Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Особенности подхода СП к личности в отличие социологии и психологии:

Определить особенность подхода СП к личности в отличии от психологии и социологии очень трудно. Существует два основных варианта:

1. «От противного». Через установление отличительных особенностей СП подхода к анализу личности по сравнению со смежными дисциплинами, прежде всего психологией и социологией.

Такая задача признается не имеющей единого решения, так определение специфики личности как предмета анализа СП можно только через конкретное понимание личности в той или иной концепции личности, а таких почти столько же сколько известных теоретиков в психологии.

2. Через анализ круга феноменов, в которых личность проявляется и определение среди них тех, которые являются предметом интереса СП.

Несмотря на то, что характеристика специфики СП подхода подменяется перечнем возможных задач исследования личности в СП, феноменологическое основание выделения СП личности представляется весомым, т.к. существует целый ряд явлений, которые находятся на стыке СП и психологии личности. Эти явления отражают тот факт, что человек как социальный субъект формируется:

- в процессе выполнения различных социальных ролей (следовательно, в СП личности может быть включена вся феноменология ролевых теорий личности);

- в рамках различных социальных групп (следовательно, к СП личности могут быть отнесены исследования группового влияния на личность, групповой принадлежности и связанных с ней особенностей индивидуального самосознания);

- через расширение социальных связей с миром в процессах общения и взаимодействия (феноменология, накопленная в исследованиях СП качеств личности, форм социального поведения и в целом процесса социализации).



Стержнем СП личности по Е.П. Белинской является понятие «социализация», вокруг которого можно собрать накопившуюся феноменологию. Это понятие лучше других сочетает в себе личностный и социальный «полюса», необходимые для СП анализа личности.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение человеком социального опыта благодаря постепенному вхождению в систему социальных связей, а с другой – воспроизводство им системы социальных связей за счет активной деятельности, активного включения в среду.

В качестве основания выделение СП личности также называется с социальный заказ:

- Социальная работа.Сегодня СП личности стоит перед социальным заказом — «помочь человеку ориентироваться в системе социальных связей, противоречий…помочь «совладать» с социальной реальностью» (ранее фокусом были вопросы адаптации в связи с миграцией).

- Психотерапия. Связь СП личности с задачами психотерапевтической помощи человеку можно проследить через логику развития этой помощи: от З. Фрейда к В. Франклу можно проследить постепенную смену анализа «индивидуального пути» анализом «социальных корней»

Проблема личности – одна из наиболее конфликтных в СП в связи с тем, что:

1. За любым СП подходом к личности «тенью отца Гамлета» всегда вставала общефилософская проблема индивидуальной свободыидетерминации(это связано с предметом СП, в котором заложено изучение человека как социального существа).

2. В связи с тем или иным решением вопроса «общественного животного» всегда стоят вопросы моралиивозможностейсоциальноговлияния(для СП эти вопросы более насущные, чем для других дисциплин в связи с большей включенности в социальную жизнь)

3. Присутствует неоднозначность трактовок социальной детерминации(влияние непосредственного окружения или влияние общества в целом).

Общая логика развития проблематики лично­сти в СП:

Ранним СП концепциям был присущ интерес к процессам утраты человеком своих собственно личностных атрибутов в результате включенности в большие социальные группы (прежде всего в работе Лебона «психология Масс»).

 

Далее при становлении экспериментальной СП и перемещении ее центра в Америку, где фокусом внимания стала малая группа, проблема личности изучалась прежде всего в свете влияния на нее малой группы (в первые десятилетия 20-го века Ф. Олпорт обобщил данные исследований Н. Триплетта конца предыдущего столетия и ввел в СП понятия социальной фасилитации и ингибиции).

Социальная фасилитация – эффект улучшения выполнения легких заданий в присутствии других людей.

Социальная ингибиция – эффект ухудшения выполнения трудных заданий в присутствии других людей.

