Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

ВВЕДЕНИЕ

 

Повышение инновационной и инвестиционной активности — важнейшая задача современной экономики государства.

Инновационная деятельность, инновационные процессы — понятия, имеющие самые разнообразные и широкие толкования. Размытость и распространение этих понятий на процессы, относящиеся ко всему новому, включая новые научные достижения, новые технологии, новые фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки, формально (по смыслу слова инновации — нововведения) справедливы.

Однако такое широкое толкование инновационной деятельности охватывает все, что понимается под научно-техническим прогрессом, смешивает научные и инновационные приоритеты, порождает ложные представления об одинаковости требований к инфраструктурам, обеспечивающим научное или инновационное развитие.

Необходимо выделить приоритетное направление развития инновационной деятельности, не смешивая эту деятельность с научной деятельностью в области фундаментальных и прикладных исследований.

Для повышения инновационной и инвестиционной активности необходимо развитие приоритетного направления — целевое создание специальной инновационно-инвестиционной сетевой инфраструктуры, распределенной по всем регионам страны.

Научно-технический прогресс представляется в виде двух составляющих:

— составляющей достижений (результатом являются новые знания, технологии, оборудование);

— составляющей нововведений — инноваций (результатами являются производства новых товаров или услуг, созданные для заказчика «под ключ» с использованием уже достигнутых и проверенных знаний, технологий, оборудования).



Приоритетной для современного целевого развития является инфраструктура, которая использует уже существующие и проверенные знания, технологии, оборудование и обеспечивает организацию создания эффективных производств «под ключ» с ответственностью за конечный результат.

Основой такой инновационно-инвестиционной инфраструктуры являются талантливые ученые — организаторы (руководители проектов). Инфраструктура должна быть универсальной, конкурентоспособно реализующей любые эффективные проекты. Руководитель проекта находит и обосновывает новый проект, структурирует его на подсистемы, формирует оптимальный набор составляющих технологий, создает временный коллектив контрагентов, организует полный цикл реализации проекта «под ключ».

Необходимо формирование инфраструктуры (моста между наукой и производством), обеспечивающей поиск и создание эффективной производственной системы "под ключ".

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

Социальная система состоит из совокупности взаимодействующих элементов (подсистем), находящихся во взаимных связях и отношениях, и может менять свою структуру, взаимодействуя с внешними условиями.

Одна из основных форм развития социальных систем заключается в реализации нововведений (инноваций). Социальная система обладает значительной инерционностью, т.к. новшества вызывают смещение равновесия. Возникает феномен сопротивления им, для преодоления которого требуются специальные методы активизации инновационных процессов.

Уровень благосостояния государства определяется производством товаров и услуг, объемом и качеством производимых товаров и услуг. Поэтому повышение благосостояния государства неразрывно связано с непрерывным развитием инфраструктуры его производственного сектора.

Развитие производственного сектора государства должно осуществляться путем непрерывного и целенаправленного процесса улучшений, модернизации, нововведений, обеспечивающих повышение качества товаров и услуг.

В качестве исходного материала для развития производственного сектора инновационная (развивающая) инфраструктура использует накопленные мировой наукой достижения (знания, технологии, оборудование, программный продукт и др.)

Если в государстве не будет конкурентоспособной инновационной инфраструктуры, то не будет развития производства и роста благосостояния его населения.

Приступая к инновационной деятельности, необходимо ответить на ряд ключевых вопросов:

 

1. Насколько кардинальны инновации?

2. Насколько предприятия подготовлены к восприятию инноваций?

3. Можно ли ожидать их внедрения без помех или же потребуется преодолевать большие трудности?

4. Являются ли процессы нововведений рациональными и четко организуемыми или они носят интуитивный поисковый характер?

5. Насколько важна конкретная обстановка, в которой принимается решение о нововведении?

6. Какую роль в распространении и создании нововведений играют специализированные организации и организационные системы?

