Обратная связь
|
Использование интернет-технологий в системах CRM
(CRM-системы для электронной коммерции - e-CRM)
Прежде чем говорить более подробно о CRM-системах, используемых в электронной коммерции, необходимо определиться с терминологией. Все современные системы CRM, независимо от того, в какой сфере бизнеса они задействованы, так или иначе, используют интернет-технологии.
Современные CRM позволяют сотруднику компании получать необходимую информацию о клиенте через Интернет и анализировать ее в режиме реального времени с помощью OLAP-технологий.
В данном разделе речь идет о е-CRM-системах как о CRM-системах, которые используются компаниями, работающими в сфере интернет-коммерции. Помимо того, что эти системы обладают всеми функциями обычных CRM-систем, они полностью интегрируются с Web-сайтом компании - вся информация с сайта попадает в систему e-CRM. Сама система может определять построение сайта и эффективно обслуживать каждого клиента в процессе интернет-покупки или оказания интернет-услуги.CRM-системы регистрируют и анализируют все контакты между покупателем и продавцом, осуществленные через Web-сайт компании или по электронной почте. К тому же е-CRM-система может быть интегрирована отдельным модулем в основную систему CRM, если компания, помимо своей основной деятельности, ведет свой бизнес в Интернете. Наиболее популярным видом CRM-систем в электронной коммерции являются системы е-CRM для интернет-магазинов. Использование е-CRM-систем в фирмах, торгующих через Интернет, происходит на всем протяжении взаимодействия клиента и компании - начиная с поиска потенциальных клиентов и заканчивая доставкой товара. Наконец, е-CRM-системы могут использоваться компаниями, предоставляющими услуги в Интернете, в частности финансовые, такие, как страхование, торговля ценными бумагами и банковские услуги.
Критические характеристики CRM-систем
Для работы через Интернет.
Можно выделить две критические характеристики, специфичные для CRM в Web (или так называемой e-CRM), которые влияют на способность аналитических инструментов CRM освоить этот новый канал, послужить поддержкой интеграции каналов.
1) Объемы данных - абсолютный объем данных, вырабатываемый при визитах на Web-узлы, намного превосходит объем сведений, порождаемых любым другим каналом. Многие инструменты добычи данных могут оказаться просто недостаточно надежными для того, чтобы справиться с количеством информации, вырабатываемой Web-узлами.
2) Формирование профилей в реальном времени. В традиционных каналах фиксируются только успешные трансакции (например, продажи), поэтому они не могут служить достаточно основательным источником информации о том, что вызвало первоначальный интерес потенциального потребителя к покупке. Web поставляет огромный объем данных о поведении посетителей, которые позволяют лучше учесть особенности предпочтений потенциального покупателя. В то же время Web не дает таких подробных сведений, как другие каналы, о конкретных лицах, если только они добровольно не соглашаются зарегистрироваться или не завершат покупку. Многие посетители не межуточных складов, расположенных, например, в региональных центрах. Работает следующий механизм:
1) заказ клиента поступает в центральный блок системы;
2) система определяет, достаточно ли товара для отгрузки с ближайшего территориального склада, и в случае необходимости формирует заказ на внутреннее перемещение со следующего по близости склада;
3) в случае отсутствия товара на всех складах система автоматически формирует заявку на закупку и прогнозирует время исполнения заказа;
4) система обеспечивает выравнивание запасов на складах, как с помощью доставки из распределительного центра, так и с помощью внутренних перемещений между региональными складами.
3) Учет товаров по серийным номерам или номерам партий. Возможность отслеживать серийные номера поставленных товаров позволяет предприятиям минимизировать издержки в случае возникновения технологических сбоев, влекущих за собой необходимость замены тех или иных партий товара.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В МАРКЕТИНГЕ
В завершении хотелось бы наметить те направления, по которым ожидается развитие использования информационных технологий и систем в маркетинговой деятельности в ближайшей перспективе. Они во многом созвучны с теми изменениям, которые происходят в современном маркетинге в целом, причем ряд изменений был вызван именно появлением новых возможностей, предоставляемых информационными технологиями. Можно выделить следующие перспективные направления в развитии маркетинговых информационных систем.
1. Интеграция систем, ориентированных на обработку и анализ информации, поступающей из внешней среды (таких, как системы CRM и SCM) в системы управления внутренними ресурсами предприятия (ERP-системы). Как отмечалась выше, одним из серьезных препятствий на пути массового применения систем управления взаимоотношениями с клиентами является их отчужденность от работающих на большинстве зарубежных и ряде российских предприятий интегрированных систем управления производством и учетно-финансовой деятельностью. Данная проблема может быть решена двумя способами. Во-первых, путем включения разработчиками систем ERP CRM и SCM-модулей в состав новых версий программных продуктов ERP. Данный метод позволяет предоставить заказчику информационной системы интегрированное решение, обладающее высокой ценностью, так как большой опыт внедрения, накопленный поставщиками систем ERP, позволяет заказчику рассчитывать на различные дополнительные услуги. Но есть и обратная сторона медали: когда речь идет о покупке, например, системы People Soft с CRM-модулем, реально имеются в виду две разные системы (People Softи бывшая Vantive) плюс вновь созданный интерфейс. Риск есть, так как для полноценной реализации CRM-стратегии нужна глобальная и двунаправленная стыковка с другими бизнес-процессами - маркетингом, работой торгового отдела, отдела обслуживания клиентов, логистикой и т.п. Решение на базе двух систем и интерфейса не позволяет достичь такой интеграции. Необходимо интегрировать ERP-основу, CRM-систему и интернет-приложение - задача сложная и пока никем реально не решенная.
