Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Семинарское занятие 11.Поведенческий подход в психологии личности. Теории научения в психологии личности (2 часа).

1. Закон научения (Э. Торндайк).

2. Теория оперантногообусловливания Скиннера.

3. Оперантное и респондентное поведение.

4. Научение как процесс. Подкрепление в виде поощрения и наказания. Режимы подкрепления.

5. Неусвоенная и неадаптивная реакции в психопатологии.

6. Принципы терапии в психологии научения.

7. Сходство и различия теории научения и социально-когнитивной теории.

8. Обучение путем наблюдения (А. Бандура). Четыре компонента обучения в процессе наблюдения: внимание, память, воспроизведение движений, мотивация.

9. Агрессия и ее детерминанты. Самоэффективность и источники ее оценки.

Основные термины и понятия

1. Респондентноеобусловливание

2. Оперантноеобусловливание

3. Подкрепление

4. Режимы подкрепления

5. Наблюдение

6. Косвенное подкрепление

7. Самоэффективность

8. Научение

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Чем отличается оперантноеобусловливание от респондентного?

2. Что такое подкрепление? Каков смысл подкрепления в теории Скиннера?

3. Какие режимы подкрепления являются наиболее эффективными?

4. Что такое негативное подкрепление?

5. Как происходит обучение с помощью наблюдения по А. Бандуре?

6. В чем состоит самоэффективность? Каковы ее функции?

7. Каковы причины агрессивного поведения по А. Бандуре?

Тематика рефератов

1. Агрессия как социальное научение.

2. Самоэффективность и ее динамика.

3. Подражание и идентификация в теории А. Бандуры.

4. Проблема ожидания в социально-когнитивной теории.

5. Проблема социализации и ее решение в теориях научения.

Основная литература:

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.



2. Крэйн У. Теории развития. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.

4. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000.

5. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.

Семинарское занятие 12. Отечественная психология личности(2 часа)

1. Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского

2. Основные положения теории деятельности А.Н. Леонтьева

3. Философско-психологическая теория С.Л. Рубинштейна.

4. Проблема человека в трудах Б.Г. Ананьева.

5. Отношение как единица анализа личности по В.Н. Мясищеву.

6. Понятие установки по Д.Н. Узнадзе. Установка и деятельность.

7. Новые тенденции исследования личности в отечественной психологии.

8. Проблема морального развития личности. Исследования представлений о порядочном человеке (М.И. Воловикова и М.И. Гренкова).

9. Психология понимания и проблема правды и лжи в работах В.В. Знакова.

10. Исследование личности пожилого человека (Л.И. Анцыферова).

11. Психосемантика сознания (В.Ф. Петренко, А.Т. Шмелев, Е.Т. Соколова). Метод реконструкции субъективных семантических пространств.

12. Проблема инициативы и ответственности личности (К.А. Абульханова-Славская).

Основные термины и понятия

1. Интериоризация

2. Опосредствованность

3. Высшие психические функции

4. Предметная деятельность

5. Психическая деятельность

6. Личностный смысл

7. Детерминизм

8. Внутренние условия

9. Жизненный путь

10. Отношение

11. Установка

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие гипотезы проверялись в экспериментах Л.С. Выготского?

2. Как осуществляется культурное развитие ребенка?

3. Что происходит с натуральными психическими функциями при развитии высших психических функций?

4. Какова структура предметной и психической деятельности по А.Н. Леонтьеву?

5. Что такое личностный принцип?

6. Как возникает установка?

7. Что такое отношение по В.Н. Мясищеву?

Тематика рефератов

1. Принцип развития психической деятельности по Л.С. Выготскому, А.Н. Леонтьеву и С.Л. Рубинштейну.

2. Психологический анализ механизма интериоризации и его сравнение с психоаналитическим понятием интроекции.

3. Проблема жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна.

4. Постулат непосредственности и пути его преодоления в отечественных и зарубежных школах.

5. Проблема установки в работах Д.Н. Узнадзе и А.Г. Асмолова.

Основная литература:

1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. тр.: В 2 т. Т.1. М.: 1980.

3. Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 2002. С. 9-34.

4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 5-313. М.: Педагогика, 1983.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

6. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избр. психол. тр. М.; Воронеж, 1995. С.15-38.

7. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.

8. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997.

9. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

10.

Семинарское занятие 13. Стресс и эмоциональная жизнь личности. Защитное и совладающее поведение (1 час).

1. Понятие «стресс». Механизм стресса.

2. Стресс оптимальный и деструктивный.

3. Определение эмоций. Виды эмоций.

4. Нейрофизиологический, экспрессивный и чувственный аспекты эмоций.

5. Валентность эмоций.

6. Страх и его причины.

7. Первая теория страха З. Фрейда.

8. Вторая теория страха.

9. Понятие сигнального страха. Страх и тревожность.

10. Защиты и их функции. Примитивные и зрелые формы защитного поведения.

11. Совладающее поведение и его сравнение с защитным.

Основные термины и понятия

1. Эмоция

2. Валентность

3. Страх

4. Тревога

5. Объект страха

6. Проекция

7. Идентификация

8. Рационализация

9. Интеллектуализация

10. Сублимация

11. Регрессия

Контрольные вопросы для самопроверки

1. С чем связаны трудности регистрации эмоционального состояния?

2. Каковы функции эмоций?

3. Чем обосновано разделение эмоций на положительные и отрицательные?

4. В чем состоит первая теория страха З. Фрейда?

5. Каковы основные представления о тревоге во второй теории страха?

6. В чем состоит основное отличие тревоги от страха?

7. Каковы варианты толкования механизма проекции?

8. Почему сублимация и юмор считаются наиболее зрелыми психологическими защитами?

9. Что такое совладающее поведение?

10. Каковы механизмы совладающего поведения?

Тематика рефератов

1. Механизмы эмоциональной неустойчивости личности.

2. Теории страха в современной психологической литературе.

3. Защитные механизмы подростков.

4. Связь психологической защиты с уровнем тревожности личности.

5. Понятие регрессии в работах Фрейда и Левина.

6. Компенсация как механизм психологической защиты.

7. Объекты проекции и идентификации в подростковом возрасте.

Основная литература:

1. Айке Д. Страх: Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998. С. 520-531.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. Т. 15., № 1. 1994. С. 3-19.

3. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2000.

4. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996.

5. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.

6. МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1999.

7. Нартова-Бочавер С.К. "Copingbehavior" в системе понятий психологии личности // Психол. журн. Т. 18, № 5. 1997. С. 20-30.

8. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.