Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Подготовительная к школе группа

В начале учебного года, пользуясь приемами, усвоенными на занятиях в старшей группе, дети вырезывают из развернутого листа силуэты предметов несложной формы — овощи, фрукты (листы 47—50), а также предметы, состоящие из нескольких частей, — грибы, ветки с плодами или осенними листьями, вазы с букетами (лист 46), различные машины (листы 51, 52). По существу содержание аппликации на первых занятиях в под­готовительной к школе группе не многим отличается от того, что они вырезывали и наклеивали в старшей группе. Но требо­вания к качеству детских работ в этой группе значительно по­вышаются.

Для вырезывания предметов так же, как и в старшей группе, дети получают комплект разноцветных, одинаковых по размеру листов бумаги (примерно 10X12 см).

При рассматривании предмета в натуре или иллю­страции в начале занятия воспитатель привлекает внимание детей к цвету и очертанию частей предмета и предлагает им сказать, какого цвета нужно отобрать бумагу, какой формы и какого размера следует отрезать от каждого листа для выре­зывания той или другой части предмета. Так, например, для яблока с листьями нужно сначала отрезать от листа желтого цвета квадрат, а от зеленого — не очень широкую полоску во всю длину листа, чтобы ее можно было сложить втрое и сразу вырезать все листья. Такая предварительная подготовка бумаги самими детьми поможет им правильно определять размеры частей предмета и приучит их экономно расходовать бумагу.

На первых занятиях следует проверять, насколько правильно , дети выполняют эти указания, а потом они будут пользоваться таким приемом при вырезывании более сложных предметов с большим количеством деталей.



Воспитатель учит детей собирать остатки цветной бумаги в конверты, коробки, а лучше в полиэтиленовые прозрачные пакеты, сортируя их по цвету. При таком порядке детям легко будет использовать остатки бумаги для вырезывания мелких частей и деталей аппликаций, выполняемых на занятиях и в са­мостоятельной изобразительной деятельности.

Основные части изображения дети уже приучались выре­зывать из бумаги, сложенной вдвое или в несколько раз. Так, из полоски, сложенной гармошкой, можно быстро вырезать листья, цветы для изображения осенней ветки, букета (лист 46/), ягоды, шляпки грибов, окна для дома или троллейбуса, колеса машин и другие, одинакового размера, повторяющиеся в аппли­кации фигуры. Крупные основные части предмета — стену дома, корпус троллейбуса или парохода, а также бумагу для располо­жения предметов в аппликации следует давать детям в готовом виде, чтобы сэкономить время. Нельзя допускать подрисовки деталей в аппликации, так как это снижает их художественную ценность и приучает детей идти по линии наименьшего сопро­тивления, т. е. подрисовывать все, что трудно вырезать.

При наклеивании аппликации, а также при вырезывании деталей важно у детей подготовительной к школе группы раз­вивать самостоятельность, сообразительность и догадку в нахождении более простых, рациональных приемов работы. В од­ном случае легче вырезать силуэт предмета в целом, а в другом удобнее составить его из частей, вырезывая каждую из них в отдельности. Для изображения окон троллейбуса с перекла­диной в верхней части рамы легче и быстрее будет вырезать целое окно — квадрат из бумаги, сложенной гармошкой, за­круглить уголки с одной стороны, наклеить ровно, а затем через все окна наклеить узкую полоску такого же цвета, как троллейбус (на листе 51 —полоска желтого цвета). Наклеивать полоску нужно последней, когда вся работа уже будет закон­чена. Если дети не успеют этого сделать, то вид троллейбуса

нс пострадает-. Узкие полоски на трубах парохода сначала при­клеивают, а затем отрезают по ширине трубы (лист 53).

В течение года дети продолжают выполнять аппликации с натуры. Они учатся рассматривать предметы, выделяя основ­ные части. Больше внимания воспитатель уделяет передаче ха­рактерных признаков, выразительности образа, учит детей на­ходить необходимые способы вырезывания, способы передачи средств выразительности. Например, злой волк — раскрыта пасть, видны зубы, язык, шерсть неровная, дыбом.

При изображении сложных предметов хорошо предоставить детям возможность поупражняться в вырезывании их из белой бумаги, а потом из цветной. Иногда можно вырезать несколько однородных предметов на выбор, например 2—3 вазы разной формы, из которых выбрать одну.