(оба эффекта были выявлены в ситуации так называемых коактных группах, где присутствующие наблюдатели – некое анонимное большинство)

 

Начиная с экспериментов С. Аша, выявивших феномен конформного поведения (подчинение в ряде случаев индивидуальной позиции в пользу групповой), личность в группе стала рассматриваться уже с точки зрения такого ее качества как способность принимать решения(в основном о своем согласии или несогласии с мнением группы). Личность, по сути, изучалась лишь через условия достижения бесконфликтных («согласных») отношений с другими (в основе этого лежало приписываемое личности стремление к принятию ее группой, социальному принятию). Личность получалась группозависимой, ищущей поддержки и одобрения.

Такое понимание жесткой социальной детерминации личности больше всего проявилось ранних теориях ролей (исследовании ролевого поведения).30-е годы, Линтон «Роль как динамический аспект статуса». Личность осуществляет определенные права и обязанности связанные с ее статусом (положением в обществе) – тем самым играет свою роль.

Далее введение в СП анализ личности понятий «неформальных», «межличностных» и т.п. ролей заставило рассматривать личность «более личностно» (появилось представление об индивидуальном выборе ролей).

 

Больший ракурс субъектности связывается также с анализом структур индивидуального самосознания, и двумя его конкретными проявлениями:

1) исследованиями социальны установок(начиная с Томаса и Знанецкого). Личность рассматривается как совокупность согласованных социальных установок. Способность личности к выбору рассматривалась весьма ограничено – это выбор линии поведения – согласованного или несогласованного с социальными ожиданиями.

2) изучением процессов интеракции(начиная с Мида). В центре внимания активный разумный деятельный субъект, движущая сила – социальное взаимодействие (интеракция). Утверждалось, что люди не только сами устанавливают правила социальной жизни в процессе взаимодействия (а не строят его по уже существующим правилам), но и непрерывно интерпретируют складывающиеся ситуации.

 

Это стало предпосылкой смены идеи адаптации человека к жесткой социальной структуре на идею конструирования себя самого и социального мира.

 

В последние 2-3 десятилетия происходит активизация интереса к изучению личности в СП. На первый план выходит анализ феноменологии и механизмов субъективной реконструкции социальных реалий.

В связи с проникновением постмодернизма в СП (в том числе в виде социального конструкционизма Гергена – см. 10 вопрос) акцентируется понимание субъекта как креативного, погруженного во множественные коммуникации, постоянно выходящего за пределы своего индивидуального «Я».Начинает доминировать логика непрерывного конструирования. В связи с этим сегодня значительную часть СП знания составляет:

- исследование процессов построения человеком образа социального мира, включающего в том числе представления о самом себе,

- закономерностей формирования системы ценностей, в ситуации современных ценностных сдвигов,

- когнитивных механизмов, обеспечивающих индивидуальные стратегии поведения в изменяющихся социальных обстоятельствах и пр.

При анализе личности современная СП включает в анализ культурологический и этнопсихологического аспекты, что связано с однозначным принятием идеи социальной вариативности самого понятия личность.

 

Представление о личности – принципиально изменчивой, постоянно активно конструирующей свой внутренний мир и мир социального взаимодействия, существующей как некоторая возможность (личность как возможность) доминирует сегодня в СП.

ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ. СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ. ЭТНО-КУЛЬТУРНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Понятие социализации

Понятие социализации является центральным для всей социальной психологии личности (по версии Е.П. Белинской).

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоениеиндивидомсоциального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процессактивного воспроизводстваиндивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (Г.М. Андреева).

Понятие социализация часто выступает синонимом понятию социального развития (процесс социальной ориентировки и усвоения социальных нормативов), однако в понятии социализация как правило фиксируется и подчеркивается моментактивного преобразования человеком и примененияим в новых социальных ситуациях усвоенных ранее социальных ролей, норм, ценностей, способов социального самоопределения.

Содержание социализации:

Четыре грани социализации:

1. Инкультурация. Как процесс вхождения в культуру (язык, традиции и т.д.).

2. Интернализация.Как совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых изначально внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности (речь идет об интернализации, прежде всего, моделей поведения и социальных значений – символов, ценностей, установок).

3. Адаптация.Как процесс достижения соответствия человека требованиям социальной среды (с т.з. нормативного функционирования и социальной успешности).

