Глава 5. Основные показатели деятельности зарубежных фирм · Основные виды оперативной и финансовой отчетности фирмы, позволяющие: выявлять тенденции их развития, оценивать экономические и финансовые возможности, определять научно-технический уровень выпускаемой продукции, судить о конкурентоспособности продукции
· Проблемы сопоставимости финансовой отчетности, возникающие в силу национальных особенностей учетной практики и требующие унификации принципов составления финансовой отчетности
· Показатели, характеризующие результаты деятельности фирмы (абсолютные и относительные): экономический потенциал фирмы, эффективность деятельности фирмы, конкурентоспособность фирмы и товара, финансовое положение фирмы
5.1. Отчетность фирм
Успех коммерческой деятельности во многом зависит от выбора контрагента, от его надежности. Изучение оперативной и финансовой отчетности зарубежных фирм позволяет выявить тенденции их развития, оценить экономические и финансовые возможности, а также научно-технический уровень выпускаемой продукции и конкурентоспособность. Все это определяет условия контракта. Даже при одинаковых контрактных условиях сотрудничество с одной фирмой может быть более выгодным, чем с другой. Кроме того, анализ показателей деятельности зарубежных фирм дает возможность выяснить ее заинтересованность в установлении деловых отношений с партнерами из России, оценить их платежеспособность и кредитоспособность.
Важно определить и деловое лицо, престиж фирмы, знать, насколько добросовестно она выполняет свои обязательства. Авторитет фирмы, даже самой малой, обычно хорошо известен в деловом мире.
Наиболее полную информацию можно получить об акционерных обществах, поскольку в соответствии с законом они ежегодно публикуют отчеты о своей деятельности либо в определенных периодических изданиях, либо в виде отдельных брошюр. Фирмы, имеющие другие правовые формы, не подвержены публичной отчетности, однако часто с целью рекламы публикуют данные о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности в печати или предоставляют эти данные информационно-справочным агентствам.
Годовой отчет фирмы.Представлен разделами, включающими следующие вопросы:
· производство и реализация продукции по основным товарным группам (в отдельных случаях указываются характер и объем зарубежных операций);
· объем и основные направления капиталовложений;
· научно-исследовательская деятельность;
· изменения в организационной структуре;
· руководящий состав;
· основные дочерние компании;
· финансовые результаты деятельности.
Такие, например, данные приведены в рекламной брошюре немецкой фирмы AEG (входящей в концерн "Даймлер-Бенц").
¨Основные показатели (млн. марок ФРГ): оборот – 13149; поступление заказов – 14156; число сотрудников к концу года – 16949; основные инвестиции – 694; расходы на исследования и разработки – 782.
Направление деятельности
| Оборот, млн. марок ФРГ
| Доля производства за рубежом, %
| Число сотрудников
| Техника автоматизации
Железнодорожная техника
Конторская техника и техника связи
Электротехническое оборудование и компоненты
Бытовые приборы
Микроэлектроника
|
|
|
|
А вот как представлен раздел "Сбыт в Европе". Благодаря ориентированному на заказчика и широкомасштабному сбыту установок, систем, компонентов и приборов концерн AEG хорошо зарекомендовал себя на внутреннем рынке ЕС. Система сбыта концерна состоит из 47 отделений по сбыту и баз в Германии, а также имеет более 100 филиалов и представительств во всех европейских странах.
В Европе "Техническая организация сбыта" располагает собственными средствами для проектирования, мастерскими и монтажными отделениями на местах, с помощью которых совместно с клиентами находятся решения проблем. Благодаря тесному сотрудничеству всех технических сбытовых филиалов и представительств концерн AEG в состоянии предложить клиентам высококвалифицированные услуги не только в решении проблем на местах, но и в осуществлении межрегиональных проектов.
Кратко и в то же время емко изложен материал, посвященный исследованиям и разработкам. Исследовательские работы концерна AEG переведены в компетенцию отдела исследовании и техники Концерна "Даймлер-Бенц". Результаты сконцентрированной в этом отделе деятельности доступны всем предприятиям, входящим в концерн. Приведены примеры успешного сотрудничества между отделами исследований и AEG.