 

Инновации допускают классификацию, учитывающую сложность, значимость и функциональное назначение. Крупномасштабные инновации направлены на повышение эффективности деятельности страны, региона, отрасли или крупного предприятия. Частные инновации могут быть осуществлены на одном рабочем месте. С учетом уровня значимости можно выделить международные и национальные инновации. По сфере применения можно выделить группы инноваций для производства, товарообмена, потребления, услуг, коммуникаций.

Важным показателем инновации является время реализации. Собственник капитала, инвестируя его в процессе внедрения нововведения, отказывается от текущего потребления во имя будущих выгод. Интервал времени между моментом вложения капитала и моментом получения дохода от внедрения инноваций называют периодом внедрения. В зависимости от его продолжительности выделяют краткосрочные (до года) и долгосрочные инновационные проекты.

Любая инновация характеризуется коммерческим риском — опасностью возникновения ситуаций, при которых ожидаемые выгоды не будут достигнуты. В зависимости от величины коммерческого риска выделяют инновации надежные и рискованные.

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют семь групп инноваций:

1. Сохранение и обновление существующих функций.

2. Перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования.

3. Изменения элементов системы с целью их приспособления друг к другу.

4. Простейшие качественные изменения.

5. Изменение базовых свойств системы.

6. Изменение концепции деятельности системы.

7. Изменение функциональных результатов системы.

Рынок — это система фирм производителей, посредников и потребителей. Механизм рыночного регулирования реализуется через инфраструктуру. Инфраструктура обеспечивает для производства дороги, склады, для капиталов — банки, биржи. Инновационные процессы реализуются, опираясь на информационные и коммуникационные сети.

Инновационная деятельность не является разовым мероприятием. Процесс улучшения и развития должен иметь постоянный характер. В результате возникает необходимость рассмотрения инновационной деятельности как базы для динамичного экономического развития предприятия.

Проблема управления инновациями состоит не в том, чтобы оптимально реализовать отдельные инновационные проекты, а в структурно-качественных построениях нового механизма, новых методов и форм деятельности.

Теория организации инновационной деятельности должна охватывать решение следующих групп проблем:

- технических,

- информационных,

- правовых, кадровых,

- социально-психологических,

- организационных,

- финансово-экономических.

Первоочередным принципом процесса организации инновационной деятельности является целенаправленность. Она предполагает наличие системы, охватывающей научно-технические, производственные, экономические, социальные и экологические цели. Система целей должна иметь иерархическую структуру.

Осуществление инноваций не является самоцелью. Они необходимы как средство для решения конкретных задач общества, предприятия, конкретного человека. Состав и содержание целей зависят от реальных условий применения конкретных инноваций.

Сознательное применение концепций и методов управления, выработанных теорий, на практике позволит повысить качество принимаемых решений и достичь увеличения отдачи от средств, вкладываемых в развитие.

Ростки инноватики как науки, потребность в которой предопределяется развитием экономики, становятся все заметнее и крепче. Бурное развитие инноватики предопределится повышением инновационной активности.

Государственное управление научно-технической и инновационной деятельностью является составной частью социально-экономической стратегии. Элементами этого управления оказываются:

1. Контроль и анализ состояния производства, достижений в науке и технике, технологии и материаловедении, достижений мирового рынка товаров и нововведений.

2. Выработка образа будущего состояния производства, его ресурсообеспеченности.

3. Обоснование ключевых направлений развития производства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.

4. Создание и поддержка инфраструктуры инновационной деятельности.

5. Правовое обеспечение государственной поддержки децентрализованной инновационной деятельности.

6. Селективная финансовая поддержка приоритетных направлений научно-технического развития.

7. Финансирование образования и фундаментальных исследований.

Государственные меры должны обеспечивать:

- приток капитала в расширение и модернизацию производства;

- необходимый уровень инноваций;

- подготовку достаточного числа инженеров, научных работников и управленческих кадров;

- облегчение доступа на внешние рынки.

Роль государства в управлении инновационной деятельностью является проблемой для всех правительств.

Для государства необходимо решить две важнейшие проблемы:

1. Определить технологические, экономические и основные цели и план макроэкономических преобразований, мобилизуя общество единством ориентации.

