Модель «7P» М. Битнер в сравнении с моделью «4Р»Дж.Маккарти (Аризонский университет) ТЕМА 1
Маркетинг— вид человеческой деятельности направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Эволюция философии по отношению к покупателю:
– Ориентация на производство товара
• (фирма первична потребитель вторичен)
– Ориентация на совершенствование товара
• (новое покупаемо)
– Ориентация на усиление продаж
• (телешопы и лозунг «Купи у меня!)
– Концепция маркетинга
• (Потребитель первичен фирма вторична)
– Социально-этический маркетинг
• (Ливиз, Мальборо, ИКЕА, Макдоналдс)
– Маркетинг отношений или «роман с потребителем»
• (Правило 20-80, Бары в Амстердаме, Крайслер)
Ориентация на производство
• Потребители будут покупать товары которые широко распространены и доступны по цене.
• Главная задача менеджера—организация эффективной системы производства и распределения этих товаров.
– Пример: Маркетинг на Автовазе в 1970х
Ориентация на совершенствование производства
• Потребители будут покупать товары лучшего качества.
• Задача менеджера сосредоточиться на постоянном совершенствовании товара
– Совершенствование торговой марки Жилет
– Стратегия маркетинга Автоваз в 1980х
– Маркетинговая близорукость и самовлюбленность
Ориентация на усиление продаж
• Потребители не будут покупать товары в нужных количествах если фирма не будет предпринимать усилий по агрессивному стимулированию продаж товара
• «Жесткие продажи»
• «Завести клиента»
• «Обмануть клиента»
• «Всучить товар»
• «Лохотронинг»
– Платная медицина— «бандиты в белых халатах», «Новые русские врачи». Выборы Депутатов за консервы, Телешопы, «Чудо-крем» для женщин, Хит и ран маркетинг, АВТОВАЗ в 1990 годы.
Появление концепции маркетинга
Выявление и изучение потребностей клиента и более эффективное чем у конкурентов обеспечение удовлетворенности потребностей клиента. (Хансен, 1957).
– Маркетолог как переводчик
– Клиент всегда прав
– Клиент—король?
– «Повторяющийся клиент» Питера Дракера
– АВТОВАЗ в 2000 годы
– Желтое Жигули и Президентский ПР
Социально-этический маркетинг
Выявление и изучение потребностей клиента и более эффективное чем у конкурентов обеспечение удовлетворенности потребностей клиента ...а так же благосостояния общества в целом (района, города, региона, страны, мира, вселенной)
– Аллея «двух палочек» в Парке городов-героев
– Больница Рональда Макдональда
– Roll vs. spray
– Икеа и Леса WWF
– Пиво и зубры
– Мальборо и ЛИВИЗ
Маркетинг отношений - Создание, поддержание, и цементирование долгосрочных отношений с ключевыми клиентами. (Берри 1978)
По-русски «безоткатные отношения».
Идея Л. Берри и К. Гронрооса (Нордик скул)
Книга «Роман с потребителем» А. Темпорал
Правило 20-80 и Правило 80-20
– Миникейс: «Кружка пива в Амстердаме».
К. Гренроос
Услуга- процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия-поставщика услуг. Этот процесс направлен на решение проблем покупателя услуги
Свойства услуги:
• услуги представляют сочетание процесса оказания услуги и потребления результата услуги
• услуги, в зависимости от объекта и результата, делятся на материальные и нематериальные
• во многих случаях субъектом (исполнителем услуги) выступает индивидуальный предприниматель или малое предприятие
• во многих случаях потребитель (человек) является объектом оказания услуги и (или) непосредственно участвует в процесс ее оказания
• оказание и потребление услуги может быть одновременным
• как правило, услуга имеет индивидуальный характер оказания и потребления
• в сфере услуг высока доля ручного труда, качество которого зависит от мастерства персонала
• исполнитель услуги, как правило, не является собственником результата услуги
• услуги локальны, нетранспортабельны, могут иметь региональный характер
• услуги могут быть не сохраняемы
Теоретические модели маркетинга услуг:
• 1. Д. Ратмел (три задачи)
• 2. Эйглие и Ланжеар (СЕРВАКШН)
• 3. К. Гренроос (ВМ и 2х факторная модель)
• 4. Берри и Парасураман (ГАПы и СЕРВКВАЛ)
• 5. Ф. Котлер (три звена) «треугольник»
• 6. Марри Джо Битнер (7 Р) (мишень)
• 7. К. Лавлок (8Р) (байдарка)
• 8. Б. Шапиро (две системы НКО)
• 9. Российские модели
Модель Л. Эйглие и Е. Лангеард «обслуживание в действии» (Франция 1976г.)
(СЕРВАКШН)
• Достоинства
– Простота и понятность
– Дополнительные стратегии
– Терминология
– Вижу—не вижу
– Потребитель Б, С, Д
• Недостатки Где 4Р?
– Как организовать Процесс?
Модель «7P» М. Битнер в сравнении с моделью «4Р»Дж.Маккарти (Аризонский университет)
|