Основные дочерние компании представлены в разделе "AEG на планете". AEG представлена в 140 странах мира более чем 100 дочерними фирмами и многочисленными представительствами и посредническими организациями: в Германии в 79 городах имеются 32 дочерние фирмы, 53 фабрики, 47 филиалов по сбыту и баз; в Европе в 161 городе насчитывается 13 производственных объединений, 55 отделений сбыта с 85 филиалами, 53 посреднических организации; в других частях света в 227 городах – 14 производственных объединений, 39 отделений сбыта с 41 филиалом, 249 посреднических организаций.
Помимо поиска клиентов и осуществления прямого экспорта из ФРГ зарубежные компании AEG предлагают собственные услуги в области инжиниринга и поставок комплексных установок, систем и компонентов, а также поставок для международных проектов. Эти услуги могут включать, например, проектирование промышленных установок: инжиниринг распределительных устройств, техники управления и приводной техники, транспортных систем, автоматизации производственных процессов, а также изготовление приборов и компонентов для них. За границей производятся также конторская техника, электронные элементы и компоненты.
Активно предлагают свои услуги и продукцию филиалы AEG в Аргентине, Бельгии, Бразилии, Венесуэле, Австрии, Греции, Индии, Индонезии, Ирландии, Испании, Италии, Мексике, Пакистане, Сингапуре, США, Турции, Швеции, Филиппинах и Южной Африке.
Предметами непосредственного экспорта AEG являются установки для распределения и использования электроэнергии, техники автоматизации и связи, оборудование для промышленности и защиты окружающей среды, железнодорожные системы, а также компоненты к ним. Возрастают поставки продуктов новейших технологий, например письмосортировочных машин и световолоконных кабелей.
Приведен также состав правления, генеральных уполномоченных и руководства отделов. Хотелось бы обратить внимание на такую деталь. Перед именем каждого должностного лица указывается звание или ученая степень (дипломированный экономист, дипломированный инженер, доктор юридических наук, доктор экономических наук, доктор технических наук, доктор естественных наук, профессор). Это один из способов эффективного воздействия на человека (в данном случае клиента или партнера фирмы), так называемое "экспертное давление". Такой способ позволяет убеждать в необходимости или целесообразности сформировать определенные представления или оценки, опирается на демонстрацию профессионального или квалифицированного преимущества партнера или одного из посредников общения. Кроме ученых степеней и прочих регалий, такими же демонстративными формами "экспертного давления" могут служить, например, дипломы, международные сертификаты и др.¨
Следует отметить, что вопросы производства, научно-исследовательской работы, организационной структуры и другие могут освещаться в произвольной форме по усмотрению руководства фирмы. Однако финансовая отчетность (имеется в виду структура отчета и характер информации) регламентируется законом.
Финансовый отчет.Это важная и обязательная часть годового отчета. Задача финансового отчета – обеспечение сбора данных о финансовом положении; результатах финансовой деятельности; изменениях в финансовом положении. Финансовые отчеты также показывают результаты управления предприятием, подотчетность руководства.
К финансовым данным предъявляются следующие требования, характеризующие их полезность:
• ясность – предполагается, что пользователи имеют достаточное представление о деятельности предприятия;
• существенность – информация используется при принятии решений, помогает дать оценку прошлым, настоящим и будущим результатам деятельности;
• надежность – отсутствие существенных ошибок и отклонений от истины, достаточно благоразумное и осторожное ведение дел;
• сопоставимость – систематическая сопоставимость позволяет определять тенденции в эффективности функционирования компаний, при этом измерения должны быть согласованными и последовательными.
В то же время финансовая информация должна иметь ограничения:
• по срокам отчетность может быть ежедневной, еженедельной, ежеквартальной или ежегодной; промедление может влиять на существенность информации;
• по выгодам и затратам; суммарные выгоды, полученные от использования этих данных, должны превышать затраты на ведение учета; нецелесообразно перегружать данные, указывать слишком много подробностей. Вот некоторые типичные виды отчетности по срокам исполнения: денежные средства – ежедневно (наличность, касса); объем продаж – ежедневно, еженедельно, ежемесячно; текущие управленческие отчеты – ежемесячно, ежеквартально; финансовые отчеты – раз в полгода, ежегодно.
Основными документами финансовой отчетности являются баланс и счет прибылей и убытков.
Баланс (Balance Sheet). Этот документ отражает в стоимостном выражении активы фирмы (обычно на конец квартала или года) и источники их формирования. Составленный на основе данных бухгалтерского учета баланс разделен на актив и пассив. Показатели актива группируются по составу и размещению средств, а пассив – по источникам формирования средств. В годовых отчетах баланс приводится на начало и конец финансового года.