2. Сформировать условия, способствующие инновационно-инвестиционному процессу.

Управление инновациями должно превратиться в согласие и сотрудничество государственного и предпринимательского механизмов. Создание условий для достижения согласия интересов государства и работника в сфере научно-технической деятельности — это основная задача государственного уровня управления. Этот уровень становится стратегическим, отдавая тактическое и оперативное управление отдельным фирмам и специализированным структурам. При этом перед государством возникает ряд проблем:

1. Стратегическая программа действий.

2. Механизм поддержки своих решений.

3. Оперативность реагирования на изменения в производственном комплексе страны.

4. Способность воздействовать на изменения в производственном и финансовом комплексах.

5. Эффективная связь с предприятиями и регионами.

6. Обеспечение профессионализма и качества принимаемых решений, производственных коопераций из предприятий различных отраслей и новых экономических структур.

Проблема выбора конкретного научного решения для совершенствования производства связана с его оценкой экономической эффективности с учетом неопределенности ряда элементов затрат, процесса внедрения и будущих условий применения. В зависимости от масштабности научного решения можно выделить несколько уровней его анализа и принятия решения о внедрении:

- уровень предприятия,

- отраслевой, региональный уровень,

- государственный уровень.

На правительственном уровне поддерживаются наиболее важные инновационные программы, требующие при значительном межотраслевом и межрегиональном эффекте координации действий государственных ведомств, существенного ресурсного обеспечения.

Источниками их финансирования оказываются средства государственных бюджетов, внебюджетные фонды, коммерческие банки, пенсионные фонды. На уровне регионов поддерживаются внешние для него инновационные проекты и программы. Государственные средства при этом привлекаются на долевом участии как гарант.

Концепция управления инновационно-инвестиционной деятельностью на всех уровнях должна предусматривать:

- прогноз экономической ситуации;

- протекание процессов в экологической и социальной сферах;

- выработку стратегии изменения состояния производства;

- составление потока нововведений;

- обоснование потока финансов.

Показателями, отражающими настоящее и будущее состояния производства, являются динамика объема производства и сбыта, возраст основных фондов, производительность труда, фондоемкость продукции, энерго- и материалоемкость, динамика прибыли цен на продукцию и ресурсы.

Государство поддерживает технический прогресс путем прямого либо косвенного регулирования.

Прямые методы регулирования включают распределение бюджетных средств по направлениям научных исследований, по научным и исследовательским организациям и проектам, государственный контроль закупок зарубежных технологий и техники.

Одной из широко применяемых форм государственной помощи является: создание инновационных и страховых фондов с участием как государства, так и крупных компаний; выдача патентов на научные исследования; субсидирование исследований в военных областях, которые передают полученные результаты в гражданские отрасли.

Для повышения эффективности государственных инвестиций следует соблюдать ряд условий:

1. Предпочтительная поддержка предприятий общей (кооперированной) технологической цепочки.

2. Государственные инвестиции должны стимулировать сопряженный коммерческий поток средств.

3. Государственные инвестиции должны предоставляться на возвратной основе при контроле результатов инвестирования.

4. Инвестиционный процесс должен обеспечивать расширение конечного сбыта продукции.

К прямым методам государственного регулирования относятся также: предоставление государственных заказов; государственное страхование коммерческого риска в сфере инвестиций; финансирование разработки нововведений и бесплатное последующее их распространение; закупка за счет бюджета иностранных технологий, патентов и лицензий.

При ограниченных средствах бюджета важно определить приоритетность государственных мероприятий и макроэкономическую структуру расходов бюджета (соотношение расходов на науку, образование, инвестиции), взаимоотношение федерального и региональных бюджетов, структуру инновационного комплекса.

Для выбора стратегии научно-технического развития принципиально важными оказываются следующие решения:

1. Соотношение инвестиционной поддержки базовых и перспективных отраслей экономики страны.

2. Соотношение между ориентацией на внешний и внутренний научно-технический потенциал.

3. Степень централизации ресурсов для поддержки научно-технической деятельности.

