Решение воспитательных задач на уроке 1. Правильность постановки воспитательных задач.
2. Какие задания предлагались в ходе урока для решения воспитательной задачи.
3. Правильность подбора средств для решения воспитательной задачи.
Выводы и предложения
1. Образовательная ценность урока.
2. Оздоровительная ценность урока.
3. Воспитательная ценность урока.
VII.Музыка
Основная цель музыкального обучения – формирование музыкальной культуры учащихся через вовлечение в разнообразные виды деятельности.
При анализе урока следует обратить внимание на то, насколько цель урока соответствует общим целям музыкального обучения, насколько ясно и отчетливо была обозначена цель урока и как она была представлена учащимся.
Задачи урока музыки:
1.Вызвать эмоциональное отношение к музыке;
2.Сформировать осознанное отношение к музыке;
3.Вовлечь детей в практическую деятельность.
Содержание урока музыки оценивается по тем же критериям, что и содержание любого другого урока. Это научная достоверность, актуальность материала, грамотность, доступность материала для данного возраста, соответствие содержанию программы, интеграция с другими школьными дисциплинами.
При анализе содержания следует обратить внимание на то, что главным предметом урока музыки может быть только Музыка. Если большую часть урока занимает беседа о музыке, композиторах, музыкальных жанрах и стилях, то мы имеем дело с уроком музыкальной литературы или МХК. Если большую часть времени занимает пение, то мы присутствуем на уроке пения. Педагог должен учитывать степень возбуждения детей после предшествующих уроков, а также их эмоционально-психологический настрой перед уроком. На уроке музыки должны быть представлены разнообразные виды деятельности(восприятие музыки с последующим его анализом, хоровое пение с разнообразными методическими приемами, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, творческие задания).
Методическая основа урока анализируется по следующим критериям:
1.Из каких частей состоит урок, насколько логична последовательность этих частей.
2.Какие из элементов педагогического процесса имели место на уроке:
- повторение, связь с предыдущим материалом,
- мотивация к познанию нового материала,
- закрепление,
- практическая деятельность на уроке на основе изученного материала.
3.Оправданность выбора методов, приемов, музыкального материала.
Основные виды деятельности на уроке музыки
- Восприятие музыки. Этот вид деятельности требует эмоционального настроя и тишины. В шуме музыку слушать нельзя.При анализе музыкального произведения, педагог должен грамотно составить систему вопросов для учащихся, а не сам анализировать и говорить о произведении, чтобы сформировать осознанное отношение к музыке. Важна подготовка учащихся к восприятию нового материала:
1.Насколько верно и точно учитель нацеливает класс на восприятие нового, формирует мотивацию, формулирует учебную проблему, вызывает эмоциональный отклик. Критерием успешной работы учителя на этом этапе является интерес учащихся к новой теме, организованность деятельности детей. Здесь устанавливается: соответствие содержания урока требованиям программы, умение выделить в содержании урока наиболее важное, понятия, основные идеи и акцентировать на них внимание, а также научность, доступность, актуальность, насыщенность, темп, уплотненность урока и методы стимуляции познавательной активности учащихся.
-Хоровое пение. Здесь следует обратить внимание на методику разучивания песни. В ней должны быть использованы различные методические приемы, чтобы учащимся было бы интереснее разучивать произведения, но и разные приемынужно использовать потому, что произведения различны по характеру, движению мелодии, тексту песни и пр. Дети должны петь негромко, мелодично, некрикливо, голос отдельных учащихся не должен выделяться из звучания хора (вокально-хоровая работа, работа над ансамблем). Аккомпанемент учителя не должен заглушать пение учащихся. В старших классах можно использовать тексты песен, так как они бывают очень большие и удобнее при разучивании песен. В младших классах – это таблицы, запись на доске, «картинный» прием,особенно в классах ЗПР и др.
- Игра на музыкальных инструментах.Она активизирует деятельность детей на уроке. Чаще педагоги используют в работе инструменты не имеющие звукоряда (ложки, треугольники, маракасы, бубны и др.) и игра в 4 руки с преподавателем, которая очень нравится младшим школьникам.
Музыкально-ритмические движения.Этот вид деятельности используется чаще всего в начальной школе, его можно использовать при разучивании хороводных песен с игрой на музыкальных инструментах, а также в работе над произведениями, в которых удобно применять танцевальные движения для запоминания текста.
- Творческие задания.
Все элементы урока должны быть взаимосвязаны, проникнуты единой логикой. Большое значение имеет отбор музыкального материала.
Музыкальный материал должен быть: актуальным, глубоким по содержанию, соответствовать цели урока, возрастным особенностям детей и их музыкальным способностям, а еще, несомненно, нравиться детям. Соотношение видов музыкальной деятельности на уроке может быть различным, но их содержание должно соответствовать задачам музыкального обучения.
Деятельность учителя и учащихся на уроке анализируется по следующим критериям:
- Насколько правильно учитель руководил процессом (отношение учителя к ошибкам детей, соответствие вопросов содержанию учебного материала т.д.)
- Степень заинтересованности детей.
- Как было организовано внимание учащихся.
- Активность и инициативность учащихся.
- Дифференцированный подход.
- Дисциплина.
- Тон учителя.
- Внешнее поведение учителя.
Организационная сторона урока анализируется по следующим направлениям:
1.Организационный момент урока.
2. Продуктивность использования времени. Темп урока.
3. Рациональность оборудования урока.
Результаты урока.
1.Достигнута ли цель, решены ли задачи урока.
2. Каким образом учитель выяснил степень усвоения материала (Итог урока.Выводы по уроку.)
3.Какими методическими приемами пользовался учитель, насколько оправдан их выбор.
