Тема 36 Методы кредитования предприятий коммерческими банками Впериод прохождения практики, студент, выбравший данную тему, должен:
1) определить объем кредитов, предоставляемых банком юридическим лицам за ряд периодов (3-5 лет), их структуру по различным критериям, долю в кредитном портфеле, в активах банка; долю просроченной задолженности;
2) рассмотреть виды и условия кредитов, используемые методы кредитования (разовый кредит, рамочная и возобновляемая кредитная линия, овердрафт и др.);
3) выявить особенности применения различных методов кредитования - по пакету документов, по методике оценки кредитоспособности, по уровню процентной ставки, по обеспечению, по форме технико-экономического обоснования и т.д.;
4) определить, какие потребности предприятий удовлетворяются с помощью различных методов кредитования, есть ли зависимость от отраслевой принадлежности заемщиков;
5) рассмотреть 2-3 завершенных кредитных дела по каждому из методов кредитования; ТЭО, график получения и погашения кредита, расчет процентов за кредит;
6) по отчетности одного из заемщиков оценить его кредитоспособность по методике, используемой в банке и одной из методик, приводимой в научной литературе. Сравнить результаты, сделать соответствующие выводы.
Тема 37 Взаимодействие коммерческого банка и предприятия в рамках
Лизингового проекта
Впериод прохождения практики, студент, выбравший данную тему, должен:
1) выявить формы взаимодействия коммерческого банка и предприятия. Рассмотреть лизинговые операции коммерческого банка (тарифы и условия), сравнить с 2-3 банками-конкурентами: объекты и виды лизинга, методы расчета лизинговых платежей, содержание договоров;
2) если какие-либо из этих услуг банком не предоставляются, определить, есть ли в них потребность у хозяйствующих субъектов и населения, на каких условиях они могут быть предоставлены;
3) на примере конкретного проекта оценить сравнительную эффективность лизинга и банковского кредита для обновления основных фондов предприятия.
Тема 38 Конкурентоспособность регионального банка
В период прохождения практики, студент, выбравший данную тему, должен:
1) выявить какие банковские продукты и услуги предоставляет анализируемый банк и на каких условиях. Каковы масштабы деятельности банка: объемы выдаваемых кредитов, суммы денежных переводов, сумма вкладов, «зарплатные» проекты (в динамике) и пр. Проанализировать организацию работы банка с клиентами по основным услугам: количество дополнительных офисов, банкоматов, терминалов, сервисных точек обслуживания и их расположение, часы работы, реклама, бренд, время обслуживания одного клиента и пр. Сравнить с 2-3 банками конкурентами;
2) используя методику SWOT-анализа выявить конкурентные преимущества анализируемого банка. Сформулировать рекомендации по устранению слабых сторон банка;
3) предложить методику оценки конкурентоспособности коммерческого банка и на ее основе оценить конкурентоспособность анализируемого банка. Выявить пути повышения его конкурентоспособности.
Тема 39 Анализ и оценка доходов и расходов коммерческого банка
В период прохождения практики, студент, выбравший данную тему, должен:
1) проанализировать отчет о прибылях и убытках банка за последние 3- 5 лет. Выявить изменения, произошедшие с объемом и структурой доходов, полученных банком (рассчитать показатели темпов роста, темпов прироста). Определить причины произошедших изменений в связи с изменением структуры актива баланса банка;
2) рассчитать показатели доходности и рентабельности активов по основным их статьям. Сделать вывод о причинах произошедших изменений;
3) рассчитать показатели фактической и достаточной процентной маржи в динамике. Сделать соответствующие выводы;
4) сравнить структуру доходов анализируемого банка, его показатели доходности и рентабельности с аналогичнымипоказателями по другим банкам - во-первых, аналогичных по виду, и, во-вторых, относящихся к другой группе, а также со структурой доходов банковской системы РФ в целом;
5) охарактеризовать макроэкономические условия в стране, повлиявшие на изменение объема и структуры доходов коммерческих банков.
Тема 40 Анализ и оценка расходов коммерческого банка
В период прохождения практики, студент, выбравший данную тему, должен:
1) проанализировать отчет о прибылях и убытках банка за последние 3- 5 лет. Выявить изменения, произошедшие с объемом и структурой расходов банка (рассчитать показатели темпов роста, темпов прироста). Определить долю операционных расходов, непроцентных расходов. Определить причины произошедших изменений в связи с изменением структуры пассива баланса банка;
2) рассчитать показатели фактической и достаточной процентной маржи в динамике. Сравнить их и сделайте выводы;
3) определить цену ресурсов банка - в целом и по видам (в динамике). Сделать вывод о причинах произошедших изменений;
4) сравнить структуру расходов анализируемого банка с аналогичными показателями по другим банкам - во-первых, аналогичных по виду, и, во- вторых, относящихся к другой группе, а также со структурой расходов банковской системы РФ в целом;
5) охарактеризовать макроэкономические условия в стране, повлиявшие на изменение объема и структуры расходов коммерческих банков.
Тема 41 Организация взаимодействия клиента и банка при использовании современных информационных технологий
В период прохождения практики, студент, выбравший данную тему, должен:
1) рассмотреть услуги, предоставляемые банком на основе использования современных информационных технологий: система «Банк-клиент», мобильный банкинг, банковское обслуживание через Интернет, банковские карты и др.;
2) сравнить с ассортиментом и условиями 3-4 банков - конкурентов на региональном рынке. Сделать выводы о конкурентных преимуществах анализируемого банка;
3) рассмотреть, как организуется взаимодействие банка с клиентами по предоставлению этого вида услуг: поиск новых клиентов, документационное обеспечение обслуживания (договора и др.), организационная структура подразделения банка, технические возможности и т.п.;
4) определить, какие доходы получает и какие расходы осуществляет банк в процессе совершения этих операций. Выявить долю доходов (расходов, прибыли) от предоставления этого вида услуг;
5) оценить рентабельность одного из банковских продуктов или проектов на основе современных информационных технологий (установка банкомата, «зарплатный» проект, внедрение системы «Банк-клиент» или др.);
6) провести оценку привлекательности использования услуг на основе современных информационных технологий для клиента банка.
Тема 42 Банковский мониторинг регионального рынка потребительских
Кредитов
Впериод прохождения практики, студент, выбравший данную тему, должен:
1) определить объем кредитов, предоставляемых банком населению за ряд периодов (3-5 лет), их структуру по различным критериям, долю в кредитном портфеле, в активах банка;
2) рассмотреть виды и условия (процентные ставки, срок, требуемые документы, необходимость обеспечения) кредитов, предоставляемых коммерческим банком населению. Провести сравнение с предложениями основных конкурентов на региональном рынке;
3) сформировать систему показателей, характеризующих состояние регионального рынка потребительских кредитов (объемы выданных кредитов,
их структуру по различным критериям, процентные ставки, долю банков, тип рынка, уровень конкуренции и другие);
4) на основе выбранных показателей оценить состояние рынка потребительских кредитов Свердловской области (в динамике). Проследить связь с показателями доходов населения, объемов розничной торговли, доли жилья, приобретаемого в кредит и др.;
6) определить позиции банка на региональном рынке. Охарактеризовать конкурентные преимущества и слабые стороны банка (рекомендуется воспользоваться методом SWOT-анализа);
7) на основе проведенного анализа выявить направления развития потребительского кредитования в банке.
|