Пиши Дома Нужные Работы


Характеристика метапринципов воспитания: природосообразность, культуросо-образность, гуманизация, личностный подход и дифференциация.

Принцип природосообразности воспитания. Идея зародилась в античном обществе (Демокрит, Платон, Аристотель). Наиболее глубоко она была обоснована и разработана Я. А. Коменским. Принцип природосообразности занимал значительное место в пед. системах Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. При различных. трактовках самого понятия природы их объединял подход к человеку как к её части и утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире.

Коменский считал, что порядок школы надо заимствовать от природы и исходить из наблюдений над природными процессами. Согласно Руссо, в воспитании надо следовать природе ребёнка, его возрастным особенностям, создавать" условия для естественного развития его врождённых свойств и способностей. Песталоцци, понимая природосообразность, как и Руссо, подчёркивал, что усилия, свершаемые природой для развития человеческих сил, без помощи человека медленно освобождают людей от "чувственно-животных свойств".

Принцип природосообразности в европ. педагогике 18-19 вв. послужил основой разл. теорий воспитания, получивших общее название пед. натурализма, в т. ч. и теории свободного воспитания.

Совр. трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на науч. понимании естеств. и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.

Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы "Я" и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

 

Принцип культуросообразности воспитания. Идея впервые появилась в трудах Д.Локка, который выступил против теории "врождённых" идей и утверждал, что душа ребёнка - это tabula rasa ("чистая доска"). Он объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия в котором определяются воспитанием и условиями жизни. К. А. Гельвеции, основываясь на идеях Локка, утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания.

Принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Дистервег, который утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живёт человек, т.е. всю современную. культуру в широком смысле слова и конкретной страны, являющейся родиной ребёнка. Русские педагоги также развивали эту идею. К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой писали о народности воспитания. П. Ф. Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры, которую трактовал как совокупность религии, быта и нравственности народа

Этот принцип определяет отношение между воспитанием и культурой, как средой, питающей, обогащающей и развивающей личность (П.Флоренский). Это значит, что содержание воспитания должны составлять общечеловеческие и общенациональные ценности культуры, а отношения к ребенку должно быть отношением к свободной, целостной личности.

Следовательно, приобщая человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, мы превращаем его из человека природного в человека культурного. Поэтому развитие культурных потребностей личности с раннего детства становится важнейшей задачей воспитания.

Важно, чтобы культуросообразное воспитание пробудило и стимулировало культурное саморазвитие ребенка и помогало ему в этом процессе.

 

Гуманизм предполагает установление низменно человеческих, равноправных и партнерских отношений между учителем и учащимися, направленных на сохранение социально –эмоционального здоровья детей (а не официальных). Ученик должен являться для учителя главной ценностью со всем внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями, особенностями и проблемами.

Новым направлением в реализации этого принципа сегодня является оказание помощи в становлении ученика как субъекта культуры (исторического процесса и собственной жизни).

Гуманизм педагога заключается еще и в том, чтобы развить в личности учащихся механизм саморегуляции, что дает ему возможность выжить в любых изменяющихся условиях, рассчитывая только на себя.

Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. в гуманистических психологии и педагогике. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Принцип природосообразности воспитания. Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Я.А. Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту.

 

Принцип личностного подхода означает признание самоценности и активности личности каждого ребенка, его неоспоримой индивидуальности и уникальности, а также построение воспитательного процесса, ориентированного на него. В соответствии с этим подходом процессы изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами для организации воспитания.

Личностный подход – это персонализация педагогического взаимодействия (т.е. с каждым ребенком нужно заниматься персонально, индивидуально), которая требует от ролевых масок и включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций).

Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности воспитания, а успешное саморазвитие личности – высшим показателем его эффективности.

Личностный подход предполагает оптимистический взгляд на ребенка, способного учиться и воспитываться не по принуждению, а добровольно по собственному выбору. Необходимо исходить из того, что у каждого ребенка есть свой личностный смысл в учении и воспитании, на который и надо опираться в пед.процессе. А если такого личностного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;

3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

5) максимально опирался на собственную активность личности;

6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

 

Принцип дифференциации. Индивидуальный подход в воспитании очень близок к дифференциации , так как тоже предполагает индивидуальный подход, но к группе учащихся, объединенных какой – либо особенностью, которую необходимо учитывать (а иногда и преодолевать) в воспитании.

Существует даже понятие: индивидуальность группы. Объединение в группы предполагает специфическую воспитательную работу с каждой из них. Например:

 

1) Если говорить о дисциплинированности, то детей в классе можно разделить как минимум на 3 группы:

а) дисциплинированные;

б) недисциплинированные;

в) и находящиеся в промежуточном состоянии.

 

2) По уровню нравственности и воспитанности тоже можно дифференцировать:

а) низкий;

б) средний;

в) высокий.

 

3) По направленности познавательных интересов:

а) с внутренней мотивацией;

б) с внешней с отрицательной мотивацией.

 

Эти общие принципы в педагогике под ред. Сластенина названы метапринципами гуманистического воспитания. Но существуют более частные принципы организации воспитательной работы, которыми учитель руководствуется в повседневной работе.

Задание

Проанализируйте смысл высказывания:

«Слово учителя, – писал В.А. Сухомлинский, – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника». Он был убежден в том, что многие конфликты могли бы и не возникнуть, если бы учитель умел говорить с учеником».






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.