4. Конструирование. Активное создание человеком образа социального мира, составляющем которого является представление о самом себе как его части.«Приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры.» (Г.М. Андреева)

В реальности все четыре грани социализации по всей видимости неразрывно слиты между собой и не существуют изолированно.

Механизмы социализации:

Вопрос о механизмах социализации по Е.П. Белинской является наиболее дискуссионным и зависит от конкретного подхода и прежде всего от понимания что такое личность, как «вершина» развития (см. 7 основных подходов ниже).

Акценты механизмов:

1. Научение (бихевиоризм)

2. Идентификация (психоанализ)

3. Социальная категоризация (когнитивизм)

Четыре психологических механизма социализации (по Асмолову):

1. Имитацияосознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания в первую очередь становятся родители, но дети могут брать пример и с учителей или других людей, обладающих властью или высоким статусом, если между ними сложились теплые эмоциональные отношения.

2. Идентификацияспособ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.

3. и 4. Стыд и вина – негативные механизмы социализации, поскольку запрещают определенное поведение или подавляют его. В отличие от имитации и идентификации (позитивных механизмов), которые способствуют формированию определенного поведения. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили или опозорили. Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет уже о наказаниисамого себя, вне зависимости от других людей.

Основные подходы к изучению процесса социализации:

Тенденции двух последних десятилетий в изучении социализации:

1. Утверждение идеи о принципиальной непрерывности процесса социализации (социализация происходит не только в детстве, а от зачатия и до смерти).

2. Отказ от попыток создания общей теории социализации.

3. Все большее расхождение двух основных стратегий изучения социализации:

а) рассмотрения ее с точки зрения процессуальных особенностей (выделение этапов, институтов и ведущих механизмов социализации)

б) анализа с точки зрения достигаемых результатов (СП и личностные особенности субъекта, обеспечивающие его нормативное функционирование).

 

Основные подходык анализу социализации:

Биогенетические теории.

Теоретические основания: эволюционная теория Ч. Дарвина и биогенетическая концепция Э. Геккеля.

Общие положения:

1. Социальное развитиеопределяетсябиогенетическимифакторами;

2. Развитиеестьсозревание в соответствии с внутренним планом (социокультурные условия задают темп раскрытия врожденных задатков и способностей, но не влияют на само их наличие)

3. Развитие личности представляет собой последовательность фаз, прохождение которых необратимо (переход со стадии на стадию есть «скачок» в развитии)

Теория рекапитуляции Стенли Холла.

Основной постулат: онтогенез повторяет филогенез, т.е. каждый человек в своем развитии проходит те же стадии, что прошло человечество в ходе эволюции.

Спиральная модель развития А. Гезелла.

Любые человеческие способности и умения возникают сами собой как результат созревания, а не в зависимости от обучения и практики.

 

Социогенетические теории.

Культурантропология (Р.Бенедикт и М.Мид).Здесь был впервые поставлен вопрос о тесной взаимосвязи культуры и типа формирующейся в ней личности.

Общие положения:

1. Различные типы личности являются продуктом различных культур

2. Основной результат социализации – адаптация человека к культуре

3. То общее, что есть у людей данной культуры в основном сводится к когнитивно-аффективным структурам

4. Социализация имеет и интегрирующую функцию: формируется чувство «Мы»

5. Культуры различаются по степени непрерывности/дискретности процессов социализации, что заставляет усомниться в универсальности возрастных этапов развития

Интеракционистские теории.

Теоретические основания: символический интеракционизм Дж. Мида. Акцент на анализе взаимодействия человека со своим социальным окружением.

Общие положения:

1. Человек осваивает мир через символические значения, приобретаемые в интеракциях;

2. Основной результат социализации: развитие самосознания («self»), формировании определенного ролевого репертуара

3.Две фазы в социальном развитии: game (перенимает роли значимых других играя, например, в «маму»), play (учится «владеть» ролями, соподчинять их)

4. Опыт социального взаимодействия приводит в результате к созданию образа «обобщенного Другого», олицетворяющего социальные нормы.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.