Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 8. Методы, средства, формы воспитания.

План

1. Сущность понятий «методы», «средства», «формы воспитания».

2. Классификация методов воспитания.

3. Условия выбора и применения педагогом методов воспитания.

Основная литература:

Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2011 г., 304 с. - URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21761

Дополнительная литература:

1. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособ. для студ. вузов. - 4-е изд., стер. - М: Академия, 2008. 2. Гриценко, Л. И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособ. для студ. вузов / Л. И. Гриценко. - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.

3. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2008.

4. Николаева Е.И. Кнут и пряник: психологические основы поощрения и наказания // Народное образование. - 2012. - № 5. - С.255-262

5. Фиофанова О. А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учебное пособие - М.: Флинта, 2012 - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114741

6. Шустова И. Ю. Воспитательный потенциал живой дискуссии // Воспитание школьников. – 2014. - № 9. – С.23-28

7. Щуркова Н. Е. Ключевые операции практики воспитания (педагогический алгоритм разрешения жизненных ситуаций) // Воспитание школьников. – 2014. - № 1. – С.36-43.

8. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства / С. Д. Якушева: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008.

9. Ямбург, Е. А. Педагогический декамерон / Е. А. Ямбург. - М : Дрофа, 2008. 10. Ямбург, Е. А. Школа и ее окрестности / Е. А. Ямбург. – М.: Центр книги Рудомино, 2011.

Задания для работы на практическом занятии:

А. Дискуссионные вопросы:

1. Один из приёмов воспитания – ирония. Над чем можно и над чем нельзя иронизировать?



2. Можно ли согласиться со следующим высказыванием: Сила мягкого спокойного слова так велика, что с ним не может сравниться никакое наказание (П. Ф. Лесгафт)?

3. Что значит «наказывается не личность, а поступок»? Разве поступок не проявление личности?

4. Поощрение и наказание иногда называют дополнительными методами воспитания. А на практике они часто становятся основными. Как вы думаете, почему это происходит?

5. Современные тенденции в обучении и воспитании – в индивидуализации данных процессов. Значит ли это, что коллективные формы воспитания становятся неактуальными сегодня? Можно ли воспитывать личность, работая с коллективом? Если да, то как это сделать?

6. Учитель должен быть беспристрастным – не иметь любимчиков или, наоборот, нелюбимых учеников. Но как быть с тем, что только личность может воспитать другую личность? А личность – это, в первую очередь, индивидуальность, субъективное мнение и пристрастия. Как учителю, сохраняя беспристрастность, проявлять себя в процессе воспитания?

Б. Задания для работы в микрогруппах:

1. Проанализируйте педагогическую ситуацию. Что помогло классному руководителю выявить воришку? Почему Г. В. применил такой прием возвращения украденной вещи? Будет ли это способствовать формированию у ребят честности и предостерегать их от воровства? А может быть, было бы лучше сразу назвать Толю Л. и развернуть вокруг этого случая «процесс»?

Ученица 6 класса Вера Т. пришла в школу и показывала ребятам набор разноцветных фломастеров, которые ей подарил старший брат, студент. Но после третьего урока обнаружилось, что фломастеры пропали. Вера со слезами побежала к классному руководителю Г. В. Г. В. спокойно зашел в класс, снял очки и внимательно посмотрел на всех учеников, задерживая внимание на каждом из них.

И вдруг весело обратился к классу:

- Ребята, а ведь никто и не воровал у Верочки фломастеры. Здесь я вижу просто шутку. Считаю до тридцати. Внимательно смотрите на доску.

И Г. В. ходил по классу, как фокусник, размахивал руками и медленно считал до 30. При этом не забывал приговаривать: «Смотрите на доску». Когда учитель обошел весь класс, закончил счет и возвратился к доске, ребята увидели в его руке злополучные фломастеры. Он вручил их с подчеркнутой торжественностью Вере. Ребята широко открытыми глазами смотрели на учителя и вдруг зааплодировали, как иллюзионисту в цирке.

- А как вы? Как, Геннадий Васильевич? Где?

- Ловкость рук, ребята,— пошутил Г. В.— А теперь на перерыв. Отдыхать.