На одном из занятий можно выполнить натюрморт с натуры (листы 47—50). Задание выполняется на двух-трех занятиях. На первом из них дети вырезывают с натуры фрукты или овощи, грибы. На втором занятии они вырезывают изображения ваз разной формы и цвета. На третьем занятии из полученных фи­гур (частей) дети составляют натюрморт. Для этого они вы­кладывают все изображение, подбирают цвет и размер бумаги (примерно 20x30 см) для его наклеивания. Разложив части, которые лучше вырезаны и интересно сочетаются по цвету, дети наклеивают их. Затем они дополняют изображение деталями. В результате получается натюрморт. На листе 50 показаны на­тюрморты из овощей, фруктов, натюрморт «Чай». Воспитатель может подобрать другие предметы для составления натюрморта.

В подготовительной к школе группе чаще проводят занятия по замыслу и выполняют сюжетную аппликацию как индивиду­ально, так и коллективно. При выполнении коллективных работ у детей устанавливаются деловые дружеские взаимоотношения. Повышается ответственность за качество работы, не только своей, но и всей группы. Дети 6—7 лет но сравнению с детьми старшей группы проявляют большую самостоятельность и в подборе материала, и в распределении работы между собой. Больше внимания они уделяют передаче колорита (листы 62, 71, 72).

Во II квартале дети продолжают осваивать симметричное вырезывание. Расширяется тематика детских работ. Они изо­бражают человека (листы 62, 63), деревья (лист 62), здания разной конструкции (листы 57, 58, 60), ракеты, самолеты (листы 55, 56) и др.

Воспитатель напоминает и показывает вырезывание сложных форм. Например, для вырезывания елки удобнее согнуть бумагу по длине листа пополам и срезать по диагонали получен­ного прямоугольника угол, а затем, не развертывая его, вы­резать ветки, придавая им зубчатую форму с нижней стороны (лист 62).

Для симметричного вырезывания высотного здания, Кремля необходимо подобрать правильно размер листа бумаги, чтобы передать пропорции здания. Перед вырезыванием воспитатель уточняет форму каждой части изображаемого предмета, обводит силуэт в той последовательности, в какой потом будет пока­зывать его вырезывание. В процессе работы ребенок сопровож­дает словом свои действия, называя части, которые вырезывает.

При изображении зданий необходимо показать разные спо­собы вырезывания окон.

На листе 57 видно, какими могут быть окна в здании, если из силуэта его, сложенного по длине, вырезать узкие прямо­угольники. Для получения окон, изображенных на листе 60, надо сделать поперечные прорези почти во всю ширину силуэта и вырезать затем отдельно каждое окно.

В подготовительной к школе группе дети осваивают новый способ вырезывания цветов, декоративных салфеток.

На листе 76 дана декоративная салфетка, как обычно назы­вают такие работы дети, Для вырезывания ее квадрат склады­вают 2 раза пополам, чтобы получился маленький квадрат, который складывают по диагонали. Полученный треугольник нужно взять за середину и, повертывая его в лезвиях ножниц то вправо, то влево, вырезать по одному из сгибов различные фигурки так, чтобы линия разреза не доходила до противопо­ложного сгиба.

Показать детям этот прием вырезывания можно на одном из занятий на очень простом узоре. Когда же они поймут тех­нику такого вырезывания и поупражняются в приемах этой работы, у них будут получаться более сложные и разнообразные узоры. Детей увлекает вырезывание салфеточек, и они охотно этим занимаются в часы самостоятельной изобразительной дея­тельности, потому что в ней "есть что-то занимательное, зага­дочное: вырезываешь какие-то отдельные кусочки, а развернешь бумажку — и получится красивый, симметричный узор. Выре­занные салфеточки можно наклеить на цветной фон в виде деко­ративных бордюров, ковров для украшения домиков, веранд и беседок. Если с этой целью дети будут вырезывать салфеточки, то воспитатель должен заранее подобрать цвет бумаги. Напри­мер, дети вырезывают из белой бумаги салфетки и наклеивают их на цветной фон. Бумага для фона подбирается двух-трех цветов, которые дети сами выбирают. Когда все работы будут наклеены на цветную бумагу, их можно объединить на одной полосе, чередуя по цвету.