Другой способ решения описанных выше проблем заключается в разработке общепризнанных универсальных форматов обмена данными. Это позволит заказчикам конструировать информационную систему маркетинга из компонентов различных поставщиков, наиболее успешно реализующих ту или иную функцию, и будет способствовать развитию конкуренции на рынке ПО. Однако решение этой задачи требует координации действий значительного числа субъектов и может быть достигнуто нескоро, несмотря на предпринимающиеся попытки (например, разработки универсального языка XML).
2. Широкое распространение аутсорсинга при решении задач организации информационной системы предприятия и информационной системы маркетинга, в частности через аренду приложений. Аутсорсинг, как отмечалось ранее (см. гл. 4), является одной из характерных черт складывающейся в настоящее время модели управления. Построение и обслуживание корпоративной информационной системы является той функцией, которая одной из первых переводится на аутсорсинг в силу необходимости большого количества специфических ресурсов для ее реализации. Появившиеся в последнее время возможности аренды программного обеспечения и его использования в режиме удаленного доступа позволяют полностью вынести функцию обслуживания МИС за рамки предприятия. Технология аренды программного обеспечения работает следующим образом: компания-пользователь арендует все ПО CRM-системы, которое находится на сервере поставщика (ASP - Application Service Provider). Все клиенты (в том числе и администратор) этих систем имеют доступ к приложению при помощи сети Интернет. В общем случае ASP обеспечивает доступ к бизнес-приложению по той или иной схеме на условиях помесячной оплаты, взимаемой с компании - покупателя этого приложения. В обязанности фирмы, предлагающей услугу ASP, входит предоставление заказчику программного обеспечения, аппаратных средств и сетевой инфраструктуры, необходимых для работы приложений. Следует отметить, что в наибольшей степени возможности аутсорсинга информационных систем должны быть востребованы компаниями электронного бизнеса. Кроме того, данная схема идеально подходит для групп франчайзинговых компаний, работающих по единым бизнес-моделям. И, наконец, пользователями ASP могут стать любые фирмы, предлагающие профессиональные услуги для бизнеса, такие как аудиторские и консультационные.
Кроме того, у провайдера ASP есть возможность специализироваться на определенном сегменте бизнеса и иметь заранее настроенную бизнес-модель системы. В этом случае пользователь получает мгновенный доступ к уже работающей системе, смоделированной с учетом специфики его конкретной индустрии. Это означает, что фаза долговременного и затратного внедрения ERP-системы в случае с ERP-хостингом просто отсутствует, а поскольку базы данных различных компаний, подключенных к такому ASP-провайдеру, физически расположены в разных местах, то проблемы перемешивания данных или несанкционированного доступа со стороны конкурента не возникает. На пути практической реализации модели аренды информационных систем возникает ряд проблем, актуальных как для России, так и для развитых стран Запада.
Очень важная проблема - безопасность данных. Хостинг-провайдер обязан каким-то образом гарантировать, что даже он не сможет иметь доступа к информации своих клиентов, не говоря уже об их конкурентах или других лицах и организациях. Хостинг-провайдер должен предоставить систему, способную начать работать действительно сразу, а затем поддерживать и оперативно обновлять ее. Однако существует и другая возможность использования концепции ERP-хостинга - корпоративный хостинг. Такой подход может быть использован крупными интернациональными компаниями с сильно распределенной структурой. Чтобы оптимизировать затраты на корпоративную систему управления таким предприятием, можно создать единый центр данных и приложений, разместить в нем серверы и обеспечить доступ всех удаленных офисов и филиалов компании к этому центру в режиме хостинга через Интернет. Тогда нет необходимости заботиться ни о безопасности данных (сервер находится в ведении корпоративного центра), ни о своевременном обновлении бизнес-приложения (все изменения в бизнесе оперативно вносит команда центра), и хотя не все преимущества классического ERP-хостинга проявляются в случае применения этой модели (сохраняются затраты на закупку системы и оборудования), интегральные затраты на внедрение такой корпоративной системы будут на порядок меньше, чем при традиционном подходе.
3. Включение поставщиков и подрядчиков, других партнеров в информационную сеть предприятий путем использования технологий Extra Net и корпоративных порталов. Получающая все большее распространение тенденция «сетизации» бизнеса в ближайшие годы будет подкреплена расширением возможностей включения экономических агентов, традиционно представлявшихся элементами внешней среды, во внутрикорпоративную информационную систему, облегчающую взаимодействие между контрагентами.
До недавнего времени существовало четкое различие между глобальными компьютерными сетями, такими как Интернет, и внутрикорпоративными локальными сетями по принципам их построения и функционирования, взаимодействия с конечным пользователем. В настоящее время интернет-технологии все более активно используются при построении внутрифирменной информационной системы, в том числе и МИС. Корпоративные интрасети могут быть легко расширены за пределы компании, чтобы позволить определенным группам заинтересованных пользователей - партнерам компании, ее поставщикам и потребителям - получить доступ к корпоративной информационной системе с помощью стандартных средств просмотра веб-страниц (таких, например, как Microsoft Internet Explorer). В сетях Extranet может содержаться большое количество информационных материалов о продуктах компании и оказываемых услугах, прочая маркетинговая информация, предназначенная для всеобщего обозрения, доступная одновременно как внешним пользователям, так и любому сотруднику компании. Другое использование экстрасети - это непосредственное ведение коммерческой деятельности, т.е. прием заказов, контроль их выполнения, оплата счетов, оформление доставки товара. Экстрасети позволяют сократить время, необходимое для налаживания деловых связей и обработки транзакций, и снизить непродуктивные затраты.
Функции разработки и управления экстрасетью предприятия также можно вынести за его пределы, переведя на аутсорсинг.
|
|