Рекомендации по совершенствованию ценовой политики и процессу принятия решений в области ценообразования Одним из основных факторов совершенствования ценообразования на любых предприятия является снижение себестоимости.
Можно выделить следующие основные направления снижения себестоимости продукции:
1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов, которые облегчат условия труда и поднимут производительность.
2. Улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов приведет к рациональному использованию и переориентации на отечественных производителей сырья. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве.
3. Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Также важную роль играет совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.
4. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшения использования основных фондов; улучшения материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
5. Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства, например, развития поточного производства, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции. Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.
6. При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов и др.
Одним из источников эффективности производства является снижение брака продукции при помощи использования специальных приборов. Предположим, что внедрение в производство нового прибора снизит количество бракованной продукции с 3% до 1%. Стоимость прибора составит около 300 тыс. руб.
Рассчитаем экономический эффект от внедрения прибора по формуле:
Э=Ц∙Q ∙Кб , где Ц — оптовая цена единицы продукции; Q — продукция, производимая предприятием за год; Кб — коэффициент, учитывающий % уменьшения брака (определяется как разность % брака до и после внедрения нового прибора).
Э = 877,18∙500∙(3%-1%)=8771,8 руб.
Таким образом, экономия от внедрения нового прибора, снижающего количество бракованной продукции, составит 8771,8 рублей.
Срок окупаемости дополнительных капиталовложений составит:
Ток=300000/877,18∙500=0,68 года
Следовательно, затраты на нового оборудования очень быстро окупятся, и ожидаемый от предложенного мероприятия эффект не заставит себя долго ждать. Затраты окупятся за 7 месяцев.
Затратный метод ценообразования при рыночном сбыте продукции предприятия влечёт за собой опасность серьёзных финансовых расчётов, поскольку себестоимость изделия соответствует лишь определённому объёму его выпуска и продаж, следовательно, ошибочными могут оказаться финансовые расчёты предприятия, основанные на указанном методе ценообразования.
Более рациональный подход состоит в том, чтобы вначале спрогнозировать уровень цены нового изделия, которую можно получить на рынке, а лишь затем определять объём его производства и рынки сбыта.
При анализе затрат в целях обоснования политики ценообразования следует точно определять не только сумму затрат на производство продукции предприятия, но и то, как она может измениться при изменении объёмов продаж указанной продукции в зависимости от изменений политики ценообразования.
Управляя ценами в рамках активной политики ценообразования, следует добиваться того уровня затрат на производство продукции, который сможет обеспечить предприятию достижение желаемых финансовых результатов при сбыте своей продукции.
Ценообразованию принадлежит главная роль в концепции функционирующего предприятия. Основное положение этой концепции – предприятие функционирует и стремится к максимизации прибыли.
Анализ безубыточности позволяет увеличить гибкостьуправленческого планирования за счет изменения структуры издержек, необходимых для производства и реализации продукции. Другими словами, используя этот метод, фирма может изменять долю переменных и постоянных издержек в общем объеме затрат.
Проведем анализ величин в точке безубыточности (критической точке). Точка безубыточности – такой объем производства, при котором затраты на производство полностью покрываются доходом от реализации.
Определим точку безубыточности для изделия графически.
Таблица 4
Объем продукции, Q
| Переменные затраты, VC
| Постоянные затраты, FC
| Совокупные издержки, TC
| Выручка от реализации продукции, ОС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 7 – График безубыточности
Из графика видно, что линия совокупных издержек пересекается с линией выручки в точке безубыточности, равной 290 ед. продукции.
Таким образом, до 290 ед. – период убыточного производства.
После 290 ед. продукции начинается период прибыльного производства.
Итак, чтобы производство изделия У35.605 – 00.536 шестерня было прибыльным предприятию нужно производить более 290 шт. изделия, что и претворяется в жизнь на ОАО «Муроммашзавод».
Производственный рычаг является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью.
Рассмотрим эффект производственного рычага на примере показателей, характеризующих производство изделия У35.605 – 00.536 шестерня.