Может быть и другой вариант, когда салфетки вырезывают из цветной бумаги, а затем их наклеивают в виде ковра на большом листе прямоугольной или квадратной формы другого цвета. Важно подобрать цвет бумаги так, чтобы вырезанные узоры выделялись на фоне, красиво сочетались по цвету. Для украшения каймы используют некоторые элементы узора.

Перед этим занятием необходимо рассмотреть с детьми ковер в детском саду или иллюстрации, диапозитивы с изображением ковров (казахских, киргизских и пр.), обратить внимание детей на композицию, на несложные элементы, сочетание цветов в узоре.

В подготовительной к школе группе во II квартале вводится силуэтное вырезывание целого изображения (птицы, живот­ного), которое дети вырезывают, как бы рисуя ножницами на листе бумаги (листы 65—69).

При силуэтном вырезывании особенно важно правильно подготовить бумагу определенной формы. Детям легче вырезать силуэты таких предметов, в которых четко виден переход от одной части к другой, а формы их близки к четырехугольным, например силуэты разных машин — автобуса, легковой машины и др.

Труднее для вырезывания силуэты птиц, животных, где надо передать плавные переходы, но и в этом случае многое зависит от размера листа бумаги и последовательности вырезывания.

Перед силуэтным вырезыванием несколько иначе проводится рассматривание предмета. Важно показать детям силуэт пред­мета, его контур, обвести рукой предмет так, чтобы ребенок увидел переходы в очертаниях его частей. Обводить рукой по контуру надо в той последовательности, в которой будет произ­водиться вырезывание.

Понять силуэт предмета помогает рассматривание его на светлом фоне окна. Большую помощь в этом окажет теневой театр или показ силуэта предмета на экране, освещенном с другой стороны лампой. Сначала надо показывать простые предметы, потом более сложные (автомобили, птиц, животных, человека и пр.), предлагая узнать и назвать.

Для обучения силуэтному вырезыванию важен правильный подбор предметов. Легче понять и запомнить силуэт одноцвет­ного предмета.

На первых порах дети вырезывают только основные части предмета, например легковую машину без колес, птицу без клюва и хвоста, а детали и мелкие части они наклеивают дополнительно. Постепенно дети начинают вырезывать изобра­жение целиком, объединяя все части и детали. Необходимо показать детям и приемы, облегчающие вырезывание. Например, при вырезывании силуэта легковой машины следует лист бу­маги разделить вдоль на две части — одна уже другой. Верх­нюю часть машины вырезывают из более узкой части, а из широкой — корпус машины. Колеса вырезывают отдельно. Окна и другие детали наклеивают на силуэт машины (листы 51, 52),

Вырезанные силуэты предметов дети объединяют, т. е. соз­дают сюжетную композицию, коллективную пли индивидуальную. Они располагают изображения на узкой полосе в виде фриза или на всем листе (ближе, дальше). Темы для апплика­ции могут быть самыми разнообразными: птицы на ветке (сне­гири, синицы, сороки, воробьи или сказочные), новогодний праздник, улица города и др. В зависимости от содержания работы выбираются и способы вырезывания и наклеивания изображений.

Для силуэтного вырезывания следует иногда давать не цветную, а белую или черную бумагу. Цвет не будет отвлекать внимание детей, они более точно вырежут силуэт предмета, правильно передадут соотношение отдельных частей по вели­чине и расположению. Движения в силуэтном изображении пе­редают по-разному. Дети могут вырезать всю фигуру целиком или некоторые части вырезать отдельно, например ноги, хвост и пр., а затем подклеить их> к изображению.

Содержание детских работ зависит от сезона и от того, что дети наблюдают (прилет грачей, ледоход, луг с цветами и пр.), какие литературные произведения читают детям. Интересными для изображения в аппликации будут отдельные сценки из ска­зок; «Три медведя», «Три поросенка», «Винни-Пух», «Теремок» и др.

В подготовительной к школе группе важно воспитывать у детей внимание к взрослым и заботу о младших. Хорошо, если дети время от Бремени будут делать подарки, выполнен­ные своими руками. Так, старшие дети могут подарить млад­шим флажки для украшения участка, лото (лист 73).

Для изготовления маленьких карточек лото ребенок полу­чает из плотной бумаги прямоугольник (12X6 см), разделен­ный линией на два квадрата, и картонные квадратики. Чтобы избежать повторения на карточках лото одинаковых фигур, воспитатель должен предварительно договориться с детьми, какую картинку каждый из них будет составлять.