Ученики с веселым настроением побежали на перемену. Только тихоня Толя Л. с покрасневшим лицом несколько задержался, но и он побрел за товарищами, посматривая на учителя. Однако этого ребята не заметили.

 

2. Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения применения методов воспитания:

В 5 классе пришел новый учитель русского языка и литературы — А.П. Он внимательно присматривался к ученикам. Бросилось в глаза, что ученица Нина Г. чувствует себя как-то неуверенно. На уроках отвечает боязливо, сбивчиво. Дети посмеиваются над ней.

Нина Г. имела слабое зрение, еле вытягивала на тройку. Однажды она хорошо выучила стихотворение, и учитель поставил ей пятерку да еще похвалил. Ученики как-то настороженно загудели.

Учитель, поинтересовавшись прошлым Нины Г., узнал, что ей учиться трудно. В этот коллектив она пришла только в прошлом году. Ее уличили в мелком воровстве в начале прошлого учебного года. В свой коллектив «не принимали».

А.П. не упускал случая отметить любое достижение ученицы. Нина Г. прилагала много усилий, чтобы хорошо учить материал по языку и литературе. Учитель замечал это и обращал внимание других учеников. Постепенно начал укрепляться авторитет Нины в коллективе. Ее «приняли» к себе. Уже вместе играли, помогали ей в учебе.

 

3. Попробуйте «перевести» данный текст на «педагогический язык». Кратко запишите основную идею текста.

…К дяде Коле приходил штабс-капитан Иванов – чистенький, белокурый, с тщательно заостренной светлой бородкой и тонким голосом. Я был благодарен Иванову за то, что он отучил меня от привычки стесняться простых вещей. Как-то я встретил Иванова на базаре. Он покупал картошку и капусту.

– Помоги мне дотащить все это до извозчика,– попросил он меня.– Мой Петр (Петр был денщиком Иванова) захворал, приходится все делать самому.

Когда я тащил вместе с ним к извозчику тяжелую кошелку с капустой, нам встретилась молоденькая учительница немецкого языка из брянской гимназии. В ответ на мой поклон она фыркнула и отвернулась. Я покраснел.

– Напрасно смущаетесь,– сказал Иванов.– Вы же не делаете ничего дурного. Чтобы избавиться от насмешливых взглядов, у меня есть верный способ – смотреть людям прямо в глаза. Очень хорошо действует.

Мы сели на извозчика, заваленного овощами, и поехали по главной, Болховской улице. Нам встречалось много знакомых. …Завидев нас, знакомые усмехались, но Иванов прямо смотрел им в глаза. Под этим взглядом они смущались, переставали усмехаться и в конце концов даже приветливо нам кивали. <…>

Когда извозчик подымался на гору к дому Иванова, капуста рассыпалась. Кочаны, подпрыгивая и перегоняя друг друга, покатились по мостовой. Засвистели мальчишки. Извозчик остановился. Мы слезли и начали подбирать кочаны.

Я был, должно быть, совершенно красный от стыда, потому что Иванов, взглянув на меня, предложил:

– Давайте я подберу сам. А вы уж идите лучше домой.

Если раньше мне было стыдно подбирать кочаны на глазах у прохожих, то после этих слов я покраснел до слез от стыда за себя. <…>

Я был уверен, судя по хитрым глазам Иванова, что он рассыпал капусту нарочно. С этого времени я начал даже бравировать своими новыми привычками.

Паустовский К. Г. Далекие годы // Паустовский К. Г. Собр. соч.: В 8 т.– Т. 4.– М., 1968.– С. 148–149.

 

4. Проанализируйте педагогическую ситуацию. Какой (какие) метод воспитания надо выбрать учителю в этих условиях?

Учитель вспоминает:

У меня произошло ЧП на уроке в шестом «А» классе. В учебнике есть упражнение по развитию речи с заданием описать внешность знакомого человека. Еще когда ребята писали, я обратил внимание на какой-то ажиотаж вокруг Аристова. Смешки, переглядки. Особого значения этому не придал. Это упражнение уже выполнял другой шестой класс, и почти все писали друг о друге — повеселились.

С шестым «А» я дружу. Это мой любимый класс. Са­мый умный, самый бойкий. Кому же, как не им, на таком упражнении веселиться.

