Чайковский П. - Колыбельная, Мой Лизочек, Весна;
Шуман Р. - Мотылек, Совенок;
Баневич С. Я - портниха, Синеглазка, Олененок; Герчик В.- Кузнечик, На опушке, Скачи через веревочку;
Соснин - Солнечная капель, Песенка о мальчике и веселом гноме; Цеслюкевич - Песенка про все;
Рушанский Е. - Лунный зайчик, Платье;
Смольянинов С. - Туфелька, Смешной щенок, Щенок заболел.
Сморгонский Д. - Волшебная палочка, Сказки гуляют по свету и др.; Плешак В. - Новенькая;
Левкодимов - Кукушка
Ожидаемые результаты
По истечению первого срока обучения каждый учащийся должен приобрести следующие навыки:
· главное - быть внимательным;
· хорошо слушать и правильно слышать мелодию;
· научиться правильно выучивать произведение;
· научиться правильно дышать;
· хорошо произносить слово;
· чисто и четко петь каждый звук;
· иметь диапазон в размере октавы, в пределах d-dur;
· выразительно исполнять произведение.
Способы и критерии оценки
Способы оценки:
Анализ усвоения программы;
Контрольный урок
Отчетное выступление (концерт) (первые шаги сольного выступления)
Критерии оценки:
Время освоения программы;
Результат участия на контрольных уроках
Оценка отчетного выступления на концерте.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
Работа над дальнейшим развитием вокальных навыков. Средний возраст учащихся 10 - 12 лет. Особенно учитываются физиологические особенности возраста.
Характеристика и содержание программы
Именно в этом возрасте формирование певческого голоса находится в прямой зависимости от изменений структуры голосового механизма. Эти изменения заключаются в том, что внутри голосовой складки, в ее соединительной ткани, начинают развиваться мышечные волокна различного направления: продольного, поперечного и косого, придавая голосу в этом возрасте новые качества звучности:
· Голос насыщается обертонами и приобретает некоторые индивидуальные тембровые качества;
· Диапазон расширяется вверх и вниз;
· Сила голоса постепенно увеличивается;
· Дыхание углубляется.
|