Обратная связь
|
Перечень тем курсовых работ и индивидуальных заданий к ним
№ п/п
| Ф.И.О. студента
| Наименование темы
| Индивидуальное задание
| 1.
|
| Исследование комплекса маркетинга фирмы.
| Анализ потребительских свойств товара конкурента с учетом соотношения «затраты-цена»
| 2.
|
| Исследование факторов макросреды и их влияние на развитие маркетинга в РБ.
| Определить адаптированность фирмы к динамично развивающимся факторам внешней среды РБ.
| 3.
|
| Анализ, культурной и природной среды РБ и её влияние на достижение целей фирмы.
| Анализ демографических тенденций, представляющих возможности и угрозы фирме.
| 4.
|
| Маркетинговые исследования потребителей конкретного товара.
| Исследование отношений потребите-лей к фирме по критериям: реакция на требования клиентов, скорость обновления ассортимента, гибкости цен с помощью шкал измерений.
| 5.
|
| Маркетинговые исследования конкурентов фирмы.
| Оценка возможностей фирмы с помощью построения многоугольника конкурентоспособности.
| 6.
|
| Комплексный анализ конкретного товарного рынка.
| Анализ конкурентоспособности рынка с использованием диагностики концентрации на рынке.
| 7.
|
| Анализ состояния и тенденций развития конкурентного товарного рынка.
| Определить уровень конкурентоспособности товара относительно потребительских и экономических параметров.
| 8.
|
| Применение методов прогнозирования рынка в системе маркетинга
| Прогнозирование продаж на основе метода анализа временного ряда..
| 9.
|
| Анализ конъюнктуры конкретного товарного рынка
| Рассчитать индекс экономической конъюнктуры через показатели: объем продаж товаров на рынке и цена единицы товара.
| 10.
|
| Маркетинговые исследования цен как основы формирования ценовой политики фирмы.
| Анализ уровня цен на телетехнику РУПП «Витязь»
| 11.
|
| Опрос как основной метод сбора данных в маркетинговых исследований.
| Собрать базу данных методом опроса покупателей чувствительных к цене по главному критерию выбора товара. Рассчитать и сделать вывод: сколько % лиц, совершающих покупки в данном магазине чувствительны к цене?
| 12.
|
| Исследование маркетинговых факторов методом наблюдения.
| Разработать процедуру сбора информации методом наблюдения. Цель – как выбирается товар. Задача – выявить количество участников покупки. Объект и предмет наблюдения выбирает студент. Осуществить анализ данных и сделать вывод.
| 13.
|
| Эксперимент как метод пробного маркетинга.
| Разработать процесс и последовательность проведения эксперимента. Цель – влияние факторов на поведение потребителей. Выбрать зависимые и независимые переменные. Осуществить анализ данных и сделать выводы
| 14.
|
| Анализ маркетинговой информационной системы конкретной фирмы и пути её совершенствования
| Рассчитать прогноз объема продаж оптового торговца по исторической базе данных за последние 12 лет методом экспоненциального сглаживания.
| 15.
|
| Комплексный анализ факторов, формирующих поведение потребителей
| Извлечь информацию из выборки 100 семей о наличии количества телевизоров на одну семью, составе семьи и ее доходе. Изучить связи между переменными методом перекрёстной табуляции.
| 16.
|
| Исследование влияния маркетинговых стимулов на поведение потребителей.
| Разработать мероприятия по стимулированию сбыта товара. Сформировать базу данных. Обработать информацию и рассчитать доходность стимулирования сбыта.
| 17.
|
| Исследование влияния факторов внешней среды на поведение потребителей
| Исследование влияния факторов внешней среды на поведение потребителей телевизоров торговой марки «Витязь»
| 18.
|
| Исследование характеристик товара, определяющих потребительский выбор.
| Исследование характеристик товара торговой марки «ЗИ», определяющих потребительский выбор.
| 19.
|
| Исследование процесса принятия решения о покупке.
