Жизненный цикл информационной системы Как и любая другая, информационная система проходит во времени свой определенный жизненный цикл. В зависимости от целей исследования, в жизненном цикле БД можно определить различные последовательности этапов. С точки зрения проектировщика и пользователя согласно [2] выделим две фазы жизненного цикла базы данных:
· анализи проектирование– начальный (“бумажный”) этап жизни БД,
· реализацияи эксплуатациясистемы.
Анализи проектирование.Этап выполняется посредством изучения предметной области и требований, предъявляемых к создаваемой БД. На “бумажной” стадии жизни системы производится выбор:
· структур данных и стратегии их хранения в памяти ЭВМ,
· технологии обслуживания БД и взаимодействия с ней конечных пользователей,
· технических и стандартных программных средств, а также разработка оригинальных программных средств обслуживания системы.
Реализацияи эксплуатация.Сущность реализации заключается в материализации проекта, в перенесении его в память ЭВМ. На этой стадии разрабатывается и отлаживается программное обеспечение информационной системы, создается отладочный вариант БД, разрабатываются многочисленные приложения. На стадии реализации тестируется и корректируется технология обслуживания информационной системы.
Эксплуатация начинается с наполнения системы реальной информацией. Эта стадия жизненного цикла охватывает весь комплекс действий по поддержанию функционирования информационной системы:
Очевидно, что стадия эксплуатации включает в себя разработку новых приложений, а также совершенствование и последующее развитие системы.
Методы построения моделей. Учитывая, что главной целью данного пособия является знакомство читателя с основными подходами к организации процесса проектирования базы данных как модели предметной области, а основными методами изучения реальности являются методы анализа и синтеза, согласно [1] определим аналитический(методанализа) и синтетический(метод синтеза) следующим образом.
В процессе анализа определяется структура системы, т.е. то, как она устроена. Процедура анализа состоит в последовательном выполнении следующих трех операций:
- Сложное целое расчленить на более мелкие части, предположительно более простые.
- Дать полное объяснение полученным фрагментам.
- Объединить объяснение частей в объяснение целого.
Если какая-то часть системы остается непонятной, шаги анализа осуществляются для этой части.
Первым продуктом анализа является перечень элементов системы, т.е. модель состава системы.
Объяснение целого – это установление его эмерджентных свойств; для этого необходимо установить связи между частями. Таким образом, вторым продуктом анализа является модель структуры системы.
В процессе синтеза определяется функционирование системы, т.е. ее взаимодействие со средой. Процедура синтеза включает последовательное выполнение трех операций:
- Выделение большей системы (метасистемы), в которую моделируемая система входит как часть.
- Рассмотрение состава и структуры метасистемы.
- Объяснение роли, которую играет моделируемая система в метасистеме, через ее связи с другими частями метасистемы.
Конечным продуктом синтеза является знание связей моделируемой системы с другими частями метасистемы, т.е. модель черного ящика.
Очевидно, чтобы построить модель черного ящика, необходимо попутно создать модели состава и структуры метасистемы как побочные продукты.
Объединение трех моделей в единое целое позволяет сформировать модель белого (прозрачного) ящика, или структурную схему системы.
Применение описанных процедур будет рассмотрено ниже при обсуждении этапов проектирования базы данных.
Процесс проектирования
Организационный аспект
В роли заказчика, то есть основного носителя сведений о предметной области и требований об информационной системе, при проектировании выступают:
- администраторпредметной области (АПО),
- администраторы фрагментов предметной области,
- коллективы конечных пользователей.
АПОоткрыта перспектива всей организации (предприятия, банка, вуза, фирмы и т.д.) и он, как правило, совместно с руководителями подразделений (фрагментов ПО) решает вопрос о необходимых ресурсах для эффективного функционирования организации. Поскольку целью создания базы данных, очевидно, является создание информационного хранилища для разрабатываемой автоматизированной информационной системы организации, деятельность АПО в конечном счете направлена на обеспечение адекватности проекта базы данных интегральным информационным потребностям приложений (прикладных программ), реализующих соответствующие бизнес-процессы.
Замечание. Под бизнес-процессом можнопонимать связанную совокупность бизнес-функций, в ходе выполнения которой потребляются определенные ресурсы и создается продукт (предмет, услуга и т.д.), представляющий ценность для потребителя.
Общение с конечными пользователями позволяет учесть в разрабатываемой модели специфику ПО, проблемы низшего звена организации-заказчика.
Группу проектировщиков возглавляет администратор базы данных (АБД) – специалист по информационным системам. Учитывая, что АБД может не быть специалистом в ПО, ему в помощь организуется группа аналитиков(консультантов),стыкующих (согласующих) работу разработчиков и конечных пользователей. Естественным представляется включение в группу проектировщиков системных программистов и разработчиков приложений(см. п.3.2).
Администратор баз данных реализует процессы детального планирования и проектирования. Он осуществляет анализ и синтез данных для каждой создаваемой базы данных. АБД необходимо, чтобы администраторы-заказчики подробно рассмотрели каждую БД с целью сделать ее как можно стабильнее. Все многообразие задач, выполнение которых возлагается на АБД, можно разделить в соответствии с этапами жизненного цикла БД (для полноты перечислим все этапы жизненного цикла, не ограничиваясь только этапом проектирования).
Анализ и проектирование:
· работа с заказчиками для установки реальных целей и требований к прикладным программам и базам данных,
· управление процессамилогическогоифизического проектирования,
· выбор связанного с БД программного обеспечения и оборудования,
· долгосрочное планирование, в том числе в определении перспектив расширения БД.
Реализация:
· реализация проекта инструментальными средствами выбранной СУБД,
· создание отладочного варианта БД,
· разработка и отладка программного обеспечения информационной системы,
· разработка приложений,
· тестирование и коррекция технологии обслуживания информационной системы.
Эксплуатация и использование:
· управление процессамивключения новых данных в базу и внесения изменений,
· разработка и контроль действий, гарантирующих сохранение целостности БД, включая процедуры ее копирования и восстановления после сбоев,
· организациязащиты БД с помощью механизмов управления доступом и средств СУБД,
· введение стандартов на содержимое и использование БД,
· сопровождение специальных средств программного обеспечения для работы с БД (словари-справочники данных, языки запросов),
· проведение консультаций пользователей БД.
С другой стороны, рассмотренные задачи можно разделить на два класса:
· административныеитехнические,
· прикладныеисистемные.
АБД, таким образом, является лицом, ответственным за достоверность и полноту данных, содержащихся в БД, их согласованность, а также за соблюдение регламента работ по актуализации БД.
|