В актив входят такие основные статьи, как оборотные активы (Current assets) и необоротные активы (non-current assets, capital assets), а в пассив – заемный капитал (в том числе краткосрочная задолженность и долгосрочная задолженность) и собственный капитал. Фирма использует заемный капитал (liabilities) – это различные займы и кредиты (банковский, коммерческий и др.). В балансах фирм заемный капитал показан в виде задолженности, в зависимости от сроков погашения различаются краткосрочная и долгосрочная задолженность.
Долгосрочная задолженность (long-term liabilities; long-term debt) фирмы – срок погашения более одного года. Это долгосрочные кредиты банков, облигационные займы, авансы других фирм, долгосрочные векселя. Например, выпуск облигационных займов довольно широко распространен, привлечение заемного капитала в форме эмиссии облигационных займов по законодательству разрешается только тем фирмам и акционерным обществам, правовое положение которых регулируется законом об акционерных обществах.
На общем собрании акционеров принимается решение о выпуске займа. По вылущенным в обращение облигациям выплачивается установленный процент. Облигации могут быть обеспечены залогом ценных бумаг или имущественных ценностей, а могут выпускаться и без всякого обеспечения. Облигации сами являются ценными бумагами, их можно покупать и продавать.
Если облигации по желанию их владельцев могут быть обменены на акции данной фирмы, то такие облигации называются конвертируемыми. Долгосрочные векселя обычно выдаются, когда компания покупает товары в кредит. По векселю компания обязуется выплатить указанную сумму в установленный срок, который не должен превышать пяти лет.
В раздел баланса "Долгосрочная задолженность" включаются также задолженности по ссудам и авансам, взятым у государственных или частных фирм.
Краткосрочная задолженность (current liabilities; short-term liabilities) фирмы – срок погашения в течение следующего финансового года. Это краткосрочные кредиты банков и других кредиторов, задолженность фирмы по налогам, дивидендам, процентам, заработной плате и т.д. Здесь также фиксируются заранее полученные денежные поступления от клиентов до поставки им товаров или оказания услуг (то, что у нас сейчас называется предоплатой). Это полученные авансом рента и проценты. Такую задолженность возвращают не оплатой денежными средствами, а покрывают поставками товаров или оказанием услуг. С ростом операций фирмы доля краткосрочной задолженности в пассиве баланса может возрастать.
Собственный капитал (stockholders' equity; share owners' equitynet worth) отражает поступление в распоряжение фирмы вкладов акционеров (акционерный капитал), дополнительного капитала и капитализированной прибыли.
В самый начальный период образования компании единственным источником финансирования ее деятельности служат вклады акционеров, т. е. акционерный капитал.
Уставом компании оговорена сумма (или размер акционерного капитала), на которую компания имеет право выпускать акции. Обычно не все акции выпускаются сразу, поэтому в балансе отражается сумма оплаченного акционерного капитала по номинальной стоимости акций (goodstanding capital). С эмиссией новых акций балансовая стоимость акционерного капитала увеличивается на сумму их номинальной стоимости. Если же компания выкупает свои акции, эта статья уменьшается.
Почему акционерный капитал отражен в пассиве баланса? Потому что акционеры, вкладывая свои деньги в акции компании, как бы предоставляют ей ссуду. Но приобретая акции, акционеры становятся совладельцами фирмы, а инвестированный капитал – совместной собственностью. Акционер может продать акцию, но не может требовать от компании возврата своего вклада, т. е. возмещения собственности акции. Поэтому средства, полученные от реализации акции, являются собственным капиталом компании.
Источниками увеличения собственного капитала фирмы являются также следующие поступления, не связанные с коммерческой деятельностью:
• эмиссионный доход (paid-in surplus), получаемый за счет разницы между номинальной стоимостью акций и ценой, по которой они были фактически реализованы;
• дополнительный капитал (capital surplus), который может быть получен фирмой от продажи части активов по цене, превышающей их балансовую стоимость, или от приобретения фирмой активов другой компании по цене ниже их балансовой стоимости;
• дарения в денежной, имущественной и других формах, носящие случайный характер.
Как уже отмечалось выше, в первые годы деятельности компании основной источник ее финансирования – акционерный капитал. В дальнейшем важнейшим источником получения средств становится прибыль. Часть полученной прибыли фирма выплачивает акционерам в виде дивидендов, а часть прибыли капитализируется – идет на расширенное воспроизводство капитала. Капитализированная прибыль отражается в пассиве баланса в разделе "Собственный капитал".