| Исследование процесса принятия решения потребителем о покупке обуви торговой марки «Марко».
| 20.
|
| Анализ рыночных возможностей фирмы.
| Оценка покупателями рыночной позиции ООО «Белвест» на рынке обуви г. Витебска.
| 21.
|
| Исследование жизненного цикла товара и формирова-ние маркетинговой стратегии
| Исследование жизненного цикла продукции РУПП «Витязь»
| 22.
|
| Исследование потребительс-ких и экономических уров-ней конкурентоспособности товара.
| Исследование потребительских пара-метров конкурентоспособности мо-бильных телефонов Samsung.
| 23.
|
| Исследование факторов, формирующих цену товара (услуги)
| Тестирование цен предприятия ОАО «ЗИ» – психологический аспект.
| 24.
|
| Исследование эффективнос-ти системы товародвижения фирмы.
| Анализ оптовой и розничной торговли фирмы (по выбору студента).
| | 25.
|
| Исследование роли торгово-го персонала фирмы (посред-ника) в организации продаж товаров.
| Осуществите сравнительный анализ эффективности прямого маркетинга и одноуровневого канала распределения товара.
| | 26.
|
| Анализ коммуникационной политики фирмы.
| Разработать мероприятия по стимулированию сбыта товара (по выбору). Сформировать базу данных, обработать информацию и осуществить анализ.
| | 27.
|
| Определение проблем в маркетинговых исследованиях
| Сформулируйте проблему, требую-щую исследования, и решите её с помощью «дерева решения»
| | 28.
|
| Использование в маркетин-говых исследованиях информационной системы и системы поддержки решений.
| Проведите анализ предмета иссле-дования (по выбору) с использованием маркетинговой информационной сис-темы.
| | 29.
|
| Количественные и качественные методы сбора данных.
| Анализ соотношения торговых расходов с размерами получаемой прибыли.
| | 30.
|
| Разработка форм для сбора данных.
| Разработайте вопросник для изучения отношения потребителей к фирме, оказывающей услуги. Соберите информацию и выполните обработку данных методом табулирования.
| | 31.
|
| Применение экспертных оценок при проведении маркетинговых исследований.
| Осуществите анализ соотношения «цена-качество» товара (по выбору) методом экспертных оценок.
| | 32.
|
| Метод Дельфи и метод коллективной генерации идей как приём экспертных оценок.
| Сформулируйте проблему исследования. Определите базу данных для исследования методом Дельфи. Обоснуйте полученный результат.
| | 33.
|
| Маркетинговые исследования рекламной деятельности
| Оценить эффективность затрат на рекламную деятельность фирмы.
| | 34.
|
| Методы оценки эффективности рекламной деятельности.
| Приведите анализ мероприятий стимулирования фирмы. Определите затраты и доход.
| | 35.
|
| Исследования конкурентной среды в системе маркетинга.
| Осуществите сравнительный анализ товара фирмы и товара-заменителя, присутствующего на рынке по показателю «цена-качество»
| | 36.
|
| Маркетинговые исследования в сети Интернет
| Оценить уровень и темпы развития электронной коммерции в РБ.
| | 37.
|
| Анализ ценовой политики фирмы.
| Проанализировать затраты на сбыт продукции фирмы (по выбору).
| | 38.
|
| Маркетинговый анализ в системе разработки новых товаров фирмы.
| Обосновать идею по разработке товара рыночной новизны по экономическим показателям.
| | 39.
|
| Анализ системы управления маркетингом фирмы.
| Обосновать стратегию позициониро-вания фирмы (по выбору).
| | 40.
|
| Анализ потребительского восприятия торговой марки.
| Провести сравнительный анализ товара, имеющего и не имеющего торговую марку, по потребительским и экономическим показателям.
| | 41.
|
| Исследование факторов личностного и психологического порядка на поведение потребителей
| Проанализировать отношение потребителя к имиджу фирмы.
