Пиши Дома Нужные Работы


Организация как объект менеджмента

Организация– это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

Организация как термин употребляется в следующих значениях:

1. Объединение людей, которые взаимодействуют между собой для достижения определенных целей с помощью материальных, правовых, экономических и других условий.

2. Функция управления, целью которой является создание объединения или согласование действий его членов.

Любая организация обладает структурой – совокупностью взаимосвязанных элементов, включающей в себя три составляющие:

1. Техническая составляющая – совокупность материальных элементов организации (здания, сооружения, какое-либо оборудование, особые условия труда, особенности технологии и т.д.). Такая совокупность определяет профессионально-квалифицированный состав сотрудников.

2. Социальная составляющая включает в себя совокупность участников, формальных и неформальных групп, определение связей между ними, норм поведения и сфер влияния.

3. Социально-техническая составляющая включает в себя совокупность рабочих мест.

Система организации обладает такими признаками, как:

1. Целостность,т.е. образование системы из множества элементов, взаимодействующих друг с другом.

2. Четкая организационная форма,т.е. упорядоченная взаимосвязь всех элементов.

3. Единая цель,присущая всем входящим в систему элементам.

4. Эмерджентность, т.е. качественно новое свойство целого, которого нет ни у каждого элемента по отдельности.

Для осуществления подобной структуризации существуют признаки, которые позволяют подразделить организацию на составляющие ее объекты:

1. Однородность функций.

2. Однородность целей.

3. Территориальная обобщенность объектов.

Определение структуры организации придает ей устойчивость и возможность противостоять и развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды.

Период, в который предприятие функционирует на рынке, образует жизненный цикл, состоящий из таких этапов, как:

1. Зарождение. Включает в себя принятие решения о создании самой фирмы (организации), разработку и утверждение соответствующей документации, регистрацию фирмы и создание условий для ее деятельности.

2. Рост фирмы – увеличение доли ее продукции на рынке.

3. Развитие – поиск новых направлений и форм деятельности с развитием уже существующих.

4. Зрелость – существование предприятия без расширения и совершенствования ее деятельности.

5. Завершение деятельности. Связано с разорением фирмы или достижением поставленных перед ней целей.

Ни одно предприятие не может существовать без миссии и целей.

Миссия– это сама причина существования организации.

Миссия определяется в процессе стратегического планирования. Для выбора миссии необходимо четко и ясно определить, какие люди будут являться конкретными клиентами фирмы, какие потребности она будет удовлетворять.

На основе миссии обозначаются цели деятельности.

Цель деятельности – это желаемое состояние объекта управления через определенное время. От правильного формулирования целей зависит общая работа персонала.

Цели могут устанавливаться на основе таких принципов, как:

1. Достижимость и реальность.Цели должны соответствовать способностям работников.

Конкретность и измеримость.

Наличие сроков исполнения.

4. Эластичность целей, возможность их корректировки.Этот принцип особо актуален в наших постоянно меняющихся условиях.

Цели предприятия подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

5. Краткосрочные целиопределяются не больше чем на квартал или 1 год. Это может быть и увеличение номенклатуры предоставляемых услуг и т.д.

6. Среднесрочные цели.Устанавливаются на срок от 1 до 3 лет. Это и увеличение мощностей, и улучшение качества.

7. Долгосрочные цели. Срок от 3 до 10 лет.Они включают освоение новых рынков и универсализацию производства.

Время выполнения целей определяется каждым предприятием в соответствии с его возможностями.

Только в том случае, если у предприятия установлены миссия и цель, оно может приступать к дальнейшей деятельности.

На любую организацию влияют как внешняя, так и внутренняя среда.

К основным внутренним переменным организации относятся: цели, структура, задачи, технологии и люди.

В процессе управления руководитель разрабатывает цели организациии сообщает о них исполнителям. Структура организации – это взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, позволяющие наиболее эффективно достигать целей организации. Структура основывается на делегировании полномочий. Работа закрепляется за теми работниками, которые могут лучше выполнить эту работу. Т.е. ответственность распределяется между работниками для успешного выполнения различных задач.

Задачи – это серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки. Имеется предположение, что если все задачи организации будут выполняться определенным способом в установленные сроки, то деятельность организации будет успешной.

Люди – это кадры организации, которые создают его продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат.

На любое предприятие воздействуют факторы внешней среды. Различают факторы прямого и косвенного воздействия.

Прямого воздействия:

1. Закон

2. Поставщики.

3. Конкуренты.

4. Потребители.

5. Профсоюзы.

Косвенного воздействия:

1. Состояние экономики.