В балансах американских фирм капитализированная прибыль проводится обычно одной статьей – "Нераспределенная прибыль" (Retained Earnings), а в балансах английских и французских фирм – статьями "Резервы" (Reserves). Следует отметить, что "резервные" статьи баланса не всегда означают, что компания имеет в резервах названные суммы. Просто эту часть прибыли акционеры не получили в форме дивидендов, а средства эти были использованы фирмой для вложений в основной капитал, в ценные бумаги и другие формы финансирования. Эти статьи, как и весь раздел "Собственный капитал", показывают, какая часть имущества фирмы принадлежит акционерам и какую сумму они могут получить при ликвидации фирмы.
Фирмы, конечно, создают реальные резервы. Делается это за счет получаемых доходов, чтобы обновить основной капитал, покрыть убытки или потери и т.д. По законодательству ряда стран фирмы обязаны создавать резервы, при этом им предоставляются налоговые льготы. Так, например, резервирование капитала из прибыли на покрытие убытков и расходов (provisions pour pertes et charges) носит характер оценочных резервов. Они образуются, когда потери или расходы, вполне вероятны, но их нельзя рассчитать заранее. В этом случае резервирование капитала носит произвольный характер и законодательством не оговорено. Оценочные резервы формируются на основе решения руководства фирмы. В этом их отличие от других отчислений от прибыли, отражаемых в разделе "Собственный капитал", которые осуществляются решением общего собрания акционеров.
Практика отчисления из прибылей в "резервные" статьи широко распространена в акционерных компаниях развитых стран. При этом появляется возможность оставлять в распоряжении фирм большую часть прибыли и распределять ее на дивиденды между акционерами. Фирмы тем самым увеличивают собственный капитал без дополнительного выпуска акций и могут использовать собственный капитал (по существу полученный за счет акционеров) для различного рода инвестиций.
Если пассив баланса отражает источники поступления капитала, характер задолженности, то актив баланса фирмы показывает структуру и размещение активов в связи с их функциональной ролью в процессе производства.
Необоротные активы отражают вложения в основной капитал и ценные бумаги других фирм. Сюда также включается статья "Неосязаемые активы" (Intangible Assets).
В балансе показывается первоначальная балансовая стоимость капитала, так как основной капитал теряет свою стоимость в процессе производства или попросту изнашивается. Указываются также амортизационные отчисления и остаточная стоимость основного капитала (fixed assets).
Основной капитал отражен в балансе одной или несколькими статьями. Показываются затраты на покупку земельных участков, строительство зданий, приобретение машин и оборудования, транспортных средств и т.д. Как видно из самого перечня, эта статья (или статьи) отражает затраты фирмы на приобретение таких средств производства и предметов труда, срок износа которых больше одного года. В раздел "Необоротные активы" включается также стоимость земельных участков.
Статья "Инвестиции" (Investments) отражает средства, вложенные фирмой в акции других компаний. В основном это вложения в акционерный капитал ассоциированных фирм, доля участия которых менее 50%.
Вложения в капитал дочерних фирм отдельно в балансе не отражаются, так как их отчетность объединяется с отчетностью головной компании. Если же фирмы предоставляют ссуды и авансы своим дочерним компаниям или покупателям их продукции на срок более одного года, то эти средства отражаются в статье "Авансы и ссуды".
Важной является статья "Неосязаемые активы". Это авторитет фирмы, популярность торговой марки, секреты производства, патенты, модели, издательские права и т.п. Как видим, в этой статье отражаются элементы активов, не имеющие физической, натуральной формы, но имеющие неосязаемую ценность. И в этой ценности заключена репутация фирмы. В случае продажи фирмы или при слияниях с другими фирмами репутация приобретет "материальный вес".
В оборотные активы или оборотный капитал (current assets) Включаются наличные средства фирмы, материальные запасы, предметы труда. Стоимость их переходит на готовую продукцию в течение года.
Основные статьи этого раздела баланса следующие:
"Наличность" (Cash). Отражает имеющиеся у фирмы наличные средства (кассовая наличность, чеки, счета в банке). Эти средства могут быть немедленно использованы для текущих платежей.
"Быстро реализуемые ценные бумаги" (Marketable Securities). Отражает вложения временно свободных денежных средств в различные ценные бумаги. Чаще всего это облигации государственных займов, которые при необходимости всегда могут быть проданы и превращены в наличные деньги. Следует учитывать, что вложения в ценные бумаги государства дают право на льготы при уплате налогов с прибыли.