4. Соотношение краткосрочных и долгосрочных интересов.

Косвенные методы регулирования инновационной деятельности заключаются в формировании системы стимулов и мотивов предприятий. Достигается это через налоговую, ценовую, таможенную, кредитную и амортизационную политику. Общее число отдельных механизмов, относящихся к косвенным методам государственного регулирования технического прогресса, более 100. Это, например:

1. Освобождение от налога части прибыли, направляемой на развитие.

2. Предоставление инвестиционного кредита для инноваций под меньшую процентную ставку.

3. Освобождение от налога на добавленную стоимость импортируемого наукоемкого оборудования, лицензий, ноу-хау.

4. Включение в себестоимость расходов на НИОКР.

5. Освобождение от платы за землю научных и инновационно-инвестиционных организаций.

6. Освобождение от налога на имущество научного и исследовательского оборудования.

7. Освобождение от налога на имущество научно-технических и инновационно-инвестиционных организаций.

8. Введение обязательных отчислений во внебюджетные фонды развития и поддержки науки и образования.

9. Снижение доли резервов банков для долгосрочных инвестиций в инновации.

10. Снижение подоходного налога на прибыль специализированных инновационных фондов.

11. Снижение импортных пошлин на наукоемкое оборудование и иностранные инвестиции в инновации.

12. Введение налоговых «каникул» для научно-технических фирм.

13. Ускоренное списание стоимости основного капитала.

14. Освобождение от налога части прибыли, направленной на обучение персонала и на поддержку государственных высших учебных заведений.

15. Освобождение от подоходного налога части дохода физических лиц, направляемого на оплату их обучения.

16. Освобождение от налогов грантов ученым и стипендий исследователям.

17. Освобождение от налога на прибыль средств, вносимых юридическими и физическими лицами в бесприбыльные фонды науки и нововведений.

18. Освобождение от налога прибыли, полученной за счет передачи патента, изобретения.

19. Создание территориальных зон, свободных от налогов для нового наукоемкого промышленного строительства.

20. Освобождение от налога дивидендов, полученных по инновационному проекту.

21. Регламентирование зависимости оплаты труда от квалификации и уровня образования.

22. Предоставление налогового кредита фирме-партнеру инновационного предприятия и др.

Вся система косвенных мер должна формироваться как единая, охватывающая все элементы развития экономического механизма. Воздействие этой системы должны ощущать научные учреждения, вузы, банки, предприятия, частные лица, продавцы и покупатели.

Необходимы специальные меры, способные запустить механизм потока «аккумулирование средств — инвестиционный проект — прибыль —реинвестиции» для привлечения частных инвестиций. Функциями государства остаются:

- содействие развитию науки;

- подготовка кадров;

- финансирование целевых инновационных программ развития;

- создание механизма посредничества между академической, вузовской и прикладной наукой;

- создание условий для стимулирования потока частного капитала в инвестирование.

Как и любая деятельность, инновационный процесс требует соответствующей инфраструктуры, которая будет обеспечивать комплекс услуг по продвижению научных разработок. Однако, такая инфраструктура должна быть активной. Наряду с поддержкой она будет участвовать в процессе разработки инвестиционных проектов, в поиске инвестора-кредитора, в выборе форм инвестирования, страхования проектов, предоставления инжиниринговых и в целом инновационно-инвестиционных услуг. Важно, что подобная сетевая структура будет не только способствовать инновациям, но и рекламировать их.

Механизм инновационно-инвестиционной инфраструктуры также имеет две группы экономических оценок: прямые и косвенные. Прямые оценки — это достижение эффекта от конкретных проектов за счет:

- большого исходного набора проектов, более квалифицированной научно-производственной экспертизы, профессиональной поддержки проекта при реализации;

- отбора проектов с большей эффективностью, ответственностью и с гарантией реализации;

- сокращения цикла «отбор проекта — реализация — возврат средств».

Практика показывает, что система управления дает увеличение эффекта вложения капитала не менее чем в 1,5 раза. Это будет увеличение суммы прибыли и, как следствие, доходов всех участников проекта.

