Система франчайзинга в торговле. Организация коммерческой деятельности в общественном питании
Общественным питанием называется подотрасль (или подсистема), торговли, специализируется на производстве и реализации готовой к потреблению пищи и на обслуживании процесса потребления пищи населением.
Общественное питание экономит свободное время трудящихся, освобождая их от необходимости приобретать продукты питания в розничной торговле и заниматься трудоемкой работой по приготовлению пищи в домашних условиях. Оно облегчает домашний труд, прежде всего женщин, создавая предпосылки для большего вовлечения их в трудовую и общественную деятельность, предоставляя лучшие возможности для воспитания детей.
Отрасли общественного питания свойственно сочетание трех функций:
· производство готовой пищи;
· реализация готовой пищи;
· организация потребления пищи.
Также в качестве особенностей деятельности предприятий питания можно выделить такие функции, как:
· приготовление кулинарной продукции небольшими, партиями при широком ее ассортименте, неповторяемости по дням недели и имеющей определенные сроки реализации;
· спрос на продукцию и услуги, который колеблется в течение дня, недели, времени года и т.д.;
· ассортимент реализуемой продукции, зависящий от контингента потребителей. Ассортимент неоднородный по спросу, и по покупательной способности, и по возрасту и т.д.;
· незначительная доля торговых помещений на предприятиях питания при достаточно больших площадях под складские, производственные и другие группы помещений.
Результативность деятельности предприятия питания отражает такой показатель, как экономическая эффективность.
Степень эффективности экономических функций предприятия питания характеризуется временем пребывания товара в данной сфере, возмещением расходов производства, получением прибыли на всех стадиях товарного обращения.
Критерием социальной эффективности является максимум социального эффекта при наличных ресурсах или максимум экономии труда при данном социальном эффекте.
Социально-экономическое значение общественного питания заключается в том, что оно, удовлетворяя повседневные потребности людей в пище, способствует:
· экономии общественного труда;
· эффективному использованию материальных, трудовых ресурсов;
· увеличению свободного времени трудящихся для всестороннего гармоничного развития;
· организованному на научной основе удовлетворению потребностей трудящихся в продуктах питания;
· снижению затрат времени женщин в домашнем хозяйстве ^амен домашнего приготовления пищи общественно-организованным;
· повышению производительности труда на предприятиях и воспроизводству рабочей силы.
Проводя всесторонний и постоянный анализ деятельности предприятия питания, можно:
· быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности как организации в целом, так и ее структурных подразделений;
· точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль;
· - определять затраты (себестоимость) и тенденции их измене-
· - находить оптимальные пути решения проблем предприятия, получение прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе, укрепления финансового состояния.
Выделение приоритетов в коммерческой деятельности не менее важно, чем в производстве. Реализация этого принципа предполагает постоянное изучение и знание всех деталей коммерческой деятельности.
Работа коммерческой организации в сфере товарного обращения оценивается с помощью различных показателей: объектом реализации товаров, уровнем издержек обращения, показателями товарооборота и другими.
Однако наиболее точно отражают показатели прибыли. Поэтому нацеленность коммерческого предприятия на достижение в конечном результате прибыли является одним из основных принципов коммерческой деятельности.
Проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельности, можно:
- быстро, качественно и профессионально оценивать результативность коммерческой работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
- точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров и предоставляемых услуг;
- определять расходы на торговую деятельность (издержки обращения) и тенденции их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;
- находить оптимальные пути решения коммерческих проблем торгового предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.
Важнейшими целями, которые преследуются при планировании коммерческой деятельности предприятия, как правило, являются определения объема продаж товарной массы, прибыли и доли на рынке. Структура бизнес-плана разрабатывается на основе обобщения опыта работы отечественных и зарубежных бизнесменов в той или иной сфере деятельности.
Система франчайзинга в торговле.
Франчайзинг в торговле – это современная система лицензирования, распространения бренда и способствование к росту объема продаж. Необходимо доходчиво проникнуться в детали этого вида торговли, дабы осознать его успешность и прогресс. При этом франчайзинг -- это действительно минимальные риски для обеих сторон. Франчайзер не вкладывает в развитие сети собственные средства, а значит, не рискует деньгами. Поэтому, даже очень крупные компании предпочитают выходить на региональные рынки через деловых партнеров. В свою очередь, франчайзи получает продуманную и чаще всего проверенную схему бизнеса. В результате доля банкротств здесь в разы меньше, чем в других партнерских схемах, поскольку более крупная организация защищает франчайзи, предоставляя партнеру свои рекомендации (по сути -- консалтинг) и установления стандартов. Во всем мире франчайзинг считается одной из самых надежных систем бизнеса, благодаря чему банки охотно дают заемные средства под такие проекты. Франчайзинг может быть позиционирован как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.
Во франчайзинге, как уже отмечалось, участвуют две группы бизнесменов. Тот, кто предоставляет это право (франшизу), называется франчайзер. Обычно он имеет многолетний опыт в производстве данного продукта, развил систему, присвоил ей свое имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет.
Франчайзи -- это лицо, которое покупает право на ведение бизнеса (франшизу) под именем или торговой маркой. Выгоды из объединения усилий в бизнесе извлечь непросто. Когда люди сотрудничают, это дает не только полезный эффект, но и создает определенные трудности и ограничения, вытекающие из системы сотрудничества.
Каждый партнер должен подчинить себя общей цели, общим правилам, общим договоренностям, т. е. свои интересы согласовывать с интересами и другой стороны.
|