Таблица 5
Показатель
| Сумма
| Выручка
|
| Переменные затраты
|
| Маржинальный доход (п.1-п.2)
|
| Постоянные затраты
|
| Прибыль (п.3-п.4)
|
| Объем реализованной продукции
|
| Цена за единицу продукции
| 877,18
| Эффект производственного рычага (п.3/п.5)
| 2,37
|
В данном случае эффект производственного рычага составляет 2,37. Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1%, прибыль сократиться на 2,37%. А при снижении выручки на 42%, прибыль станет нулевой.
При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия.
Пути снижения суммы постоянных затрат могут быть следующие:
– существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка;
– продажа части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений;
– широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность;
– сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.
Итак, предположим, что сумма постоянных затрат снизилась на 10%. Данные приведены в таблице 6.
Таблица 6
Показатель
| Сумма
| Выручка
|
| Переменные затраты
|
| Маржинальный доход (п.1-п.2)
|
| Постоянные затраты
|
| Прибыль (п.3-п.4)
|
| Объем реализованной продукции
|
| Цена за единицу продукции
| 877,18
| Эффект производственного рычага (п.3/п.5)
| 2,09
|
Таким образом, при снижении постоянных затрат на 10% прибыль возросла на 19697 руб., т.е на 13,72%.
При стабильности спроса и благоприятной конъюнктуре рынка целесообразно снижать долю переменных затрат. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести:
– снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда;
– сокращение размеров запаса сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка;
– обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.
Предположим, что сумма переменных затрат снизилась на 10%. Данные приведены в таблице 7.
Таблица 7
Показатель
| Сумма
| Выручка
|
| Переменные затраты
|
| Маржинальный доход (п.1-п.2)
|
| Постоянные затраты
|
| Прибыль (п.3-п.4)
|
| Объем реализованной продукции
|
| Цена за единицу продукции
| 877,18
| Эффект производственного рычага (п.3/п.5)
| 2,28
|
Из приведенных расчетов можно сделать вывод, что при снижении переменных затрат на 10% прибыль возросла на 9802 руб. или на 6,83%.
Таким образом, использование механизма производственного рычага, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.
Решая вопрос о цене товара, производственное предприятие должно собрать информацию. Информация собирается по следующим основным направлениям:
– рынок товара;
– отрасль промышленности, в которой действует предприятие;
– конкурирующие отрасли;
– правительственная деятельность.
Предприятие, собирая и обрабатывая информацию по ценам, должно решить следующие задачи:
– изучить рынок, на котором предприятие продает свои товары,
– изучить свою и смежные отрасли для выявления существующих и потенциальных конкурентов;
– принять во внимание решения правительства.
На рынок и уровень сбыта товаров воздействует большое количество постоянно меняющихся факторов (политическая нестабильность, общеэкономические факторы, истощение природных ресурсов, изменение экологической обстановки, демографическая ситуация). Поэтому возникает необходимость управления ценами, которое осуществляется посредством изменений в прейскурантах, оговорок в контрактах, компенсаций.
Составной частью ценообразования является широко распространенная система скидок с прейскурантных цен. Применяются скидки за оплату товаров наличными, количественные скидки – за покупку большого количества товара, сезонные скидки, торговые скидки дилерам за посреднические услуги.
В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости реализованной продукции. Падение покупательной способности денег за период характеризуется с помощью коэффициента покупательной способности, рассчитываемого по формуле:
, где
S – сумма дебиторской задолженности;
Iц – индекс цен.
По договору с поставщиками ОАО «Муроммашзавод» может предоставить скидку с договорной цены при условии досрочной оплаты. Предположим, что предприятие реализует свою продукцию на следующих условиях:
· 50 % на условиях предоплаты;
· 50% с условием образования дебиторской задолженности.
Стоимость договора 1000 рублей.
При этом средний период погашения дебиторской задолженности составляет 46,84 дня. Ежемесячный темп инфляции 13%, индекс цен 1,13.
Для сложившегося на предприятии периода погашения дебиторской задолженности индекс цен составит:
Тогда коэффициент падения покупательной способности денег составит:
Кп = 1/1,76=0,57
Скрытая потеря от инфляции составит:
1000 - (1000/1,76)=431,82 руб.
Полученные результаты представлены в таблице 8.
Таблица 8
|