Фирмы стремятся, чтобы денежная наличность и быстро реализуемые ценные бумаги постоянно росли, так как в условиях неустойчивости экономики необходимо поддерживать высокий уровень ликвидности платежных средств, покрывать возможные расходы и иметь средства для необходимых капиталовложений.
"Дебиторская задолженность" (Debtor Indebtedness). Включает авансы поставщикам, задолженность покупателей и других дебиторов со сроком погашения менее года. У многих компаний дебиторская задолженность довольно велика, так как широко распространена продажа продукции в кредит.
"Материально-производственные запасы" (Current Receivables). Показана готовая продукция, сырье и полуфабрикаты, незавершенное производство и неоконченные работы. Реализация материально-производственных запасов может потребовать длительного времени.
"Расходы, оплаченные авансом" (Prepaid Expenses). Если такая статья включена в состав оборотных активов, то в ней отражены права компании на получение заранее оплаченных услуг. К таким относятся рента, страховые премии, комиссионные и т.д.
Эффективное управление капиталом означает более тщательный контроль за движением денежных средств. Выгоды от этого проявляются в наличии свободных денежных средств, снижении затрат предприятия.
Следует стремиться к сокращению оборотного капитала до необходимого минимума без ущерба для предприятия. Однако при этом нужно решить следующие вопросы: можно ли сократить затраты так, чтобы это не отразилось отрицательно на доходах предприятия; можно ли сокращение затрат превратить в повышение валовой прибыли; не нанесут ли краткосрочные сокращения непоправимый вред.
При неэффективном управлении оборотным капиталом нехватка наличности может быть обусловлена следующими причинами:
незапланированной потребностью в свободных денежных средствах;
низкой прибыльностью;
чрезмерным расширением продаж;
слабым кредитным контролем;
ранними платежами;
избытком запасов;
слишком щедрыми условиями кредита.
Особо важное значение приобретает совершенствование управления запасами. Так, затраты на содержание избыточных запасов влекут за собой потерю процентов с вложенного капитала, расходы на хранение, расходы на страхование, устаревание и порчу (физический износ), непроизводительные расходы, расходы на меры защиты от хищений и мелких краж.
Необходим контроль за уровнем запасов, для чего следует точно определить минимальный уровень запасов. Следует помнить, что избыток запасов дорого обходится, а нехватка запасов пагубно сказывается на деятельности предприятия. Создается избыток запасов, если движение запасов медленное или ниже среднего для данного вида производства, какие-либо материалы или изделия слишком долго "пылятся на полках"; запасы занимают все большее пространство.
Отслеживать уровень запасов позволяет постоянный сбор данных об их использовании, в частности, о спросе на материалы сезонного характера, пиках и падениях уровня использования материалов, времени от закупки материалов до их использования.
При решении этих вопросов необходимо учитывать такие факторы, как время реализации заказа до поставки, производственные планы, резервы товаров для реализации, прогнозы объема сбыта и производства, а также предусмотреть совершенствование прогнозирования сбыта; ускорение процесса доставки (погрузки и выгрузки); улучшение планировки складских помещений.
Итог актива баланса всегда равен итогу его пассива. Таким образом, баланс отражает взаимосвязь активов фирмы и источников их финансирования на конец или начало отчетного периода. Все это позволяет проводить анализ зависимости фирмы от внешних источников финансирования, структуры собственного и привлеченного капитала, а также использования капитала в хозяйственном обороте.
Балансовый отчет может быть представлен в горизонтальном и вертикальном форматах. Балансовый отчет, составленный по горизонтальному формату, обычно представляет собой двустороннюю таблицу. В левой ее части – активе – указываются состав и размещение средств, в правой – пассиве – источники финансирования деятельности.
В общем виде структура баланса предприятия выглядит так:
По такой форме составляют баланс фирмы США, ФРГ, Италии и ряда других стран. Хотя методический подход к составлению баланса во всех странах одинаков, само расположение статей может различаться. Так, в ряде английских фирм пассив баланса расположен слева, а актив – справа; в других же английских фирмах и фирмах ряда других стран баланс составляется по вертикальной форме, когда статьи пассива идут за статьями актива, или, наоборот, сначала отражается пассив, а затем актив баланса:
При составлении бухгалтерского отчета по вертикальному формату статьи пассива вычитаются из статей актива.
