Обратная связь
|
Пример 2 Многофакторный SWOT-анализ для разработки стратегических направлений деятельности предприятия
SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, источником которых является его внешняя среда. Процедура SWOT-анализа при использовании в целом сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются, а затем сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы рынка. Это сопоставление дает возможность определить перспективные направления развития предприятия, а также выявить проблемы, требующие скорейшего решения.
Методика SWOT-анализа удобна в применении и позволяет наиболее полно учесть все многообразие факторов, оказывающих влияние на организацию. Условно процесс использования данной методики может быть разбит на четыре этапа:
1)определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз;
2)экспертная оценка;
3)обработка полученных оценок;
4)анализ полученных результатов.
Определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз является задачей экспертов. Число экспертов определяется индивидуально в каждом конкретном случае, но оно не должно быть меньше десяти для обеспечения объективности результатов. Количество выделяемых факторов сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для удобства анализа должно составлять от пяти до десяти. Они заносятся в следующую форму для опроса экспертов (табл. 1).
В строке Рj эксперты оценивают вероятность (в пределах от 0 до 1) возникновения каждой возможности и угрозы. В строке Kj отмечается значение коэффициента влияния на деятельность фирмы каждой благоприятной возможности и угрозы (также в пределах от 0 до 1). В столбце Аi эксперт должен оценить интенсивность (значимость) сильных и слабых сторон (по шкале от 1 до 5 баллов): наиболее сильная из сильных (наиболее слабая из слабых) сторона получает максимальную оценку. Минимальная оценка, соответственно, у наименее сильной из сильных (наименее слабой из слабых) стороны.
В ячейках aij эксперт должен оценить способность фирмы за счет сильных сторон воспользоваться благоприятными возможностями и противостоять угрозам и, соответственно, возможность слабых сторон препятствовать реализации благоприятных возможностей и повышать риск угрозы (по шкале от 1 до 5, для слабых сторон оценка со знаком минус).
Далее, после сбора анкет экспертов, производится усреднение оценок, результаты которого заносятся в специальную матрицу. Условный пример матрицы усредненных значений экспертных оценок представлен в табл. 2.
После того как получена матрица усредненных значений экспертных оценок, формируется итоговая матрица SWOT-анализа (табл. 3). Формирование данной матрицы производится по следующим правилам.
1. По формуле (1) рассчитывается Aij:
Например:
Полученные значения заносятся в итоговую матрицу.
2. Затем по формуле (2) производится оценка конкретных благоприятных возможностей и угроз для фирмы:
где m - число сильных и слабых сторон.
Например:
3. С использованием формулы (3) производится оценка сильных и слабых сторон фирмы:
ТАБЛИЦА 1. ФОРМА ДЛЯ ОПРОСА ЭКСПЕРТОВ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Благоприятные возможности(0)
| Угрозы (Т)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Благоприятная возможность 1
| Благоприятная возможность 2
| Благоприятная возможность 3
| Благоприятная возможность 4
| Благоприятная возможность 5
| Благоприятная возможность 6
| Благоприятная возможность 7
| Благоприятная возможность 8
| Угроза 1
| Угроза 2
| Угроза 3
| Угроза 4
| Угроза 5
| Угроза 6
| Угроза 7
| Угроза 8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вероятность появления(Pj)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Коэффициент влияния (Кj)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сильные стороны (S)
| Интенсивность (АI)
|
| Сильная сторона 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сильная сторона 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сильная сторона 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сильная сторона 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сильная сторона 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где n - число благоприятных возможностей и угроз.
Например:
А’ = 2,38 + 2,45 + 6,27 + 2,32 + 4,54+
+ 8,19 + 1,81 + 4,10 + 4,11 + 6,85 + 5,52 +
+2,14 + 6,19 + 2,44 + 0,49 + 0,36 = 60,17.