Наконец написали. Объявляю, что две работы обсудим. Кричат: «Спросите Аристова». «Ну, давай, Толик, — гово­рю,— читай, публика требует».

Аристов, живой, черненький, кучерявый — цыганистого вида, весь как на шарнирах, встает, счастливо улыбается в предвкушении, очевидно, предстоящего эффекта, читает.

По мере того как он читает, я чувствую, как внутри у меня холодеет. Я знаю — это первый симптом накаты­вающего гнева. Аристов читает про меня. Он дает мой портрет. Но такой портрет... Одно ухо у меня с детства оттопырено. У Аристова звучит фраза: «Лопоухая дворня­га». Еще у меня небольшой шрам на правой брови. В че­тыре года я упал и ударился о выхлопную трубу стоявшей во дворе машины. Мама рассказывала, как меня, с зали­тым кровью лицом... Впрочем, это не важно. Аристов лепит какую-то совершенно дурацкую историю. «Человек, которого я описываю, был бандитом. В смертельной схват­ке его волосатая рука тянулась к пистолету...» Вот такой бред. Класс, мальчики, в полном восторге. Еще худший бред: «откляченная спина», «слюнявые губы» — не буду повторять. Тогда я...

 

5. Под руководством преподавателя посмотрите видеофрагменты из художественных фильмов. При просмотре обращайте внимание на методы воспитания, используемые педагогами. Во всех ли случаях выбранный арсенал средств и методов воспитания адекватен ситуации? Как бы Вы поступили на месте педагога?

6.Ознакомьтесь с приемами воспитания, предложенными Ю. С. Тюнниковым. Какие из них вам кажутся наиболее продуктивными? Почему? Попробуйте определить логику построения предложенных приемов и их распределения по группам. Предложите 2-3 своих приема.

Первая группа приемов.

«Ролевая маска».Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.

«Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) необходимо перейти к аналитическим, предварительно выдвинув соответствующие требования, а затем и к проблемным высказываниям учащихся.

«Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

«Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.

«Импровизация на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную учителем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.). В отличие от приема «импровизация на свободную тему» учащиеся в данном случае поставлены в более творческие условия, причем учитель может постепенно поднимать «планку трудности».

«Обнажение противоречий». Это разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

 

Вторая группа приемов.

«Инструктирование». На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

«Распределение ролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания.

«Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.).

«Самоотстранение учителя». После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.

«Распределение инициативы». Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием всех обучаемых на каждом этапе.

«Обмен функциями». Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые они получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.

«Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством распределения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

 

В. Игра:

Тема: Методы воспитания (убеждение, пример).

Цель: Способствовать формированию у студентов умений оптимально использовать методы убеждения и примера в воспитании учащихся (младшего, среднего, старшего школьного возраста).

Участники:

а) студенты - «воспитатели» (2—3);

б) студенты - «ученики» (10—12);

в) студенты - «эксперты» (2—3).

Инструкция для «воспитателей».

Представьте, что вам необходимо сформировать у учащихся (определенной возрастной группы) осознанное понимание сущности дисциплины и умение проявлять дисциплинированность на уроках (в театре, на экскурсии). С этой целью необходимо использовать метод убеждения (с различными приемами) и метод примера.

Инструкция для «учащихся».

Вы ученики 6 (8, 10) класса; у вас плохая дисциплина на уроках истории (вам предстоит идти на экскурсию в музей оружия, Тульский кремль, в театр). Вы не понимаете, зачем надо подчиняться каким-то правилам, вам хочется вести себя абсолютно свободно, развязно, В этом вы пытаетесь убедить классного руководителя.

Инструкция для «экспертов».

Необходимо внимательно следить за действиями мучителя-«воспитателя» и поведением «учеников» в ходе воспитательной работы. Обсудите поведение и действия обеих сторон и ответьте на следующие вопросы:

1. Каков уровень сформированности у учащихся, на ваш взгляд, дисциплины и степени дисциплинированности в их поведении? Как они готовы принять требования учителя?

2. Как «учитель» понимает сущность дисциплины и ее роль в формировании, личности учащегося?

3. Как «работают» методы убеждения и примера в деятельности «воспитателя»? Какие приемы были использованы?

4. Умеет ли «воспитатель» общаться с «учащимися»? Поставьте экспертную оценку «учителю-воспитателю».






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.