| | 42.
|
| Исследование влияния культурных и социальных факторов на потребительское поведение
| Анализ сегмента фирмы с учетом уровня доходов и рода занятий потребителей
| | 43.
|
| Демографический анализ потребителей фирмы.
| Провести маркетинговое исследова-ние для сбыта продукции и узнать сколько его нужно поставить в Октябрьский район г. Витебска в зависимости от состава семьи и дохода на члена семьи.
| | 44.
|
| Анализ системы управления качеством товара в маркетинге.
| Выберите сравниваемые товары по показателям качества и проведите анализ с помощью многоугольника конкурентоспособности.
| | 45.
|
| Исследование и оценка фирменной торговли в системе маркетинга.
| Проведите эксперимент со скрытым наблюдением. Задача исследования – оценка качества услуг в магазинах «Веста». Разработайте и заполните таблицу скрытых наблюдений. Далее проведите процедуру нестандартизи-рованного наблюдения. Сравните результаты двух наблюдений и обсудите сильные и слабые стороны.
| | 46.
|
| Исследование ассортиментной политики фирмы
| Проанализировать ассортиментную группу конкретного товара и определить вклад каждого в показатель прибыли и рентабельности. Обоснуйте полученный результат.
| |
|
| Сравнительная оценка торговой политики посредников фирмы.
| Осуществите оценку вариантов (прямой маркетинг, торговый персонал, посредники) построения каналов распределения товаров фирмы по экономическому критерию, критерию управляемости и критерию пригодности. Обоснуйте наиболее эффективный канал распределения.
| | 48.
|
| Анализ сервисного обслуживания потребителей.
| Оценить работу трех косметических салонов по критериям предпочтений потребителей с использованием разработанного опросного листа. Обработайте результаты опроса с помощью интервальной шкалы. Осуществите математические операции по вычислению статпоказателей. Сделайте вывод.
| | 49.
|
| Анализ оптовой торговли в системе маркетинга.
| Сформировать базу данных конкретного оптового предприятия по месячному объему продаж в течение года и соответствующих расходах на рекламу. С помощью уравнения регрессии оцените объем продаж на январь следующего года. Прокомментируйте степень корреляции между этими двумя переменными.
| | 50.
|
| Анализ розничной торговли в системе маркетинга
| Отберите случайную выборку (n=20) магазинов розничной торговли продуктами питания по суточному объему продаж. Определите выборочное среднее, дисперсию, среднеквадратическую ошибку, 95% доверительный интервал. Постройте гистограмму. Прокомментируйте результаты.
| | 51.
|
| Исследование ценовой и неценовой конкуренции в маркетинге.
| Докажите на конкретном примере анализе: ценовая конкуренция – разрушительная деятельность для фирмы, а неценовая – созидательная.
| | 52.
|
| Анализ и оценка позиционирования товара на рынке.
| Разработайте стратегию позиционирования, основанную на выгодах потребителей, сопоставляя стиральную машину «Атлант» с любой другой маркой стиральной машины. Полученную базу данных обработайте статистическо-математическим методом
| | 53.
|
| Исследование микросреды бизнеса фирмы
| Рассчитать емкость рынка по объемам производства и по продажам
| | 54.
|
| Исследование рынока швейных изделий с составлением карты рынка.
| Оценить развитие рынка одежды с использованием матрицы Хофера.
| | 55.
|
| Анализ обувной отрасли Республики Беларусь и конкурентной среды, в ней.
| Определить и оценить движущие силы современного рынка обуви.
| | 56.
|
| Процесс сегментирования как важнейший этап организации маркетинговых исследований потребителей
| Разработать методику (пример) сегментации клиентов гостиничного комплекса.
| | 57.
|
| Исследование бренда.
| Сравнить и оценить потенциал двух выбранных брендов.
| | 58.
|
| Внутренний и внешний маркетинговый аудит
| Определить доходность и прибыльность существующих сегментов предприятия
| | 59.