Для удобства представления и анализа данных оценки сильных / слабых сторон, а также благоприятных возможностей / угроз могут быть вынесены в отдельные таблицы (табл. 4-5). На основании полученных таблиц могут быть сделаны выводы:
■ о ключевых преимуществах фирмы (в рассмотренном примере — лидер рынка и большой территориальный охват), которые позволят минимизировать риск угроз и воспользоваться благоприятными возможностями;
■ о преимуществах с более низким рейтингом (имидж марки, постоянный вывод на рынок новинок, высокое качество продукта), но тем не менее имеющих немалое значение как резерв повышения конкурентоспособности фирмы;
■ о самых серьезных недостатках фирмы (высокая цена);
о возможностях (получение лицензии на новый вид деятельности, рост спроса на дополнительные услуги, снижение цен на взаимодополняющие товары и услуги) и угрозах (большое число конкурентов, увеличение рыночной доли конкурентов, снижение цены у конкурентов), на которые следует обратить особое внимание.
Сопоставление полученных данных о сильных / слабых сторонах предприятия, а также о возможностях / угрозах необходимо для формулирования предложений, касающихся: способов предотвращения угроз за счет сильных сторон; наиболее эффективного использования благоприятных возможностей; путей выхода из ситуаций, возникающих в случае появления угроз, которые в сочетании со слабыми сторонами фирмы представляют наибольшую опасность. Так, в рассмотренном примере предприятие легко может справиться с такими угрозами, как большое число конкурентов и увеличение рыночной доли последних, используя собственные лидирующие позиции на рынке и благоприятные возможности (снижение конкуренции за счет развития новых видов деятельности и вывода на рынок новых продуктов). Преимущество данной методики, на наш взгляд, заключается в применении многоаспектного, многофакторного анализа.
Оценки Aij итоговой матрицы включают такие показатели, как:
1) вероятность появления возможности / угрозы;
2) коэффициент (степень) влияния каждой возможности / угрозы на деятельность фирмы;
3) значимость каждой сильной / слабой стороны фирмы;
4) способность каждой сильной (слабой) стороны повлиять на каждую возможность / угрозу (помочь воспользоваться возможностью и устранить угрозу – для сильных сторон; снизить вероятность использования возможности, максимально повысить риск угрозы - для слабых сторон).
Подробный анализ данных табл. 3 поможет получить информацию о том, какая возможность / угроза оказала наибольшее влияние на оценку конкретной сильной / слабой стороны и, наоборот, какая сильная / слабая сторона оказала наибольшее влияние на оценку конкретной возможности / угрозы.
ТАБЛИЦА 2. УСРЕДНЁННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
|
|
|
|
| Благоприятные возможности(0)
| Угрозы (Т)
|
|
|
|
| Благоприятные демографические изменения
| Снижение конкуренции
| Рост уровня доходов населения
| Снижение налогов и сборов
| Снижение цен на взаимодополняющие товары и услуги
