Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Сравнительный анализ житейских и научных знаний

 

Критерии сравнения Житейские знания Научные знания
1. Общая характеристика. Знания конкретны; обобщения встречаются редко и касаются узких вопросов и частных случаев; преобладает использование бытовой речи и неоднозначных понятий. Знания, в основном, обобщены; заметны тенденция к абстрагированию; тенденция к уточнению содержания употребляемых понятий; преобладает использование точных научных понятий.
2. Характер знаний. Знания носят, в основном, интуитивный характер, либо являются результатом прямых практических жизненных наблюдений; фиксируется преимущественно непосредственно значимое в жизненном опыте. Знания вполне осознаны и рациональны; преимущественно являются результатом неоднократных специальных размышлений или специальных исследований; знания касаются широкого спектра проблем и не всегда связаны с актуальным жизненным опытом.
3. Методы получения знаний. Допускаются рациональные формы познания, образное отражение, иррациональные способы получения информации. В основном используются повседневное наблюдение, сравнение, размышление.   Приоритет отдается рациональным формам мышления. Используется полный арсенал современных методов исследования (в том числе, наряду с теоретическими методами применяются научное наблюдение, опросы, измерение показателей, анализ документов, эксперименты); широко применяются методы математической статистики и компьютерная техника.
4. Систематичность. Несистематический способ сбора данных. Систематический целенаправленный сбор данных.
5. Способы передачи знаний. Способы передачи знаний немногочисленны (главные способы передачи знаний – «из уст в уста» и «по наследству»); передача знаний зачастую затруднена вследствие инструментальной необеспеченности (ограничители – объем памяти, невнимательность, неспособность к восприятию проч. индивидуальные особенности носителей и хранителей знания). Способы передачи научных знаний более многочисленны и «канализированы»; внедрены технологии формирования, хранения и передачи знаний; имеет место высокий КПД (коэффициент полезного действия возрастает, в основном, за счет возможности эффективного научения и синергии усилий – «пигмеи на плечах у великанов»).
6. Используемая база данных. При получении новых житейских знаний используется сравнительно небольшой, преимущественно, уникальный фактический материал. При получении новых научных знаний используется обширный как типовой, так и уникальный фактический материал.
7. Достоверность источников информации. Источники не всегда достоверны, информация иногда «грешит» неточностью и субъективизмом, так как недостаточно возможностей для проверки. Разработаны специальные способы повышения достоверности, надежности, репрезентативности используемых источников.
8. Прогностические возможности. Преимущественно низкая и средняя предсказательная сила. Ошибки возникают, в основном, вследствие недостаточности исследовательской базы. Преимущественно средняя и высокая предсказательная сила. Ошибки возникают, в основном, вследствие несоблюдения принципов и технологий исследования.
9. Характер выявляемых закономерностей. Позволяет выявлять типовые события, явные тенденции, отдельные закономерности. Позволяет выявлять типовые события, явные и намечающиеся тенденции, частные закономерности, общие и универсальные законы.
10. Субъекты знаний. Субъекты получения, хранения и передачи знаний не всегда достаточно подготовлены. Субъекты получения, хранения и передачи знаний всегда проходят специальную подготовку и подчас очень сложный отбор по многим критериям.
11. Легитимность. Житейские знания не всегда имеют широкое общественное признание (легитимны). Научные знания имеют высокий социальный статус, высокий уровень доверия и легитимности.
12. Распростра-ненность. Широко распространены, особенно в обществах с низким уровнем образования. Не столь широко распространены, но налицо тенденция к более широкому распространению.
13. Темпы разработки. Скорость разработки нового знания и его распространения сравнительно невысокая, в основном, за счет индивидуальной формы. Скорость разработки нового знания и его распространения высокая; широко используются разделение труда и работа научных коллективов.
14. Цели получения знаний. Получение истинного знания, которое позволяет успешно ориентироваться в мире и применять его в практике преобразования действительности и реализации целей.

 



Именно потому, что конечные цели приобретения житейских и научных знаний совпадают, то не правильно говорить об их полной противоположности и категорически противопоставлять. Эти две системы знаний (житейские знания также представляют собой систему, но систему по-иному выстроенную) равно необходимы людям, взаимодополняют друг друга и являются источниками развития друг друга.

Обеспечение истинности знаний может рассматриваться как главная задача науки. Истина – это знание, соответствующее действительности, адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания»[3].

В отличие от истинного знания, ложь («высказывание, искажающее действительное положение вещей»[4]), бессмыслица, абсурд и заблуждение (поверхностное, «извращенное, иллюзорное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики»[5]) не составляют основы наук, наоборот, науки специально выстраивают системы цензуры, отбрасывающие эти виды ненаучного знания. Однако это не означает, что эти виды знания не попадают в «поле» науки. Отчасти это происходит случайно (по странному стечению обстоятельств, по неопытности исследователей или недобросовестности в процессе проверки истинности выдвигаемых положений и гипотез), отчасти – вследствие использования науки отдельными лицами или группами научных работников для решения своекорыстных задач, отчасти – по причине синкретичности различных видов знания и неразработанности инструментария для демаркации научного и ненаучного. Так появляются лженаучные и псевдонаучные (наукообразные) знания и даже теории.