|
| Разработка проекта разведывательного исследования
| Фирма, выполняющая заказы по почте, заинтересована в качестве обслуживания. Она хочет оценить, почему клиенты неудовлетворены уровнем сервиса. Порекомендуйте тип исследовательского проекта и обоснуйте ваш выбор.
| | 60.
|
| Разработка проекта описательного исследования
| Менеджмент фирмы «Веста» решил разработать профиль среднего покупателя. Выберите и обоснуйте исследовательский проект.
| | 61.
|
| Организация и проведения каузального исследования
| Определите тип эксперимента и потенциальные факторы, снижающие внутреннюю и внешнюю достоверность эксперимента в ситуации, когда фирма желает выяснить, будет ли новая упаковка для стирального порошка Tide более эффективна, чем старая. В шести случайно отобранных из 12-и супермаркетов г. Минска Tide продается в новой упаковке, в остальных шести в старой. В обеих группах проводилась регистрация объема продаж порошка в течении трех месяцев.
| | 62.
|
| Организация и проведения панельного исследования.
| Данные по оценке объема сбыта и доли рынка одной и той же марки продукта, собранные посредством сканирования, отличаются от данных полученных с помощью панели потребителей. Обоснуйте на конкретном примере, что с этим делать?
| | 63.
|
| Организация и обработка результатов работы фокус-группы
| Разработайте план проведения фокус-группы для определения отношений и предпочтений потребителей к импортным автомобилям.
Подготовьте план для модератора.
| | 64.
|
| Организация и обработка результатов рыночного теста
| Тестируется эффективность рекламного ролика, цель которого не употреблять алкогольные напитки. Одной группе из 250 чел. продемонстрировали ролик, другой из 250 чел. не продемонстрировали. После этого в обеих группах измерили отношения к алкоголю. Определите независимые и зависимые переменные, модель эксперимента, потенциальные угрозы внутренней и внешней достоверности.
| |
6. Примеры выполнения индивидуального задания к курсовой работе по дисциплине «Маркетинговые исследования»
Пример 1. Исследование принятия решения о покупке.
Требуется сосредоточить внимание на мотивации индивидуальных потребителей при принятии ими решений о покупке. Интерес маркетолога к этому обусловлен тем, что решения, связанные с потребительским поведением, должны быть обоснованными и опираться на логику маркетингового анализа поведения потребителей.
Стадии процесса изучения поведения потребителей:
1. осознание потребности;
2. поиск информации;
3. предпокупочная оценка вариантов;
4. покупка;
5. потребление;
6. оценка альтернатив после покупки;
7. избавление.
Исследование поведения потребителей в процессе рыночного выбора опирается на применение методов системного анализа, позволяющих рассматривать любую рыночную ситуацию как некий объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей.
Информативные модели, рассматривающие каждую стадию анализа с точки зрения составляющих блоков (переменных) и их взаимосвязей обладают определенными преимуществами:
· они объясняют поведение потребителей в условиях, когда меняются факторы влияния на решение о покупке и внешние обстоятельства;
· они помогают фирме выяснить, что именно требуется знать о потребителях, и тем самым дают определенную систему координат для исследования и определения его приоритетных направлений;
· они служат фундаментом для разработки систем информационного менеджмента, служащих пониманию процессов, связанных с принятием решения о покупке, а также выяснению особенностей маркетинговых стратегий.
План маркетингового исследования потребителей чая и этапы его реализации.
С целью отработки процедуры и методики изучения процесса принятия решения о покупке проводим исследование потребителей чая на Смоленском рынке г.Витебска – крупного розничного торговца. Исследование было заказано индивидуальными предпринимателями, желающими выяснить причины неудач, чаще всего связанными с внешними факторами. План исследований, связанный с потребительским поведением, см. в таблицу 1.
