Пункт 1. Определение сферы применения баз данных как в настоящем, так и в будущем Лучшим источником такой информации является информационная схемаорганизации.
Пример. Фрагмент информационной схемы и системных зависимостей.
Используя подобную схему в качестве основы, можно определить бизнес-функции и бизнес-процессы, которые следует рассмотреть в рамках проекта. Если информационная схема в организации отсутствует или эта схема не содержит диаграммы зависимостей данных и задач, определение сферы применения проекта возлагается на АБД.
Другой фактор, который необходимо принимать во внимание при определении сферы применения – возможные в будущем изменения в деятельности организации. Если обнаружится, что будущие изменения могут оказать воздействие на БД, сфера применения проекта должна быть расширена с тем, чтобы учесть влияние возможных изменений.
Пункт 2. Сбор информации об использовании данных.
Для полноты обсуждения данного пункта заметим, что инфомацию об использовании данных можно разделить на два вида [3]:
1. информация, связанная с производственными функциями,
2. информация, связанная с функциями управления.
Производственные функции организации.Собранная инфомация о производственных функциях и об использовании данных является основной исходной инфомацией процесса проектирования базы данных. Поэтому достоверность и полнота собранной информации являются чрезвычайно важными факторами.
Для каждой производственной функции у руководителей подразделений выявляется:
- наименование работы,
- выполняемая функция,
- цель выполняемой работы.
Функции управления. На этом шаг определяются:
- функции контроля и планирования и требуемые для выполнения этих функций данные,
- предположения о возможных изменениях в деятельности организации в будущем.
Инфомация об управляющих функциях должна быть определена путем консультаций с высшим руоводством – АПО. В этих обсуждениях АБД должен получить общее представление о следующих вопросах:
· основные компоненты деятельности и их взаимодействие друг с другом, то есть вопросы взаимодействия различных фрагментов ПО,
· внутренняя среда, включающая:
- структуру организации,
- правила и политику, определяющие повседневную деятельность,
· внешняя среда, прямо или косвенно влияющая на деятельность организации (законодательные органы, рынки сбыта и т.п.),
· информация, требуемая для планирования деятельности,
· виды информации, используемой для контроля и оценки функционирования,
· предполагаемые изменения, которые могут влиять на род или сферу деятельности, либо на способы ведения деятельности.
Пример. Выявленная информация о производственных и управленческих функциях может быть задокументирована (представлена) в следующем виде.
Наименование работы
| Функция
| Цель
|
Комплектация заказов 1)
| Комплектация товаров со склада в соответствии с заказом
| Выполнение заказов клиентов
| Планирование запасов товаров1)
| Покупка товаров
| Подержка запаса товаров
| Управление запасами товаров 2)
| Определение оптимального количества товаров и времени для их закупки
| Минимизация капиталловложения при создании запаса товаров
| Прием заказов 1)
| Выписка заказа
| Прием заказа клиента
|
1) – основная (производственная) функция , 2) – функция управления.
Идентификация производственных задач и задач управления.На этом шаге определяются связи между выявленными функциями и необходимыми для их реализации данными.
Здесь функцию (в [3] задачу)определим как самый низкий уровень деятельности, который многократно использует уникальный набор данных.
Выделяются следующие характеристики функции:
· Это уникальная единица деятельности, состоящая из набора последовательно выполняющихся шагов (операций),
· все шаги направлены на достижение одной и той же цели,
· на каждом шаге создается или используется один и тот же (уникальный) набор данных.
Связь между функцией и данными можно определить как уникальную связь, возникающую между элементами данных при их использовании.
Пункт 3. Преобразование информационных требований
Процесс преобразования информации, собранной во время собеседований, в форму, используемую при дальнейшем анализе, включает следующие основные шаги:
1. Составление списка всех используемых и создаваемых элементов данных.
2. Определение всех производственных функций, их характеристик и используемых данных.
3. Определение всех функций управления, их характеристик и используемых данных.
4. Составление списка всех явных и неявных правил и линий поведения в управлении деятельностью организации.
5. Составление списка возможных будущих изменений и путей их влияния на деятельность организации.
Пример. Список элементов данных может выглядеть следующим образом.
Идентификатор
| Наименование
| Определение
|
| Номер заказа
| Однозначно определяет каждый заказ
|
| Заказанное количество
| Определяет количество одного вида
товара, заказанного одним клиентом
|
Сформированный список элементов данных служит основанием для создания словаря элементов данных.
Первичные метаданные(описания и определения данных, то есть данные о данных) необходимы для построения и уточнения инфологической модели, используемой в дальнейшем в качестве общей основы для сбора и анализа других метаданных. Без такой основы собранные метаданные едва ли будут достаточно надежными: количество метаданных может оказаться больше, чем необходимо, а их структура может оказаться недостаточно эффективной для выявления ошибок.
Предполагается, что приложения определяются независимо друг от друга либо аналитиками, либо специалистами ПО. Каждое подразделение решает свои задачи внекаких-либо внешних ограничений. Это означает, что каждая отдельная функция обработки данных будет определена в рамках локального представления данных (см. уровень ЛПП на рис.7) без учета представлений пользователей других приложений.
Таким образом, во время общего анализа требований должны быть определены элементы данных и их связи, которые будут уточняться на последующих этапах проектирования. Здесь же должны быть, по крайней мере, обнаружены все конфликтные ситуации. Дело в том, что представления пользователей о данных и их обработке не всегда могут служить прообразом окончательной структуры базы данных; они лишь устанавливают формальную основу для накопления метаданных. Интеграция представлений осуществляется на следующих этапах проектирования.
Итак, первый шагпредполагает:
· сбор данных(результатов измерений, наблюдений, отчетов, документов научно-технического, технико-экономического, бухгалтерского и т.п. характера, опроса экспертов – специалистов в данной предметной области),
· выявление перечня задач, которые могут быть решены с использованием разрабатываемой БД,
· содержательный анализсобранной информации.
Цельюсодержательного анализасобранной информации является:
· устранение дублирования данных,
· выявление и устранение противоречивости данных и неоднозначности их определений и описаний,
· выявление и формулирование правил поведения и принятия решений в соответствии с описаниями ситуаций,
· выявление возможных изменений в будущем и их влияния на правила поведения и т.п.
Другими словами, на этом этапе происходит “погружение” АБД в предметную область и проблемную среду. Именно на этом этапе формулируются цели создания БД.
Выходом первого этапа очевидным образом является:
· описаниецелей создания БД,
· описание входной и выходной информации,
· модель состава системы.
Содержательный анализ собранной информации позволяет определить возможные динамические свойства создаваемой модели.
|