На карте и на маленьких карточках должны быть совер­шенно одинаковые предметы, следовательно, их нужно вырезать одновременно из бумаги, сложенной вдвое. Вырезанные фигурки ребенок аккуратно наклеивает на прямоугольник, который затем разрезают. Одну из полученных картинок он наклеивает на картонный квадратик. Вторые экземпляры детской аппликации для больших карт лото наклеивает на картон воспитатель. Готовое лото дети рассматривают, складывают в коробку, а за-, тем передают младшей группе.

Работы, помещенные на листах 74, 75, предназначены для аппликаций в подарок родителям. Цветы и листья дети могут вырезать, используя разные способы (в зависимости от уровня навыков и умений на данный период). Буквы вырезывать не надо, так как они заменяются поздравлением родителей с празд­ником, написанным от имени ребенка на другой стороне листа.

Работа в подарок родителям должна выполняться детьми с хорошим, радостным настроением и особым старанием, а это может быть, когда она по силам ребенку, несложная, но кра­сивая, по композиции и цвету. На таких занятиях надо пока­зать несколько образцов или открыток с несложным узором, чтобы дети могли понять цель задания, выбрать содержание работы. Важно учить детей выполнять работу по-своему, исполь­зовать свой опыт, изобразить свой любимый цветок и пр.

В содержание аппликаций, выполняемых детьми, следует вводить не только изображения реальной действительности, по и сказочные, фантастические персонажи, образы, сюжеты. Изо­бражение сказочных теремков, жар-птица, сказочный замок и другие образы показаны на листах 59—61, 64, 65.

Дети 6—7 лет способны выполнить и довольно сложные, трудоемкие аппликации, но выполнение их нужно разделить на два занятия. На одном из них дети вырезывают основные части, складывают их в заготовленные для этой цели конверты, па втором занятии наклеивают их и дополняют мелкими дета­лями. Например, на первом занятии дети вырезали и наклеили изображение новогодней елки, а на втором занятии — изобра­жение хоровода вокруг елки. Дети должны знать задачу каж­дого занятия, что нужно сделать на первом, что нужно сделать на втором занятии.

В течение года проводится 3—4 занятия по декоративной аппликации. Детей знакомят с народным декоративно-приклад­ным искусством. Для занятий по декоративной аппликации подбирают предметы с узорами, где используются крупные и яркие декоративные элементы, доступные для изображения, — городецкая, жостовская роспись (листы 76, 78). Аппликационные работы помогут детям лучше понять композицию узора, распо­ложение крупных и мелких элементов, цветовые сочетания для передачи определенного колорита.

В старшей группе дети вырезывали несложные городецкие цветы, составляли узоры из одинаковых мотивов. Дети 6—7 лет могут уже создавать узоры из разнообразных мотивов, вклю­чая и силуэты птиц (лист 76).

Интересна в аппликации жостовская роспись. Дети выре­зывают цветы, используя разные способы, составляют узоры на круге, овале, прямоугольнике.

В пособии на листах 79, 80 представлены контуры предме­тов, которые могут быть использованы для праздничного оформ­ления групповой комнаты, зала. В программу по аппликации вырезывание по контуру не входит. Если ребенку показать сначала вырезывание по контуру, он не будет потом пытаться вырезать изображение на глаз. Поэтому этот прием следует использовать после освоения детьми силуэтного вырезывания.

Воспитатель продумывает вместе с детьми эскиз оформлении групповой комнаты или зала, заготавливает трафареты не­обходимых элементов украшении. Затем дети обводят их и вырезывают по контуру; когда буду! готовы вес изображения, создается общая композиция

 

 

В подготовительной группе продолжается обучение детей аппликации. В начале года целесообразно на другом предметном содержании повторить наиболее сложные приемы вырезывания, которые дети начали осваивать в старшей группе (вырезывание одинаковых фигур из бумаги, сложенной в 4-5 раз гармошкой; предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое). Занятия по аппликации могут носить как предметный, так и сюжетный характер; создаваемые детьми изображения могут быть индивидуальными и коллективными.

На занятиях воспитатель должен обращать внимание на то, как дети держат ножницы, осуществляют процесс вырезания; продолжать воспитывать аккуратность и тщательность в работе, умение экономно расходовать материал.

Как и в старшей группе, дети используют прием обрывания бумаги; это не только делает изображения выразительными, но и способствует развитию мелкой моторики рук.