Табл.1
План маркетингового исследования процесса принятия решения о покупке чая покупателями «Смоленский рынок»
Наименование этапа исследований
| Содержание этапа исследований
| 1.Разработка концепции исследований.
| 1.1.Определние целей
| Основные цели – исследование типов и этапов процесса принятия решения о покупке чая и разработка на этой основе стратегии маркетинга для индивидуальных предпринимателей.
| 1.2.Постановка основных задач
| Для реализации исследовательского замысла необходимо:
· определить тип решения о покупке чая;
· исследовать этапы процесса принятия решения о покупке чая;
· определить профили сегментов потребителей чая в зависимости от того, как они принимают решение о покупке;
· разработать стратегию маркетинговых реакций предпринимателей на поведение покупателей чая.
| 1.3.Формирование рабочей гипотезы исследования
| Основная рабочая гипотеза исследования состоит в том, что потребители на каждом этапе процесса принятия решения о покупке принимают как желательные, так и нежелательные для продавцов решения. Вследствие этого продавцы должны использовать не только стратегию поддержания желательных решений, но и стратегию их изменения.
| 2.Отбор источников информации.
| 2.1.Вторичная маркетинговая информация
| Статистические сборники Витебского областного комитета государственной статистики.
Статистическая отчётность предприятия «Смоленский рынок».
Исследования «Стиль жизни» в журнале «Маркетинг».
| 2.2.Первичная информация
| Источник первичной маркетинговой информации – результаты опроса потребителей чая, проведенного на Смоленском рынке.
| 3.Сбор и обработка информации
| Метод сбора первичной информации – опрос.
Объем выборки составляет . . . . чел.
Основным рабочим инструментом исследования служит специально разработанная анкета
Для обработки анкет используется специальная компьютерная программа.
| 4.Анализ информации, разработка выводов и рекомендаций
| Для анализа полученной информации используются статистические методы группировки, типологилизации и многомерной классификации (кластерного анализа). Результаты анализа представлены в виде таблиц и диаграмм. Они должны подтвердить основную рабочую гипотезу исследования и дать возможность сформулировать выводы, характеризующие механизм принятия решения о покупке чая, а также рекомендации, содержащие информацию о соотнесении маркетинговой деятельности продавцов чая с типом решения и каждым этапом процесса принятия потребителями разных сегментов решения о покупке чая.
| 5.Период проведения исследования
| Опрос провести в течении трех недель в апреле 2007 г. в торговых рядах Смоленского рынка.
|
Разработка вопросника для покупателей чая - как инструмент исследования.
Уважаемые покупатели!
Продавцы чая Смоленского рынка заинтересованы в улучшении обслуживания своих покупателей. Вы можете помочь нам в этом, если ответите на предлагаемые ниже вопросы. Анкета является анонимной, полученные данные будут использоваться в обобщенном виде.
Где Вы обычно предпочитаете покупать чай? (обведите кружочком код того значения каждой характеристики, которое отвечает Вашему мнению)
№
пп
| Место покупки чая
| Частота покупки
| Всегда покупаю здесь
| Почти всегда здесь покупаю
| Иногда здесь покупаю
| Иногда не покупаю здесь
| 1.
| На Смоленском рынке
|
|
|
|
| 2.
| В крупных магазинах
|
|
|
|
| 3.
| В секции «Чай» «Эвикома»
|
|
|
|
| 4.
| В мини-маркетах
|
|
|
|
| 5.
| Где увижу по дороге
|
|
|
|
|
Чем Вы руководствуетесь, решая, где именно приобрести чай? (отметьте все, что имеет к Вам отношение)
6.удобством места расположения;
7.большим выбором чая;
8.качеством товара;
9.ценами;
10.работой персонала;
11.Средствами стимулирования продаж (подарки, скидки и т.д.);
12.атмосферой в месте продаж;
13.Другими соображениями (укажите, пожалуйста) ______________
14.Как часто Вы покупаете чай ?
а) раз в неделю;
б) раз в две недели;
в) раз в месяц;
г) затрудняюсь ответить.
