Особенности маркетинга транспортных услуг Особенности реализации маркетинга транспортных услуг связаны с тем, что процесс транспортировки включает в себя и ряд посреднических услуг. В зав. от вида транспорта: автомобильным транспортом; ж/д транспортом; воздушным транспортом; водными видами транспорта.
В зав. от типа перевозимого груза : грузовые; пассажирские.
В зав. от хар-ра и вида оказываемых усл.: простые; комбинированные; комплексные.
Простые услуги подразделяются на: организационно-посреднические, которые, в свою очередь, состоят из перевозочных и технологических; информационно-коммерческие услуги; консультационно-аналитические.
В основе сегментации рынка транспортных услуг лежит территориальная ограниченность. В связи с этим при сегментации рынка транспортных услуг учитывают: демографию региона т.е. характеристику городов, областей, районов; месторасположение региона; транспортную сеть региона; численность и плотность населения; характер производственной, коммерч. д-ти в регионе; динамику развития региона; уровень инфляции.
При изучении конкурентов на рынке транспортных услуг целесообразно выделить определённые группы, реализующие различные стратегии марк-га:
-конкуренты имеющие стабильный рынок и имеющие стабильные маршруты с высокой доходностью,
-конкуренты ориентированные на оказание услуг, превосходящих по качественным параметрам. Они используют стратегию в области качества услуг;
-конкуренты использующие передовые технологии (стратегии в области технологий),
-конкуренты действующие на смежных рынках (стратегии расширения рынка),
-конкуренты оказывающие смежные услуги и имеющие материальную базу (диверсификации услуг).
При разработке концепции маркетинга на транспортном предприятии необходимо остановиться на организационной структуре отдела маркетинга.
Наиболее удобной и перспективной при оказании однородных услуг является организация отдела маркетинга по функциональному принципу, при оказании разнообразных услуг – по товарному и рыночному признаку. Организация отдела маркетинга по региональному признаку целесообразна для воздушного транспорта.
В зависимости от размера предприятия, оказывающего транспортные услуги, основные направления маркетинговой деятельности различны.
Крупные предприятия характеризуются широким предложением услуг. Поэтому затраты на маркет. деят-ть значительные; наибольшее значение приобретает работа с общественностью; реклама должна учитывать представление каждой услуги и комплекса ус. в целом. Помимо этого, транспортные ус. должны оказываться на одинаковом уровне качества.
На среднем предприятии часто нет отдела марк-га. Проникновение на рынок и его изучение осуществляются благодаря контрактам, которые устанавливает руководитель предприятия. При продвижении основном используется реклама. Мероприятия по стимулированию сбыта заключаются часто в скидках постоянным клиентам.
На малом предприятии предлагается небольшой набор услуг, продажа их осуществляется благодаря личным контактам и связям. Средства на мар-г ограничены.
Основные виды стратегий м-га,:
- формирования рынка;
- интенсивного марк-га;
- комплексного развития;
- дифференциации услуг;
- диверсификации услуг.
При выборе стратегии м-га необходимо оценить динамику развития выбранного сегмента, позицию конкурентов, их долю рынка, ожидаемый доход, уровень прибыльности, факторы макросреды
Маркетинг страховых услуг
Страхование- отношение по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.
Субъекты: страхователь, кот. уплачивает страх. взносы; страховщик, кот. создает и расходует страховой фонд.
Страхование выполняет определенные функции:
- рисковую (выражается в возмещении риска);
- предупредительную (выраж. в финансировании за счет средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска);
- сберегательную (предполагает сохранение и сбережение денежных сумм);
- контрольную (выражается в контроле за целевым формирование и использованием средств страхового фонда.
В страховании выделяют следующие отрасли: личное страхование; имущественное страхование; страхование ответств-ти. Все они делятся на рисковое и накопительное страхование.
Страхование бывает обязательным и добровольным.
В зависимости от системы страховых отношений выделяют следующие виды страхования: страхование; сострахование; двойное страхование; перестрахование; самострахование.
Специфика страховой услуги заключается в том, что она в виде компенсации может производиться только с момента ее востребования. Помимо этого, потребитель не может оценить качество страховой услуги. В результате совпадения времени востребования и производства страховой услуги возникает изменчивость ее исполнения в зависимости от того, кто предоставляет данную услугу. В страховании невозможно массовое производство услуг, здесь типичен индивидуальный подход.
Маркетинговая информация должна оценивать количественные стороны рыночного потенциала, размер рынка, тенденции его развития, возможности сегментирования, позиционирования, запросы клиентов, восприятие имиджа фирмы и т.д. Процесс взаимодействия страхователя и страховщика, лежащий в основе страхового маркетинга и определяющий в конечном счете степень удовлетворения потребностей клиента, состоит из нескольких этапов:
- обсуждения условий договора и условий гарантии страховой защиты;
- уплаты страховых премий и получения гарантии в страховой защите;
- производства страховой выплаты при наступлении страхового случая, предусмотренного договором страхования.
Страховой маркетинг предполагает обеспечение качества услуг, удовлетворяющее клиентов. Качество услуг в страховании часто оценивается потребителем по количественным показателям, например, скорости действий страховщика при рассмотрении претензий. Страховой компании следует четко определить требования к качеству услуг, а также поддерживать стандарты качества, соответствующие этим требованиям.
Важнейшей особенностью страхового маркетинга, а также его инструментом выступает имидж страховой фирмы. Имидж страховщика должен символизировать стабильность и надежность
Система коммуникаций страховой фирмы должна обеспечивать перенос идеального образа фирмы на практическую деятельность как во внешней, так и во внутренней среде. Эта система образует основу для многих действий: от разработки фирменного стиля, оформления офисов до классической рекламы.
Внешние коммуникации должны включать в себя не только очевидные элементы, как рекламу и мероприятия по стимулированию сбыта, но и учитывать другие факторы, например, место и условие расположения страховщика, форму письменных обращений, благотворительность.
Внутренние коммуникации включают прежде всего систему мотивации и поощрения персонала, которая должна быть неразрывно связана с внешними целями фирмы.
Обязанности страховщика:
1. соглашение о несении риска;
2. выплата страхового вознаграждения в случае наступления страхового случая;
Права страховщика:
1. осмотр и оценка объекта страхования;
2. расторжение договора (в одностороннем порядке при прекращении выплат со стороны страхователя, при нарушении им договора или предоставлении ложных сведений о состоянии застрахованного имущества и т.д.);
3. определение суммы ущерба и компенсации, подлежащей выплате.
Обязанности страхователя:
1. выплачивать страховые взносы
2. содержать объект в условиях, максимально препятствующих наступлению страхового случая
3. сообщать страховщику обо всех изменениях, влияющих на застрахованный риск;
4. принимать все необходимые меры по спасению имущества и т.д.
|