| Получение лицензии на новый вид деятельности
| Исчезновение с рынка товаров
| Рост спроса на дополнительные услуги
| Замедление роста рынка
| Большое количество конкурентов
| Снижение цены у конкурентов
| Новое законодательство
| Увеличение рыночной доли конкурентов
| Появление новых товаров-заменителей
| Снижение уровня доходов населения
| Изменение вкусов потребителей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вероятность появления (Рj)
| 0,6
| 0,25
| 0,6
| 0,35
| 0,68
| 0,75
| 0,3
| 0,65
| 0,43
| 0,63
| 0,6
| 0,5
| 0,63
| 0,5
| 0,13
| 0,13
| Коэффициент влияния (Кj)
| 0,43
| 0,73
| 0,83
| 0,45
| 0,53
| 0,65
| 0,48
| 0,6
| 0,65
| 0,7
| 0,73
| 0,6
| 0,78
| 0,58
| 0,45
| 0,33
| Сильные стороны (S)
| Интенсивность (Фj)
|
| Лидер рынка
| 4,2
| 2,2
| 3,2
|
| 3,5
|
|
|
| 2,5
| 3,5
| 3,7
|
| 1,7
|
|
|
|
| Большой территориальный охват
|
| 2,7
| 3,5
| 2,2
| 2,5
| 2,7
| 3,5
| 2,5
| 2,7
| 2,7
| 2,5
|
| 1,7
| 3,7
| 1,7
| 1,5
| 1,5
| Продолжение таблицы 2
Высокое качество продукта
| 3,2
| 1,7
| 2,7
| 2,8
|
|
| 3,7
| 2,3
| 2,2
| 2,3
| 3,2
| 2,2
| 1,5
|
| 1,5
| 1,3
| 1,5
| Постоянный выход на рынок новинок
| 3,3
| 2,2
| 2,7
| 3,2
|
| 2,8
| 3,5
|
|
| 2,2
|
| 2,5
| 1,8
| 2,5
| 2,2
| 1,7
| 1,5
| Имидж марки
| 3,7
|
|
|
| 2,5
| 3,2
| 3,5
|
| 3,2
| 2,5
| 2,7
|
| 1,7
|
| 1,8
| 1,5
| 1,5
| Слабые стороны (W)
| Однотипность рекламы для всех сегментов потребителей
|
| -1,2
| -1,2
| -2
| -1,2
| -1,7
| -1,8
| -2
| -2,2
| -2
| -2
| -1,7
| -1,2
| -2
| 1,3
| -1,3
| -1
| Высокий уровень издержек
| 3,3
| -1,7
| -1,2
| -2,5
| -1,2
| -1,8
| -2
| -1,2
| -1,7
| -2
| -1,8
| -2,5
| -1,7
| -2,2
| -1,3
| -2
| -1,7
| Высокая цена
| 4,5
| -2,3
| -2,2
| -3
| -1,7
| -2,5
| -1,7
| -1,5
| -2,2
| -2,8
| -2,7
| -3,5
| -2,2
| -3,5
| -1,7
| -2,5
| -1,2
| Низкая ценность инноваций для потребителя
|
| -1,5
| -1,2
| -1,7
| -1,3
| -1,5
| -1,8
| -1,5
| -2,2
| -2
| -1,5
| -2
| -1,2
| -2
| -1,5
| -1
| -1,5
| Мало центров обслуживания
| 2,5
| -3
| -1,7
| -1,5
| -1,7
| -1,8
| -1,3
| -1,2
| -1,5
| -1,5
| -1,8
| -1,7
| -1
| -2,2
| -1,5
| -1,2
| -1,3
|
ТАБЛИЦА 3. УСЛОВНЫЙ ПРИМЕР ИТОГОВОЙ МАТРИЦЫ SWOT-анализа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Благоприятные демографические изменения
| Снижение конкурентоспособности
| Рост уровня доходов населения
| Снижение налогов и сборов
| Снижение цен на взаимодополняющие товары и услуги
| Получение лицензии на новый вид деятельности
| Исчезновение с рынка товаров-заменителей
| Рост спроса на дополнительные услуги
| Замедление роста рынка
| Большое число конкурентов
| Снижение цены у конкурентов
| Новое законодательство
| Увеличение рыночной доли конкурентов
| Появление новых товаров-заменителей
| Снижение уровня доходов населения
| Изменение вкусов потребителей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Кj
| 3,22
| 6,48
| 7,93
| 4,30
| 8,65
| 21,52
| 4,50
| 10,07
| 5,34
| 11,94
| 7,16
| 2,60
| 9,01
| 3,72
| 0,28
| 0,45
| Сильные стороны (S)
| Aij
|
| Лидер рынка