15. Сколько пачек чая Вы приобретаете за один раз?
а) одну пачку чая;
б) две пачки чая;
в) более двух пачек чая;
г) когда как;
д) затрудняюсь ответить.
Укажите, что для Вас чаще всего является поводом для покупки чая? ( обведите кружком код того значения каждой характеристики, которое отвечает Вашему мнению).
№
пп
| Повод для совершения
покупки
| Частота данного повода
| Никогда
| не часто
| часто
| очень часто
|
| Исчерпан запас
|
|
|
|
|
| Праздник
|
|
|
|
|
| Гости
|
|
|
|
|
| Подарок
|
|
|
|
|
| Информация о новом
сорте
|
|
|
|
|
Укажите, какие выгоды Вы чаще стремитесь получить от покупки чая? (Обведите кружком код того значения каждой характеристики, которое отвечает Вашему мнению).
№
пп
| Мотивы покупки чая
| Частота мотива
| Никогда
| не часто
| часто
| очень часто
|
| Привычка пить чай
|
|
|
|
|
| Желание иметь новинку
|
|
|
|
|
| Доставить себе удовольствие
|
|
|
|
|
| Возможность пообщаться
|
|
|
|
|
| Улучшить самочувствие, здоровье
|
|
|
|
|
| Скорость приготовления чая
|
|
|
|
| | | | | | | | | |
При выборе чая для Вас решающим является (отметьте все, что имеет к Вам отношение).
27.Собственное мнение;
28.Мнение членов семьи;
29.Мнение друзей;
30.Мнение продавца;
31.Реклама;
32.Информация в месте продаж.
Укажите степень значимости для Вас при покупке чая следующих характеристик (обведите кружком код того значения каждой характеристики, которое отвечает Вашему мнению).
№
пп
| Характеристика
| Степень важности
| Не важно
| Относитель-
но важно
| Достаточно
важно
| Очень
важно
| 33.
| Упаковка (расфасовка)
|
|
|
|
| 34.
| Страна-производитель
|
|
|
|
| 35.
| Марка
|
|
|
|
| 36.
| Цена
|
|
|
|
| 37.
| Реклама
|
|
|
|
| 38.
| Польза для здоровья
|
|
|
|
| 39.
| Наличие полной информации на упаковке чая
|
|
|
|
| 40.
| Качество
|
|
|
|
|
Если Вы когда-либо совершали покупку чая на Смоленском рынке, укажите степень своей удовлетворенности его характеристиками (обведите кружком код того значения каждой характеристики, которое отвечает Вашему мнению).
№
| Характеристика
| Удовлетворенность Неудовлетворенность
| 41.
| Упаковка (расфасовка)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 42.
| Страна-производитель
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 43.
| Марка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 44.
| Цена
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 45.
| Реклама
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 46.
| Польза для здоровья
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 47.
| Наличие полной информа-
ции на упаковке чая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 48.
| Качество
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
49.Имели ли Вы сегодня намерение купить чай до входа на Смоленский рынок?
а) да;
б) нет.
50.Если покупка была запланирована заранее, совершили Вы её сегодня?
а)да;
б)нет.
Если нет, укажите, пожалуйста причины отказа от покупки чая (отметьте всё, что имеет к Вам отношение).
51.Отсутствие денег;.
52.недостаточно широкий ассортимент чая, отсутствие возможности выбора;
53.высокие цены;
54.невыразительная выкладка;
55.безразличие продавца;
56.нечёткая консультация продавца;
57.низкое качество чая;
58.непривлекательная упаковка чая;
59.другое (укажите, что именно)_____________
Если покупка не была запланирована, но купить Вы всё же решили, укажите, что повлияло или могло повлиять на Ваше решение?
60.оригинальность оформления;
61.выкладка, способ показа чая;
62.меры по стимулированию спроса;
63.реклама в секции;
64.освещение в секции
65.звуки;
66.запахи;
67.оформление в секции;
68.атмосфера в секции, отношение продавца к проблемам покупателя;
69.присутствие других людей в секции.