Законодательства отдельных стран могут предписывать, какой тип формата должен применяться или предоставлять компаниям право его выбора. Так, в рамках Европейского Союза горизонтальный формат балансовых отчетов действует во Франции, Бельгии, Германии, Португалии, Италии, Испании, Греции. Фирма может выбирать формат бухгалтерского отчета в Люксембурге, Нидерландах, Великобритании, Ирландии, Дании. В США действует горизонтальный формат балансовых отчетов.
Счет прибылей и убытков. Прибыль или убытки? Этот вопрос не дает покоя руководителям предприятий всех форм собственности. Ответом служит разница между валовым доходом и затратами предприятия. Если валовой доход превышает затраты – предприятие получает прибыль. Если затраты превышают валовые доходы – предприятие терпит убытки.
Счет прибылей и убытков позволяет определить денежную стоимость результатов торговой деятельности фирмы за определенный период реализации.
Наряду с балансом он является важной и обязательной формой финансовой отчетности и отражает результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Акционерные общества обычно один раз в год составляют счет прибылей и убытков, главным образом для своих акционеров и налоговых органов, и публикуют его вместе с балансом, так как оба документа дополняют друг друга. Прежде всего счет прибылей и убытков отражает:
• стоимость реализованной продукции и услуг фирмы за отчетный период; издержки производства. Здесь следует выделить:
прямые издержки, непосредственно связанные с производством изделия. Например, производство 1000 автомобилей означает, что затраты на 1000 руб. будут непосредственно отнесены за счет затрат на производство автомобилей. Прямые издержки помогают определить валовую прибыль;
переменные издержки, относящиеся к сферам сбыта и производства (1000 автомобилей требуют 1000 руб.; производство 500 автомобилей – только 500 руб.);
постоянные издержки, не зависящие от сбыта и производства. Например, арендная плата и налоги, издержки на непроизводственную рабочую силу (непрямая заработная плата), лицензии. Организации с большими постоянными издержками в большей степени страдают от снижения прибыльности. Постоянные издержки – это издержки, которые компания несет независимо от результатов своей деятельности, и поэтому необходимо сделать учет издержек гибким;
• административные, накладные и другие расходы;
• налог на прибыль;
• чистую прибыль;
• распределение чистой прибыли (выплата дивидендов и капитализированная прибыль).
Выделяют четыре основные формы счета прибылей и убытков. В зависимости от метода анализа расходов используются одноступенчатый и многоступенчатый форматы отчета о прибылях и убытках. В западноевропейской практике для обозначения этих методов анализа расхода применяют термины "затратный" формат и "операционный" или "функциональный" формат.
Одноступенчатая форма – сначала приводятся все поступления и доходы, а из их общей суммы вычитаются издержки производства и расходы. В итоге – чистая прибыль.
Схема одноступенчатой формы счета прибылей и убытков:
Доходы (gross income):
чистые продажи (net sales)
прочие доходы (other income)
Издержки производства и прочие расходы (cost of goods and other expenses):
себестоимость реализованной продукции (cost of goods sold)
расходы по сбыту (selling expenses)
административные расходы (administrative expenses)
уплаченные проценты (interest paid)
прочие расходы (other expenses)
налог на прибыль (income tax)
чистая прибыль (net income)
При многоступенчатой форме счета из каждой категории поступлений и доходов вычитаются соответствующие расходы и подводятся промежуточные итоги результатов деятельности. Разница между всеми поступлениями и всеми вычетами – сумма чистой прибыли или убытка. Многоступенчатый, или операционный, формат отчета о прибылях и убытках позволяет отделить операционные доходы и издержки от неоперационных, что в свою очередь обеспечивает большую информативность финансовой отчетности для пользователя.
Схема многоступенчатой формы составления счета прибылей и убытков:
Продажи (sales)
Минус возвраты и скидки (less returns and allowances)
Чистые продажи (net sales)
Минус издержки производства (less cost of goods sold)
Итого валовая прибыль от реализованной продукции (total operatind profit)
Минус расходы (less expenses):
по сбыту (selling)
административные и общие (administrative and general)
Итого прибыль от операций (operating profit)
Прочие поступления (other income)
Минус прочие расходы (less other expenses)
Прибыль, подлежащая налогообложению (income before tax)
Налог на прибыль (income tax)
Чистая прибыль (net income)
¨ Приведем пример
Отчет
|