| 60,17
| 2,38
| 2,45
| 6,27
| 2,32
| 4,54
| 8,19
| 1,81
| 4,10
| 4,11
| 6,85
| 5,52
| 2,14
| 6,19
| 2,44
| 0,49
| 0,35
| Большой территориальный охват
| 65,31
| 3,48
| 3,19
| 5,48
| 1,97
| 4,87
| 8,53
| 1,80
| 5,27
| 3,77
| 5,51
| 6,57
| 2,55
| 9,09
| 2,47
| 0,44
| 0,32
| Высокое качество продукта
| 36,42
| 1,40
| 1,58
| 4,46
| 1,01
| 2,31
| 5,77
| 1,06
| 2,75
| 2,06
| 4,52
| 3,08
| 1,44
| 3,14
| 1,39
| 0,24
| 0,21
| Постоянный вывод на рынок новинок
| 43,82
| 1,87
| 1,63
| 5,26
| 1,04
| 3,33
| 5,63
| 1,43
| 5,15
| 2,03
| 4,37
| 3,64
| 1,78
| 4,05
| 2,11
| 0,33
| 0,21
| Продолжение таблицы 3
Имидж марки
| 47,56
| 1,91
| 2,03
| 3,69
| 1,46
| 4,27
| 6,31
| 1,60
| 4,62
| 2,59
| 4,41
| 4,86
| 1,89
| 5,45
| 1,93
| 0,32
| 0,24
| Слабые стороны (W)
|
| Однотипность рекламы для всех сегментов потребителей
| -16,75
| -0,62
| -0,44
| -1,99
| -0,38
| -1,23
| -1,76
| -0,58
| -1,72
| -1,12
| -1,76
| -1,49
| -0,72
| -1,97
| -0,75
| -0,15
| -0,09
| Высокий уровень издержек
| -30,22
| -1,45
| -0,72
| -4,11
| -0,62
| -2,14
| -3,22
| -0,57
| -2,19
| -1,84
| -2,62
| -3,61
| -1,68
| -3,57
| -1,24
| -0,39
| -0,24
| Высокая цена
| -54,62
| -2,67
| -1,81
| -6,72
| -1,20
| -0,05
| -3,73
| -0,97
| -3,86
| -3,52
| -5,36
| -6,90
| -2,97
| -7,74
| -2,22
| -0,66
| -0,23
| Низкая ценность инноваций для потребителя
| -24,44
| -1,16
| -0,66
| -2,54
| -0,61
| -1,62
| -2,63
| -0,65
| -2,57
| -1,68
| -1,98
| -2,63
| -1,08
| -2,95
| -1,31
| -0,18
| -0,19
| Мало центров обслуживания
| -20,10
| -1,94
| -0,78
| -1,87
| -0,67
| -1,62
| -1,58
| -0,43
| -1,46
| -1,05
| -1,98
| -1,86
| -0,75
| -2,70
| -1,09
| -0,18
| -0,14
|
ТАБЛИЦА 4. ПРИМЕР ОЦЕНКИ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ФИРМЫ
| Сильные стороны (S)
| Аij
| Лидер рынка
| 60,17
| Большой территориальный охват
| 65,31
| Высокое качество продукта
| 36,42
| Постоянный выход на рынок новинок
| 43,82
| Имидж марки
| 47,56
| Слабые стороны (W)
| Однотипность рекламы для всех сегментов потребителей
| -16,75
| Высокий уровень издержек
| -30,22
| Высокая цена
| -54,62
| Низкая ценность инноваций для потребителя
| -24,44
| Мало центров обслуживания
| -20,10
|
ТАБЛИЦА 5 ПРИМЕР ОЦЕНКИ БЛАГОПРИЯТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ ДЛЯ ФИРМЫ
| Благоприятные возможности (О)
| Кj
| Благоприятные демографические изменения
| 3,22
| Снижение конкуренции
| 6,48
| Рост уровня доходов населения
| 7,93
| Снижение налогов и сборов
| 4,30
| Снижение цен на взаимодополняющие товары и услуги
| 8,65
| Получение лицензии на новый вид деятельности
| 21,52
| Исчезновение с рынка товаров-заменителей
| 4,50
| Рост спроса на дополнительные услуги
| 10,07
| Угрозы (Т)
|
| Замедление роста рынка
| 5,34
| Большое число конкурентов
| 11,94
| Снижение цены у конкурентов
| 7,16
| Новое законодательство
| 2,60
| Увеличение рыночной доли конкурентов
| 9,01
| Появление новых товаров-заменителей
| 3,72
| Снижение уровня доходов населения
| 0,28
| Изменение вкусов потребителей
| 0,45
|
|
|