Альянс инновационных и инвестиционных структур позволит достичь реализации проектов с экономией за счет:

- поиска и вовлечения в эксплуатацию по новым проектам имеющихся фондов, зданий, площадей, оборудования;

- организации кооперации партнеров в едином комплексном проекте; предложении более перспективных конструкторских и технологических решений.

Соединение финансовых и инновационных функций в единой структуре позволит создать доверительность отношений капитала и науки, повысить квалификацию инновационно-инвестиционных решений, осуществить целостность цикла действий, нацеленность и ответственность за результат инвестиций.

Ускорение оборота финансов позволяет также повысить годовую прибыль на вложения. Это увеличивает темп роста капитала. Как показывает практика, для инвестиционных проектов цикл сокращается в 3‑5 раз, что соответствует росту годовой прибыли на вложенный капитал также в 3‑5 раз. Эффективность и оперативность позволяют повысить прибыльность инвестиций от 8‑10% до 40‑50% годовых. Это делает их конкурентными с краткосрочным торговым кредитом.

Косвенные экономические оценки инновационно-инвестиционного механизма включают:

- привлечение средств населения и частных предприятий;

- рост прибыли предприятий за счет повышения их загрузки;

- рост налоговых поступлений в госбюджет;

- повышение занятости населения в сфере производства.

Взаимоотношения инновационно-инвестиционной сети с предприятием должны строиться на взаимовыгодном договоре. Условия договора зависят от объема инвестиций и значимости решений инновационно-финансового союза для результатов деятельности предприятия. Государство, стимулируя работу по инвестициям, должно разрешить возвратность средств до налогообложения.

 

ИННОВАЦИОННАЯ ДОКТРИНА

Рассматривая инновационную стратегию государства системно, необходимо выделить четыре последовательных уровня государственной деятельности: разработку инновационной доктрины, формирование государственной инновационной политики, создание инновационного законодательства, развитие инновационных программ.

Ключевая триада, инвариантная для всех доктрин государств:

 

Идея, кадры, организация

 

Тем самым при разработке и реализации доктрин государств определяется ведущая роль научного ресурса и университетов.

Любая доктрина должна ориентироваться на человеческое измерение ценностей. Все доктрины объединяет главная цель — содействие росту экономического, экологического и социального благосостояния населения и безопасности государства.

При согласованной выработке доктрин любая из них понимается как система базовых положений, выработанных руководством государства и определяющих политику государства в данном направлении, безусловно, поддерживаемую населением.

В любой из доктрин должны быть определены:

- объект (область) воздействия;

- предмет в виде основных целей и принципов;

- результат в виде концепции государственной политики в соответствующем направлении.

Для всех доктрин обязательным является их взаимное согласование и общее подчиненно-согласованное целеуказание.

Рекомендуется единый порядок (алгоритм) разработки и утверждения всех доктрин государств. В любой доктрине в разделе введение должна содержаться одинаковая составляющая, согласующая все доктрины между собой. Порядок выработки любой доктрины также един:

- сбор предложений общества;

- анализ предложений и выработка проекта доктрин;

- апробация проекта доктрины;

- согласование проекта доктрины с законодательными и исполнительными органами власти;

- утверждение доктрины как руководства, обязательного для законодательных и исполнительных органов власти на всех уровнях;

- постоянный анализ развития направления с периодической корректировкой доктрины (возврат к начальному этапу и повторение всего рассмотренного цикла (алгоритма)).

При разработке настоящей концепции инновационного развития государства предполагается, что одновременно вырабатываются:

- геополитическая доктрина;

- военная доктрина;

- научно-образовательная доктрина;

- инновационная доктрина;

- доктрина развития культуры в государстве;

- информационная доктрина;

- научно-технологическая доктрина;

- производственная доктрина (включая производство товаров, продуктов питания и производство услуг);

- социально-экономическая доктрина и другие.

Разработка доктрины соответствующего направления является лишь первым (наивысшим) этапом государственного управления развитием этого направления.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.