70.Купите ли Вы в следующий раз чай на Смоленском рынке?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
71.Существует ли, по Вашему мнению, продукты-заменители чая в соответствии с сезоном?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
72. если да, то укажите этот продукт-заменитель ________ и в заключении дайте информацию о себе.
73. Пол:
а) мужской;
б) женский.
74. Возраст:
а) до 25 лет;
б) 25-29 лет;
в) 30-35 лет;
г) 40-45 лет;
д) 46-54 года;
е) 55 лет и старше.
75. Образование:
а) высшее;
б) незаконченное высшее;
в) среднее специальное;
г) общее среднее;
д) неполное среднее.
76.Среднемесячный доход на одного члена Вашей семьи:
а) ниже 100 тыс.руб.
б) 100-200 тыс.руб
в) 200-300 тыс.руб.
г) 300-400 тыс.руб.
д) 400-500 тыс.руб.
е) 500-600 тыс.руб.
ж) 600-800 тыс.руб
з) 800-1000 тыс.руб.
и) более 1 млн.руб.
77.Ваш род занятий:
а) предприниматель;
б) менеджер высшего звена;
в) менеджер среднего звена;
г) инженер;
д) бухгалтер, экономист;
е) учитель, врач, журналист;
ж) военнослужащий, работник милиции;
е) юрист;
и) высококвалифицированный рабочий;
к) рабочий средней квалификации;
л) работник торговли, сферы услуг;
м) секретарь;
н) неработающий пенсионер;
о) домохозяйка;
п) студент.
78.Сколько человек в Вашей семье (включая Вас)?
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять;
е) шесть и более.
79. В каком районе города Вы живёте?
а) Октябрьский;
б) Железнодорожный;
в) Первомайский.
При составлении анкеты исключительно важным было использование интервальных и порядковых шкал, поскольку появилась возможность сравнить ответы, полученные от различных групп покупателей (это одно из важнейших требований кластерного анализа).
Выбор метода исследования.
Методы исследования поведения потребителей в процессе принятия решения о покупке чая выбирались с учетом целей исследования, характеристик респондентов и задаваемых им вопросов. Использовались следующие методы:
· кабинетные, направленные на обобщение вторичной информации о социально- демографических характеристик потребителей чая, предпочтении ими тех или иных марок, предприятий, коммуникационных каналов, о доходах и т.д.
· полевые, основанные на анализе первичных данных, полученных в результате опросов потребителей, характеризующих их поведение на каждом этапе принятия решения о покупке.
Эти методы достаточно просты и могут применяться при маркетинговых исследованиях любого предприятия сферы услуг. Методы качественных исследований не находят широкого применения, поскольку требуют большого опыта и высокого уровня профессионализма специалистов, что приводит в конечном счёте к высоким затратам на эту работу
Определение объема выборки.
Численность бесповторной выборки в нашем исследовании определяется при известном объеме генеральной совокупности и известной дисперсии изучаемого признака
,
где Z – нормированное отклонение исходя из выбранного уровня доверительности
(табличное значение 1,96);
- дисперсия изучаемого признака, определяемая на основе числовой характеристики разброса значения признака (получается возведением в квадрат среднеквадратического отклонения);
N – число единиц в генеральной совокупности;
e – допустимая ошибка выборки.
Для расчёта дисперсии изучаемого признака принимался средний размер покупки чая покупателями, определявшийся путём устного опроса (табл.2).
Рассчитаем значение дисперсии по формуле:
Табл.2
Определение среднего размера покупки.