Занятия по аппликации способствуют развитию цветового восприятия и формирования чувства цвета. Необходимо обращать внимание детей на цветовое богатство окружающего мира и разнообразить подбор цветной бумаги для изображения. В дополнение стандартных наборов цветной бумаги можно использовать оберточную бумагу, цветные страницы журналов и др. Следует стимулировать сознательный выбор цвета при решении изобразительной задачи, проявление отношения к цвету.

Так, на занятии, где дети вырезывают три вазы разной формы, а затем наклеивают их, составляя красивые группы, и дополняют композицию цветами, фруктами и т.д., следует предложить им выбрать по своему вкусу цвет бумаги для ваз и других предметов, а затем для фона. Когда, наклеив вазы, дети вырезывают и наклеивают фрукты, цветы, ветви, надо направить их внимание на получение красивых цветосочетаний.

Благодаря овладению разными приемами вырезания дети могут изображать широкий круг предметов, создавать предметные изображения, передавать предметы с натуры, сказочные объекты и сюжеты («Сказочная птица», «Аленький цветочек», «Царство Золотой рыбки», «Волшебный дворец» и многие другие). Приведем примерный конспект занятия.

В процессе создания детьми изображения педагог обращает внимание на то, как они подбирают цвета бумаги, чтобы придать птицам яркость, нарядность; поощряет интересные находки. Готовые работы выставляют для рассматривания; воспитатель предлагает детям назвать наиболее понравившиеся изображения и объяснить свой выбор. Затем педагог склеивает все в одну полосу и помещает в групповой комнате, чтобы дети, сотрудники детского сада и родители могли полюбоваться ими.

Для формирования умения вырезать фигуры по контуру, имеющему сложную плавную конструкцию, можно предложить детям вырезать нарисованные и расписанные фигурки животных по мотивам народных игрушек или керамических фигурок.

В аппликации обобщенным, целостным способом передачи формы является силуэтное вырезывание, то есть вырезывание всей фигуры из одного куска бумаги. При этом дети учатся согласовывать повороты ножниц с переходом от одной части предмета к другой. Предшествующее вырезание фигурок по контуру облегчает им задачу силуэтного вырезывания, для которого необходимо уметь хорошо представлять себе целое и составляющие его части, например: ножницы движутся от хвоста птицы к спине, от спины к голове, затем к грудке, брюшку и вновь к хвосту. Порядок вырезывания может быть и другим. Пусть дети используют ту последовательность, которая им удобна. Прием силуэтного вырезывания требует показа и называния частей предмета, которые вырезываются. Такое умение приобретается детьми не сразу и требует многократных упражнений, поэтому на занятии надо предложить им вырезать несколько одинаковых фигурок (для упражнений лучше дать не цветную, а обычную белую бумагу). В результате уточняются представления детей о форме предмета, рука упражняется в выполнении разнонаправленных движений с плавными, мягкими или угловатыми поворотами (вырезанные силуэты могут использоваться для теневого театра или декоративных аппликаций).

Наряду с новыми способами лепки, рисования и вырезывания дети продолжают пользоваться и более привычными приемами создания целого по частям. При этом важно, чтобы они определяли и выделяли наиболее существенные, основные части (обычно эти части наиболее крупные), а затем переходили к деталям.

Интересными могут быть крупные коллективные работы по декоративной аппликации или рисованию: ковер, панно, фриз (полоса). Такие работы используются для украшения помещения в праздничные дни. В некоторых случаях декоративная аппликация сочетается с рисунком — крупные формы вырезываются из цветной бумаги, а мелкие детали прорисовываются краской или цветной тушью. Краски гуашь лучше использовать в работе с матовой, а не глянцевой бумагой; можно использовать немного золотой и серебряной бумаги. Декоративные работы выполняются не только на занятиях, но и в свободное время; в этих случаях дети по желанию привлекаются, иногда небольшими группами, а иногда все вместе, например, к подготовке праздничного выступления, оформлению зала и т. д. Участие детей может быть различным: одни вырезывают части композиции, другие их расписывают, а затем наклеивают. От воспитателя требуется
продуманная и тщательная подготовка материалов, деталей, образцов, а также общего плана выполнения работы. Дети, включенные в общее дело, как правило, проявляют заинтересованность, готовность помочь друг другу. Приведем примерный конспект занятия по созданию сюжетной аппликации.

 

 



 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.