Блок VI. Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия
Все упражнения выполняются по 4—6 раз. В этот цикл можно вставлять и другие артикуляционные упражнения. Когда они начинают сочетаться с глазодвигательными этюдами, их следует делать 2—3 раза.
В начале цикла целесообразно сформировать у ребенка «правильное дыхание» (см. главу 5). Рассмотрим еще несколько упражнений.
«Цветок».Из положения стоя с опущенными руками легким движением поднимать руки в стороны и вверх, слегка поднимаясь на мысочках («вырос цветок») — глубокий вдох носом; при этом слегка надуть животик как шарик. Медленно и нежно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки («распустился цветок») — одновременный медленный выдох ртом как будто через трубочку.
«Ветер».Руки на поясе.
Сценарий: «Наступила зима (лето, осень, весна), а) Стало холодно (тепло), б) Подул северный (южный, теплый, холодный) ветер».
Расшифровка сценария: а) Сильный вдох носом, б) Медленный выдох ртом как бы через трубочку. В момент выдоха пальцем прерывать воздушную струю (пальцем быстро двигать то вправо, то влево), чтобы получился звук штормового ветра. Если у ребенка не получается, то щеки можно придерживать другой рукой.
468 Часть III. Дидактические материалы
«Трусливый птенчик».Руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу. Кисти на уровне плеч собраны в кулаки и смотрят вверх.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки рта. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Кулачки рук раскрываются и закрываются обратно одновременно с открытием и закрытием рта.
«Акула».а) Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Двигать нижней челюстью вперед-назад иодновременно вытягивать и возвращать в исходное положение руки, б) Одна рука согнута в локте на уровне груди параллельно полу, другая — вытянута в том же направлении. Двигать челюстью вправо-влево и перемещать руки в ту же сторону, что и челюсть, в) Руки на поясе. Круговые движения челюстью.
Во всех упражнениях на втором этапе присоединяется разнонаправленное движение челюсти и рук. На третьем — движения челюсти и рук синхронизируются сначала с однонаправленными движениями глаз, затем — с разнонаправленными.
Покусывание и почесывание губ зубами.
«Улыбка-трубочка».Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Одновременно вытянуть вперед губы «трубочкой» и руки. Затем растянуть губы в улыбке и (синхронно) прямые руки — в стороны.
«Пятачок». Руки на поясе. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу и перемещать руки в ту же сторону, что и губы. На втором этапе присоединяются разнонаправленные движения губ и рук. На третьем они синхронизируются с однонаправленными, затем — с разнонаправленными движениями глаз.
«Рыбки разговаривают». а) Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Руки на поясе, б) Сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз, в) Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «поцелуя».
«Уточка».Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
Программа 3. Курс занятий с детьми 4—7 лет 469
Покусывание, похлопывание и растирание щек.
«Хомяк».
Сценарий
а) Хомяк идет по лесу. Вот такой он — сытый, а такой — голодный.
б) Нашел зерно. Идет и гоняет зерно из одной щеки вдругую.
в) Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так!
Расшифровка сценария
а) Дети шагают с закрытыми ртами. Надувают обе щеки и разводят руки в стороны, затем втягивают щеки и прижимают руки к животу.
б) Поочередно надувается то одна, то другая щека; перемещать руки в ту сторону, где надутая щека. На втором этапе щеки и руки синхронно двигаются в противоположные стороны. На третьем — присоединяется однонаправленное, а затем разнонаправленное движение глаз.
в) Рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
«Язык-путешественник». Если какие-то этапы представления сказки «Язык-путешественник» вызывают затруднения, они, естественно, должны быть отработаны отдельно.
Сценарий
а) Вышел язычок на улицу. Ай! Холодно! И спрятался в домик.
б) Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся.
в) Вспомнил, как на завтрак блинчики с малиновым вареньем ел, и слизал остатки варенья с верхней губы. Вот так!
г) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач-кач!
д) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой? Вот так! Тик-так.
е) Решил поиграть в стрелочки, вот так.
ж) Замерз язычок и, чтобы согреться, стал прыгать и цокать, как лошадка, вот так.
з) А потом стал играть в змейку. Вот так. Выкинул язычок со всей силы вперед и обратно спрятал.
и) Покусал, почесал себя, чтобы не замерзнуть, вот так! к) Потом опять поиграл немножко в лошадок и побежал домой — обедать и спать.
Расшифровка сценария
а) Высовывать язык вперед, удерживать его по средней линии. Руки на поясе.
470 Часть III. Дидактические материалы
б) Рот приоткрыт. Облизывать языком губы по кругу.
в) Рот открыт. Облизывать кончиком языка верхнюю губу.
г) Поднимать язык вверх-вниз (до нижней и верхней губы), параллельно с этим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперед-назад. На втором этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными; на третьем присоединяется синхронное (одно- и разнонаправленное движение глаз).
д) Двигать язык к уголкам рта вправо-влево и раскачиваться синхронно с движениями языка. На втором-третьем этапах дополнения те же, что и в (г).
е) Язык следует за движением руки: вверх, вниз, вправо, влево, а другая рука при этом — на поясе. Это упражнение проводится сначала с ведущей рукой, потом неведущей, затем — с обеими. На втором этапе движения языка и руки носят реципрокный характер: язык — вверх, рука — вниз; язык — влево, рука — вправо и т.д. На третьем этапе отработанные выше глазодвигательные этюды выполняются сначала однонаправленно с движениями рук, а затем — ре-ципрокно.
ж) Рот открыт. Цокать языком и прыгать. Руки на поясе.
з) С силой (до боли) выкидывать 8—10 раз язык вперед, изображая «жало змеи». Одновременно с этим сжатые в локтях руки выбрасывать вперед и выпрямлять их.
и) Сначала кусать, а потом чесать язык зубами (от самого кончика до середины). Руки на поясе.
к) Цокать, стоя на месте, руки на поясе.
|