Изучаемый признак
| Ответы потребителей
|
Размер покупки
тыс. руб.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3,0
| 1,4
| 7,9
| 2,9
| 1,1
| 1,7
| 1,8
| 2,1
| 6,0
| 3,0
| 7,0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.0
| 6,5
| 2,4
| 1,15
| 2,4
| 3,0
| 6,0
| 2,1
| 2,6
| 13,0
| 2,0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0,9
| 8,0
| 1,4
| 1,7
| 1,8
| 5,4
| 6,4
| 0,74
| 2,5
| 1,01
| 12,0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2,3
| 10,3
| 12,3
| 3,0
| 0,9
| 2,3
| 1,78
| 10,0
| 5,0
| 1,4
| 3,0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6,0
| 1,6
| 1,5
| 1,9
| 1,6
| 1,0
| 2,6
| 1,4
| 1,4
| 3,0
| 1,3
|
|
|
|
|
|
|
|
| Среднее значе-
ние размера по
купки-4,65
| 9,0
| 1,02
| 6,0
| 1,4
| 3,0
| 3,0
| 10,0
| 1,02
|
Поскольку исследование проводилось для Смоленского рынка, покупателями которого являются исключительно жители Октябрьского района г.Витебска, а численность населения района по данным областного статуправления в 2006 году составила 100 тыс.человек, то данную цифру можно принять за объем генеральной совокупности. При этом заданная ошибка выборки имеет 0,55 тыс.руб (12%).
Отсюда численность выборки n равна 148 человек.
Практика маркетинговых исследований показывает, что некоторые анкеты не возвращаются или выбраковываются в ходе предварительной обработки, поэтому размер выборки был округлён до 160 человек.
В исследовании использована следующая система оценки надежности результатов: повышенная надёжность допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная – 3-10%, приближенная – 10- 20%, ориентировочная – 20-40%, прикидочная – более 40%. Данное исследование приблизительно характеризуется надежностью в 12%, что допустимо для пробных исследований, цель которых – проверка конкретных методов и процедур.
Сегментирование покупателей чая по социально-демографическим признакам.
Простая группировка и классификация потребителей по социально-демографическим признакам упорядочила результаты анкетирования. Так базовая выборка содержала 71,9% женщин и 28,1% мужчин. Между тем генеральная совокупность состояла из 54,3% женщин и 45,7% мужчин. Нетрудно убедиться, что среди покупателей чая заметно преобладали женщины.
Наиболее представительные возрастные группы составляли респонденты:
30-39 лет (24,6%);
25-29 лет (23,8%).
Далее следовали три возрастные группы:
40-45 лет (17,3%);
55 и старше (17,3%);
до 25 лет (16,2%).
По уровню доходов респонденты распределились следующим образом:
27,7% имели доход 400-500 тыс.руб.;
18,1% - 300-400 тыс.руб.;
16,5% - 100-200 тыс.руб.;
11,5% - 800– 1 млн.руб.;
8,1% - 600-700 тыс.руб.;
6,2% - 200-300 тыс.руб.
3,5% - ниже 100 тыс.руб;
2,7% - выше 1 млн.руб.
Что касается количественного состава семьи, по данным анкетного опроса, семьи респондентов в основном состояли из двух или трех человек (25,4% и 35,4%) соответственно. Семьи, состоящие из одного, четырёх, пяти и шести человек, распределились следующим образом: 13,5%; 20,4%; 4,6%; 0,8% соответственно.
Сопоставление этих показателей позволило утверждать, что большинство населения Октябрьского района г.Витебска вряд ли можно отнести к «среднему классу». К потенциальному среднему классу можно было отнести семьи с доходом от 800 тыс.руб. на человека (14,2%). Остальные относились скорее к низшему классу (75,8%).
Для определения устойчивых связей между социально-демографическими признаками была осуществлена перекрёстная группировка данных анкетного опроса (кросстабуляция), а также их типологилизация, служащая первым шагом кластерного анализа. При кросстабуляции мы воспользовались одним из основных признаков сегментации – ежемесячным уровнем дохода.
Самый многочисленный первый сегмент составили потребители с доходом 400-500 тыс.руб.(27,7 % общего объема базовой выборки):
|
|