2. Научно-технический прогресс.

3. Политика

4. Социально-культурный фактор.

5. Международный фактор.

Руководители предприятия не в силах изменить внешние факторы, поэтому их надо изучать и приспосабливаться к ним. Необходимо знать, что внешняя среда имеет следующие характеристики: сложность, подвижность и неопределенность.

При этом в различных организациях могут применяться различные виды управления: централизованное, децентрализованное и интеграция организации.

Централизация– это сосредоточение прав принятия решений на верхнем уровне руководства организации. Используется как правило в чистом виде небольшими компаниями.

Децентрализация – это делегирование прав и ответственности на нижние уровни управления. Необходимо осуществлять высокую степень координации деятельности на всех уровнях управления организации.

Интеграция – отдельные подразделения работают сами по себе эффективно и затем проводится интеграция их усилий для достижения единой цели. Цели должны быть общими и постоянно о них напоминать.

Организация описывает при определении характера взаимодействия на следующих уровнях: организация – внешняя среда, подразделение – подразделение, индивид - организация.

Существует несколько типов организаций:

1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой (механистический и органический типы).

2. Типы организации по взаимодействию подразделений (традиционные, дивизиональные, матричные и комбинированные).

3. Типы организаций по взаимодействию с человеком (корпоративные и индивидуалистические).

Механистические организации – это организации, деятельность которых основывается на формальных правилах и процедурах, централизованном принятии решений, узко определенной ответственности в трудовых операциях и жесткой иерархии власти. Это бюрократический тип организации. Он целесообразен в тех случаях, когда организация оперирует в простой стабильной внешней среде, когда цель проста, труд достоверно измеряется и мотивирует работника, власть руководителя признается работниками как законная.

Органические (адаптивные) организации – это организации, слабо или умерено использующие формальные правила и процедуры, с децентрализацией власти, структурами с небольшим количеством уровней иерархии и широким участием работников в принятии решений. Они целесообразны, когда имеется сложное и динамическое внешнее окружение.

Традиционные могут иметь следующую структуру управления:

1. Линейная

2. Линейно-функциональная

3. Линейно-штабная (линейно-функционально-штабная.

Дивизиональная организация – это тип организации, разработанный в интересах больших предприятий, для которых функциональные структуры перестают быть эффективными. В дивизионах могут быть объединены финансы, кадры, НИОКР, маркетинг и другие службы.

Дивизионы могут строиться:

1. По продукту (дивизионально-продуктовые структуры)

2. По региону (дивизионально-региональные структуры)

3. по потребителю-клиенту (дивизионально-потребительские структуры)

4. По рынку сбыта (дивизионально-рыночные структуры)

Матричные организации – это организации, использующие работу автономных групп для запуска и внедрения нового продукта или проекта. Каждая автономная группа создается под цель или проект и пользуется при этом определенной свободой в организации своей работы. Они могут самостоятельно приобретать ресурсы, распределять полученную продукцию, участвовать в организации своего труда.

Комбинированные – включают в себя выше перечисленные.

Корпоративная организация – это замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства.

Индивидуалистическая организация – это открытая организация на основе свободного и добровольного объединения индивидов, осуществляющих совместную деятельность.

Развитие информатики нарушило замкнутость организации и сделало малоэффективными механистические и корпоративные типы организации.

В настоящее время появились новые типы организаций: эдхократические, многомерные, партисипативные, предпринимательские и ориентированные на рынок.

Эдхократические организации – это организации, использующие высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы.

Многомерные организации – это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции:

1. Обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами.

2. Производят для конкретного потребителя, рынка или территории конкретный продукт или услугу.

3. Обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции и обслуживают конкретного потребителя.

Партисипативные организации – это организации, использующие участие работников в управлении. Тем самым обеспечивается мотивированность их труда, обостряется чувство ответственности.

Предпринимательские организации – это организации, более ориентированные на рост и на имеющиеся возможности и достижения, чем на контролируемые ресурсы.

Организации, ориентированные на рынок – это органические, быстро адаптируемые дивизиональные или матричные организации, в которых все их части (НИОКР, производство, кадры, маркетинг, снабжение, сбыт, финансы, обслуживание) группируются вокруг рынка или рынков.

Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

В компетенцию менеджера входит:

1. Непосредственная организация производства и деятельности персонала, направленная на достижение целей.

2. Побуждение людей к эффективной и плодотворной работе (система мотивации).

3. Улаживание производственных и иных конфликтов.

Стили руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий).

Три стиля руководства:

1. Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений.

2. Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.

3. Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены самим себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.