Наука как система знаний

 

Современная наука представляет собой мощную систему разнопрофильных научных знаний. Направлений и сфер научных исследований так много, что разработаны специальные классификаторы, позволяющие различать области научных исследований (политические науки, психологические науки, экономические науки и проч.).

Как система научных знаний, наука имеет следующую структуру. Все науки с учетом специфики объекта исследования условно можно разделить на четыре группы: естественные, технические, социальные и гуманитарные науки. Это разделение условно, так как сейчас появилось много новых областей знания, которые занимают пограничное положение. Например, социальная психология является не только социальной, но и гуманитарной наукой, а в философии есть раздел «Социальная философия», описывающий и индивидуальные, и социальные процессы.

Помимо этого, с учетом направленности и целей исследования (получение фундаментальных теоретических знаний или приложение теоретических знаний к практике производства) все науки можно условно разделить на фундаментальные науки(задачей которых является «познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления», которые изучаются «в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию»[6])и прикладные науки (направленные на «применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем»[7]). Следует заметить, что каждая из фундаментальных наук стремится принести практическую пользу, поэтому по мере развития постепенно «обрастает» прикладными областями научных исследований.

Таблица 2

Виды наук

 

Цели Объект Фундаментальные науки Прикладные науки
Естественные Науки Математика, физика, химия, география, биология и др. Морская георазведка, прикладная биогенетика и др.
Технические науки Теория машин и механизмов, детали машин, сопротивление материалов и др. Машины и механизмы пищевых производств, безопасность железнодорожного транспорта и др.
Социальные Науки Социология, политология, культурология, история, экономика и др. Политическая психология, историография, социология управления и др.
Гуманитарные науки Философия, медицина и др. Философия бизнеса, клиника глазных болезней и др.

 

В приведенных в таблице примерах наук не указаны управленческие науки. Это связано с тем, что в России до сих пор управленческие науки остаются не признанными: их нет в классификаторах наук, нет соответствующих научной специальности и ученой степени. Поэтому сейчас специалисты в области управления вынуждены защищать диссертации по экономическим, психологическим, социологическим и другим наукам. Поскольку такое положение дел явно тормозит интенсивное развитие столь важных для развития любого государства управленческих наук, очевидно, что вскоре в России на государственном уровне будут подготовлены соответствующие решения.

По мере развития управленческих наук каждая из них приобретет стройную детально разработанную структуру, например, подобную той, что представлена в следующей таблице.

Таблица 3

Структура научного знания

Разделы: Тематика (направления исследований):
...
1. История науки            
2. Общая теория науки            
3. Специальные научные теории            
4. Прикладные исследования            
5. Научная прогностика            
6. Научная методология            

История наукиисследует особенности и закономерности развития современных научных представлений, в том числе:

ü истоки науки, первые научные представления;

ü историю и эволюцию отдельных научных идей;

ü историю написания крупных научных произведений и глубоких научных исследований;

ü эволюцию идей и жизненный путь великих ученых;

ü конкретный вклад выдающихся мыслителей, ученых в развитие науки;

ü возникновение научных школ;

ü социальные, экономические, политические, технико-технологические и иные предпосылки возникновения и развития науки и т.п.

Общая теория наукивыполняет следующие функции:

ü формирует базовый категориально-понятийный аппарат науки;

ü изучает наиболее общие закономерности объекта исследования; его структуру и системообразующие элементы;

ü формулирует законы;

ü обосновывает основные теоретические и эмпирические принципы и методы познания объекта с учетом предметной области исследования.

Специальные научные теории – это комплекс теорий и теоретических концепций, направленный на осмысление и исследование специфики исследуемых явлений и процессов на определенных, конкретных этапах развития объекта исследования, в специфических условиях и под воздействием определенных факторов. Этот уровень теории более приближен к реальной действительности и более точно описывает предмет исследования.

Прикладные исследования представляют собой целевые исследовательские программы, как правило, по актуальной и практически востребованной тематике, показывающие возможности применения теоретических моделей для решения практических задач. Современная прикладная наука интенсивно развивается, отчасти – вследствие того, что работа в данной области зачастую оплачивается значительно выше, чем в других областях научной деятельности.

Научная прогностика – раздел науки, обеспечивающий выработку научно обоснованных представлений об изменении исследуемых объектов в будущем (в тех или иных условиях, под действием тех или иных факторов), а также вычисление вероятности наступления значимых событий.

Научная методология –раздел науки, отвечающий за её развитие. В данном разделе:

ü разрабатываются новые методы, методики, процедуры и техники исследования;

ü определяются преимущества, ограничения и условия эффективности применения методов;

ü анализируются перспективы применения методов в новых или смежных областях научного знания;

ü осуществляется апробация и доработка методов

ü разрабатываются принципы научных исследований правила и рекомендации и проч.

Вопрос о структуре научного знания вовсе не праздный. Дело в том, что для успешного использования информации исключительно важны способы её хранения (а, значит, и структурирования). Полно представленная структура науки должна достаточно полно отражать и ее историю, и различные уровни теории, и прикладные исследования, и методологические разделы. При этом желательна тематическая разбивка: каждая тема должна представлять собой полноценный вертикальный срез и включать все разделы науки. Но науки развиваются неравномерно, поэтому такие гармоничные и хорошо структурированные системы знания встречаются чрезвычайно редко, редки и учебники, выстроенные таким логичным образом.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.