Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Блок VI. Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия

 

Все упражнения выполняются по 4—6 раз. В этот цикл можно вставлять и другие артикуляционные упражнения. Когда они начина­ют сочетаться с глазодвигательными этюдами, их следует делать 2—3 раза.

В начале цикла целесообразно сформировать у ребенка «правиль­ное дыхание» (см. главу 5). Рассмотрим еще несколько упражнений.

«Цветок».Из положения стоя с опущенными руками легким движением поднимать руки в стороны и вверх, слегка поднимаясь на мысочках («вырос цветок») — глубокий вдох носом; при этом слегка надуть животик как шарик. Медленно и нежно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки («распустился цветок») — одновре­менный медленный выдох ртом как будто через трубочку.

«Ветер».Руки на поясе.

Сценарий: «Наступила зима (лето, осень, весна), а) Стало холод­но (тепло), б) Подул северный (южный, теплый, холодный) ветер».

Расшифровка сценария: а) Сильный вдох носом, б) Медленный выдох ртом как бы через трубочку. В момент выдоха пальцем преры­вать воздушную струю (пальцем быстро двигать то вправо, то влево), чтобы получился звук штормового ветра. Если у ребенка не получает­ся, то щеки можно придерживать другой рукой.

 

468 Часть III. Дидактические материалы

 

«Трусливый птенчик».Руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу. Кисти на уровне плеч собраны в кулаки и смотрят вверх.

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки рта. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Кулач­ки рук раскрываются и закрываются обратно одновременно с откры­тием и закрытием рта.

«Акула».а) Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Двигать нижней челюстью вперед-назад иодновре­менно вытягивать и возвращать в исходное положение руки, б) Одна рука согнута в локте на уровне груди параллельно полу, другая — вытянута в том же направлении. Двигать челюстью вправо-влево и перемещать руки в ту же сторону, что и челюсть, в) Руки на поясе. Круговые движения челюстью.



Во всех упражнениях на втором этапе присоединяется разнонап­равленное движение челюсти и рук. На третьем — движения челюсти и рук синхронизируются сначала с однонаправленными движениями глаз, затем — с разнонаправленными.

 

Покусывание и почесывание губ зубами.

 

«Улыбка-трубочка».Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Одновременно вытянуть вперед губы «трубоч­кой» и руки. Затем растянуть губы в улыбке и (синхронно) прямые руки — в стороны.

«Пятачок». Руки на поясе. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу и перемещать руки в ту же сторону, что и губы. На втором этапе присоединяются разнонаправленные дви­жения губ и рук. На третьем они синхронизируются с однонаправлен­ными, затем — с разнонаправленными движениями глаз.

«Рыбки разговаривают». а) Хлопать губами друг о друга (про­износится глухой звук). Руки на поясе, б) Сжать большим и указатель­ным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз, в) Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Не­обходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения разда­вался характерный звук «поцелуя».

«Уточка».Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие паль­цы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытя­гивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изоб­разить клюв уточки.

 

Программа 3. Курс занятий с детьми 4—7 лет 469

 

Покусывание, похлопывание и растирание щек.

 

«Хомяк».

Сценарий

а) Хомяк идет по лесу. Вот такой он — сытый, а такой — голод­ный.

б) Нашел зерно. Идет и гоняет зерно из одной щеки вдругую.

в) Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так!

Расшифровка сценария

а) Дети шагают с закрытыми ртами. Надувают обе щеки и разво­дят руки в стороны, затем втягивают щеки и прижимают руки к жи­воту.

б) Поочередно надувается то одна, то другая щека; перемещать руки в ту сторону, где надутая щека. На втором этапе щеки и руки синхронно двигаются в противоположные стороны. На третьем — присоединяется однонаправленное, а затем разнонаправленное дви­жение глаз.

в) Рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

«Язык-путешественник». Если какие-то этапы представления сказки «Язык-путешественник» вызывают затруднения, они, есте­ственно, должны быть отработаны отдельно.

Сценарий

а) Вышел язычок на улицу. Ай! Холодно! И спрятался в домик.

б) Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся.

в) Вспомнил, как на завтрак блинчики с малиновым вареньем ел, и слизал остатки варенья с верхней губы. Вот так!

г) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач-кач!

д) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой? Вот так! Тик-так.

е) Решил поиграть в стрелочки, вот так.

ж) Замерз язычок и, чтобы согреться, стал прыгать и цокать, как лошадка, вот так.

з) А потом стал играть в змейку. Вот так. Выкинул язычок со всей силы вперед и обратно спрятал.

и) Покусал, почесал себя, чтобы не замерзнуть, вот так! к) Потом опять поиграл немножко в лошадок и побежал домой — обедать и спать.

Расшифровка сценария

а) Высовывать язык вперед, удерживать его по средней линии. Руки на поясе.

 

 

470 Часть III. Дидактические материалы

 

б) Рот приоткрыт. Облизывать языком губы по кругу.

в) Рот открыт. Облизывать кончиком языка верхнюю губу.

г) Поднимать язык вверх-вниз (до нижней и верхней губы), параллельно с этим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперед-назад. На втором этапе движения рук и языка становятся разнонаправленны­ми; на третьем присоединяется синхронное (одно- и разнонаправлен­ное движение глаз).

д) Двигать язык к уголкам рта вправо-влево и раскачиваться синхронно с движениями языка. На втором-третьем этапах дополне­ния те же, что и в (г).

е) Язык следует за движением руки: вверх, вниз, вправо, вле­во, а другая рука при этом — на поясе. Это упражнение проводится сначала с ведущей рукой, потом неведущей, затем — с обеими. На втором этапе движения языка и руки носят реципрокный характер: язык — вверх, рука — вниз; язык — влево, рука — вправо и т.д. На третьем этапе отработанные выше глазодвигательные этюды выпол­няются сначала однонаправленно с движениями рук, а затем — ре-ципрокно.

ж) Рот открыт. Цокать языком и прыгать. Руки на поясе.

з) С силой (до боли) выкидывать 8—10 раз язык вперед, изоб­ражая «жало змеи». Одновременно с этим сжатые в локтях руки выб­расывать вперед и выпрямлять их.

и) Сначала кусать, а потом чесать язык зубами (от самого кончика до середины). Руки на поясе.

к) Цокать, стоя на месте, руки на поясе.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.