4.В какие виды деятельности были вовлечены учащиеся и что это дало для освоения содержания урока.
Музыка
2.Профессиональная деятельность учителя музыки
1. Качество исполнения инструментальных (грамотность нотного текста, эмоциональность, выразительность) и вокальных произведений (пение без сопровождения, пение под собственный аккомпанемент с сохранением критериев академического пения)
|
| 2. Качество применяемых дирижерских умений и навыков (разучивание мелодии с исполнением ее на инструменте и одновременным дирижированием, управление хоровым исполнением произведений учащихся с одновременным аккомпанированием учителя музыки на инструменте)
|
| 3. Вербальная деятельность учителя: грамотность речи учителя; подача музыкально-теоретического, музыкально-исторического материала; выразительность речевой интонации учителя
|
| 4. Коммуникативно-организаторские умения и навыки: характер общения с учащимися, звучность голоса; внимание к поведению детей, их высказываниям, поддержка их ответов; стремление учителя завладеть вниманием класса (удержание внимания класса своим ярким, выразительным исполнением музыки; контрастами видов деятельности, характером исполняемой музыки, шуткой в момент усталости класса и др.)
|
| 5. Организация музыкально-исполнительской деятельности учащихся:
a.анализ организации певческой деятельности учащихся (по условиям образовательного учреждения);
b.анализ организации слушательской деятельности (грамотность и выразительность произнесенного вступительного слова, корректность сформулированного вопроса; наличие «живой» музыкальной иллюстрации учителя, демонстрирующая те интонации, элементы изобразительности, которые были услышаны детьми; внимательное слушание музыки)
|
| VIII. ТРУД
1. Сообщение темы и постановка учебной цели перед детьми:
знают ли дети, что будут делать на уроке и для чего это изделие нужно?
выясняется ли, какие знания надо вспомнить, какие умения надо проявить чтобы изделие получилось как можно лучше?
2. Культура и организация труда на рабочем месте:
соблюдаются ли правила гигиены, техники безопасности, правила рабочего человека?
3. Предварительное планирование предстоящих трудовых действий:
насколько тщательно и доступно проводится анализ конструкций изготавливаемого изделия, рассмотрение образца изделия, сравнение каждой его детали с графическим изображением?
насколько профессиональна и грамотна речь учителя и учащихся?
4. Изготовление изделия:
как выполняется обработка материала по предварительно выполненной размете?
как учащиеся научены выполнять заготовки деталей, обрабатывать их с помощью инструкторов, проводить отделочные операции?
5. Проверка изделия в действии:
как дается оценка изделию?
имеет ли место на уроке работа по исправлению существенных недостатков изделия?
6. Подведение итогов урока:
определяется ли содержание тех знаний и умений, которые дети приобрели в процессе выполнения, т.е. достигнута ли учебная цель?
как решался на уроке воспитательный вопрос?
7. Выводы и предложения.
IX ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
1. Сообщение темы и постановка учебной цели перед детьми:
Анализ приемов:
¾ Формулировки вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала.
¾ Показа практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его усвоению.
¾ Постановки перед учащимися учебной проблемы.
2. Усвоение новых знаний
¾ Как организовано внимание
¾ Приемы организации учителем процесса восприятия произведений искусства и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни; организация осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.
¾ Оценка содержанием материала.
3. Закрепление новых знаний (Самостоятельная работа)
¾ Способы организации практической деятельности учащихся учебного или творческого характера (в области живописи, графики, ДПИ, скульптуры). Развитие художественно-графических умений и навыков учащихся. Освоение средств художественной выразительности изобразительного искусства.- Организация внимания
¾ Приемы организации учителем процесса восприятия произведений искусства и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни; организация осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.
¾ Как организован контроль овладения содержанием материала.
4. Итог урока
Как оценивались итоги урока. Как анализировались работы учащихся с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Приемы организации домашнего задания и методики его выполнения.
5. Выводы и предложения.
СХЕМА АНАЛИЗА урокА обучения грамоте
1. Как определена тема урока, как поставлены цели.
2. Методика проведения повторения изученного на прошлых уроках (приемы, связь с новым материалом).
3. Проведение слого-звукового анализа.
4. Все ли этапы урока соблюдены.
5. Приемы, с помощью которых поддерживается внимание детей.
6. Соблюдение гигиенического режима в классе (физминутка, посадка детей).
7. Приемы обучения чтению:чтениеслогов;чтениеслов;чтение текста.
8. Развитие памяти, мышления детей (какие методы, приемы использовались).
9. Оформление доски, использование наглядности.
10. Подведение итогов.
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА письма
1. Решение учебно-воспитательных задач урока.
2. Четкость этапов ведения урока (см. структуру урока, обрати внимание на начало урока). Рациональное распределение времени.
3. Какие приемы использует учитель при обучении учащихся правильному письму и их эффективность.
4. Правильность проведения звуко-слогового анализа и синтеза и их методическое обоснование.
5. Систематичность работы над усвоением правил письма, подготовка к нему.
6. Правильность показа образца письма, букв, их элементов, слогов, слов, предложений на доске и в «Прописях» учащихся и соблюдение последовательности в работе над буквами.
7. Выполнение учащимися объема заданий, запланированных на уроке «Прописи» и обязательное использование свободных строк для тренировки учащихся в письме.
8. Работа учителя по воспитанию и развитию внимания, памяти, наблюдательности, аккуратности у учащихся.
9. Приемы работы на уроке по развитию речи и мышления учащихся, по обогащению их словаря.
10. Как подводятся итоги урока учителем? Сформированы ли у учащихся предусмотренные программой навыки письма?
|