Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Российский парламентаризм в начале XX в.: деятельность 1-4 Государственных дум. Режим «третьеиюньской монархии».

Расстрел мирного шествия 9 января 1905 г. и последовавшие вслед за этим революционные события привели к осознанию в высших эшелонах власти необходимости проведения реформ государственного строя России.

Первой реакцией правительства стал изданный царем рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г.Булыгина, в котором говорилось о намерениях предварительной разработки изменений законода-тельства и привлечения к этой работе народных представителей. 6 августа были обнародованы «Учре-ждение Государственной Думы» и «Положение о выборах в Государственную Думу». Однако в 1905 г. булыгинская Дума с законосовещательными функциями не была созвана в связи с революционными со-бытиями.

11 декабря 1905 г. обнародован указ о расширении избирательных прав граждан и созыве законодательной Думы. В феврале 1906 г. избран Государственный Совет. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату парламента и уравнивался с Думой в законодательных правах. Выборы в I Думу состоялись в феврале-марте 1906 г. Выборы проходили по 4 куриям (сословно-имущественный раз-ряд избирателей) – землевладельческой, рабочей, крестьянской, городской. Избирательных прав были лишены военные, женщины и др.

27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце в присутствии императора начала свою работу I Государственная Дума. Ее председателем был избран кадет, профессор гражданского права С.А.Муромцев. Из 448 депутатских мест в Думе 153 принадлежало кадетам, 105 - беспартийным делегатам, 107 - «трудовикам» (представители крестьян). Октябристы с 13 депутатами стали самой крайне правой партией в Думе, черносотенцы не получили ни одного голоса.



I Государственная Дума просуществовала лишь одну сессию - 72 дня. В комиссиях Думы обсуждались проекты: об отмене смертной казни, неприкосновенности личности и др. Основным вопросом стал аграрный. Кадеты выдвинули проект принудительного отчуждения части помещичьих земель в пользу крестьянства («проект 42-х»). Проект 104-х депутатов-трудовиков предусматривал отчуждения всех частных земель и введения уравнительного землепользования. Некоторые депутаты требовали уничто-жения частной собственности на землю и превращения ее в общенародное достояние. 4 июня Дума по-становила обратиться к гражданам с разъяснением по аграрному вопросу. Однако правительство заявило о неприкосновенности частных земель. 8 июня 1906 г. Николай II досрочно распустил Думу, обвинив ее в разжигании смуты в стране.

Выборы во II Государственную Думупроходили в начале 1907 г. без участия рабочих и мелких зем-левладельцев. Она начала работу 20 февраля 1907 г. под председательством кадета Ф.А.Головина. Из 518 депутатов наибольшее количество мандатов (104) получили трудовики, кадеты - 98, социалисты - 65, эсеры - 37 мест.

С первого заседания был поставлен вопрос о долговременности работы и взаимоотношениях с правительством. Необходимо было построить тактику работы таким образом, чтобы не быть разогнанными правительством, подобно I Думе.

Кадеты, войдя в единый блок с трудовиками и национальными группами, создали большинство. Они сняли вопросы об амнистии, отмене смертной казни и др. Основным оставался аграрный вопрос, обсуждались основные положения столыпинской аграрной реформы. Правые и октябристы поддерживали реформу. Кадеты выступали за смягченный ее вариант, сведя к минимуму количество отчуждаемых у помещиков земель. Левое крыло Думы отказалось утверждать ее проект. 24 марта 1907 г. аграрная комиссия Думы отметила необходимость отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян.

Таким образом, II Дума оказалась еще левее, чем I Дума. Правительство стало искать причины для ее разгона. По сфабрикованному обвинению в ночь на 3 июня 1907 г. арестовали членов социал-демократической фракции, а днем был опубликован указ о роспуске II Думы. Правительство обвинило ее в неэффективности работы, затягивании рассмотрения и принятия законов, причастности некоторых ее депутатов к подготовке государственного переворота.

После роспуска II Государственной Думы правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расце-нены как государственный переворот («3-июньский переворот»). Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.

Выборы в III Государственную Думу проходили осенью 1907 г., ее работа началась 1 ноября 1907 г., она отработала весь срок – 5 лет. Дума работала под председательством октябристов Н.А.Хомякова, А.И. Гучкова и М.В.Родзянко. Состав III Государственной Думы: 148 центристов из «Союза 17 Октября», 54 кадета, 144 черносотенца, 28 прогрессистов, 26 буржуазных националистов, 14 трудовиков, 19 социал-демократов.

Исход голосования в III Государственной Думе зависел от октябристов. Если они входили в союз с черносотенцами, то организовывалось правоцентристское большинство, при союзе с кадетами складыва-лось октябристско-кадетское большинство. Дума была послушным орудием в руках правительства Сто-лыпина (столыпинская стабилизация). При поддержке правых он блокировал все инициативы кадетов, основой его политики стал лозунг «Сначала успокоение, потом реформы».

Основные вопросы, стоявшие перед III Государственной Думой: аграрный, рабочий, национальный. Дума приняла столыпинский вариант аграрной реформы. По рабочему вопросу принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, по национальному вопросу в 9 украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.

Выборы в IV Государственную Думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов 442, предсе-дательствовал весь срок октябрист М.В.Родзянко. Состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал- демократы -14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5. В расстановке сил остался предыдущий расклад, октябристы, по прежнему, выполняли функции «центра», однако вес стали иметь прогрессисты. Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законода-тельных задач.

В IV Думе, как и в III, были возможны два большинства: правооктябристское и октябристско-кадетское (оно и стало преобладающим в работе Думы). Депутаты все чаще выступали с законодатель-ными инициативами и тормозили прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных правительству проектов законов блокировалась верхней палатой - Государственным Советом.

Неудачный ход военных действий во время Первой мировой войны вызвал острую критику прави-тельства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров из депута-тов Думы (ответственное министерство) и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного Совета. В августе 1915 г. в пар-ламенте был создан «Прогрессивный блок» из 236 депутатов - представителей октябристов, прогресси-стов, кадетов, Государственного Совета. Не поддержали этот блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок.

27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Вре-менный комитет Государственной Думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило IV Думу.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.